Дело №2а-1909/2022
УИД 92RS0004-01-2022-002119-56
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
02 августа 2022 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Григорьевой У.С.,
при секретаре – Вайнштейн С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю к Литвиненко ФИО6 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени,
установил:
Истец Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю (далее по тексту УФНС России по г. Севастополю) обратилось в суд с иском к Литвиненко В.Г. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени в общем размере 52 325,43 руб. Требования мотивированы тем, что ответчик состоял на учете в Межрайонной инспекции ФНС №1 по г. Севастополю. В период с 29.07.2016 по 11.04.2019 Литвиненко В.Г. состоял на учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по г. Севастополю в качестве индивидуального предпринимателя. Однако с 23.11.2020 г. ответчик состоит на учёте в УФНС России по г. Севастополю, и является плательщиком страховых взносов, на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, не производящим выплаты и иных вознаграждений физическим лицам.
Таким образом за 2018 год подлежат уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного пенсионного страхования в размере 23 186,68 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 5 840,00 руб. за 2019 год подлежат уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного пенсионного страхования в размере 8 235,43 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1 931,34 руб.
В связи с тем, что Литвиненко В.Г. задолженности по страховым взносам не уплатил, УФНС России по г. Севастополю начислены пени, в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 3 075,12 руб., на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 646,35 руб., в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 6 628,17 руб., в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1 165,27 руб., и на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 1 617,07 руб.
На дату подачи настоящего искового заявления обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, пеня должником не исполнена, вышеуказанные суммы в бюджет не поступали, бюджет несет потери. А также просит восстановить пропущенный процессуальный срок.
В судебное заседание представитель административного истца и ответчик не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело без участия представителя административного истца и ответчика Литвиненко В.Г.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Установлено, что Литвиненко В.Г. осуществлял предпринимательскую деятельность, являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии, страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
На основании Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), на основании гл. 34 НК РФ, органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Инспекцией в отношении Литвиненко В.Г. произведено исчисление страховых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Рассматриваемый спор таким случаем не является.
Судом установлено, ответчик Литвиненко В.Г. состоял на учете в Межрайонной инспекции ФНС №1 по г. Севастополю. В период с 29.07.2016 по 11.04.2019 Литвиненко В.Г. состоял на учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по г. Севастополю в качестве индивидуального предпринимателя. Однако с 23.11.2020 г. ответчик состоит на учёте в УФНС России по г. Севастополю, и является плательщиком страховых взносов, на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии, страховые взносы на обязательное медицинское страхование. Инспекцией в адрес должника были направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов №2958 от 04.02.2019 за 2018 год, однако в нарушение закона ответчиком налог не оплачен, в связи с чем, образовалась задолженность в указанном размере. Литвиненко В.Г. произвел частичную оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год, таким образом остаток задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год составил 23 186, 68 руб.
В связи с тем, что Литвиненко В.Г. несвоевременно уплатил задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное, обязательное медицинское, обязательное социальное страхование, налоговым органом начислены пени на суммы недоимки, которая образовалась у плательщика в результате неисполнения им обязанности по уплате страховых взносов.09.07.2019 заказным письмом в связи с неуплатой пени направлено требование от 21.07.2019 № 10777 об уплате пени.
Также, Инспекцией в адрес должника были направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов №19325 от 22.07.2019 за 2019 год, однако в нарушение закона ответчиком налог не оплачен.
Инспекцией у налогоплательщика выявлена задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 23 186,68 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 8 235,43 руб., пени в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 3 075,12 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 год в размере 5 840 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 1 931,34 руб., пени, в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 646,35 руб., пени, в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 6 628,17 руб., пени, в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1 165,27 руб., пени, в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 1 617,07 руб.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом пропущен срок для подачи заявления и отсутствуют уважительные причины для восстановления пропущенного срока.
Ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Инспекцией должнику было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов №2958 от 04.902.2019, со сроком исполнения до 27.02.2019 года. Однако в нарушение закона ответчиком налог не оплачен.
С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ, срок на обращение в суд с иском, истек 27.08.2019 года.
В Нахимовский районный суд административное исковое заявление поступило лишь 06.06.2022 года, т.е. по истечении установленного законном шестимесячного срока, одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Вместе с тем, суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока, исходя из следующего.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога на имущество физических лиц и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения 06.06.2022 года в Нахимовский районный суд г. Севастополя с административным иском о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени с ответчика налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы штрафа и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Доводы налогового органа об уважительности причин в связи с тем, что у Инспекции отсутствовала техническая возможность формирования искового заявления и соответствующего перечня документов не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд налоговому органу как органу, являющемуся специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, поскольку инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права применительно к положениям статьи 205 Гражданского кодекса Российской Федерации, налоговым органом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В связи с вышеизложенным, требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю Литвиненко ФИО6 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 15 августа 2022 года.
Председательствующий У.С. Григорьева