№ 21-793/2023
УИД 38RS0032-01-2023-002353-12
решение
20 ноября 2023 года .г. Иркутск
Судья Иркутского областного суда Ткачук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 на решение судьи Кировского районного суда города Иркутска от 28 сентября 2023 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Иркутского акционерного общества энергетики и электрификации,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, консультанта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов и земельного надзора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 от 17 апреля 2023 года № З-1043-в/1 Иркутское акционерное общество энергетики и электрификации (далее – АО «Иркутскэнерго», общество) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере четырехсот тысяч рублей.
Решением судьи Кировского районного суда города Иркутска от 29 июня 2023 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Иркутского областного суда от 29 августа 2023 года решение судьи Кировского районного суда города Иркутска от 29 июня 2023 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в суд.
Решением судьи Кировского районного суда города Иркутска от 28 сентября 2023 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 просит об отмене судебного акта, ссылаясь на несоответствие его требованиям законодательства.
Защитником АО «Иркутскэнерго» ФИО4 поданы возражения на жалобу должностного лица Росприроднадзора, в которых выражено согласие с выводами судьи районного суда, а также указано на невозможность проведения проверки в отношении объектов, которые не эксплуатируются собственником, вследствие чего отсутствуют обстоятельства загрязнения земельного участка.
Законный представитель АО «Иркутскэнерго», государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2, защитник ФИО3 надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. Учитывая, что необходимым и обязательным участие указанных лиц в судебном заседании не признано, полагаю возможным рассматривать жалобу в их отсутствие.
В судебном заседании защитник ФИО4 против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении Управления Росприроднадзора по Иркутской области № З-1043-в/1, материалы дела Кировского районного суда города Иркутска Номер изъят, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Часть 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Основанием для привлечения АО «Иркутскэнерго» к административной ответственности, предусмотренной названными нормами, послужили изложенные в постановлении должностного лица выводы о нарушении абзаца 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, а также информация, предоставленная АО «Иркутскэнерго» от 28 декабря 2022 года исх. Номер изъят, о том, что Обществом разработаны планы мероприятий по охране земель филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-11 на 2020-2023 годы, которыми предусмотрен систематический контроль за состоянием оборудования и территории котельной. Конкретных мероприятий, предусматривающих охрану почв, их улучшение, предотвращение их загрязнения указанным планом не предусмотрено.
Отменяя постановление должностного лица о назначении административного наказания и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии доказательств эксплуатации АО «Иркутскэнерго» объектов недвижимости, расположенных на проверяемом земельном участке (кадастровый Номер изъят).
С указанными выводами судьи Кировского районного суда города Иркутска согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» внеплановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в 2022-2023 годах проводятся в исключительных случаях, в том числе, по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.
Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 24 октября 2022 года № ВА-П11- 17970 Абрамченко В.В. Росприроднадзору поручено провести в границах территории городского округа города Усолье-Сибирское Иркутской области, подвергшейся загрязнению в результате прошлой экономической деятельности, связанной с производством химической продукции, контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных внеплановых проверок в период с 27 октября 2022 года по 1 марта 2023 года в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) и государственного земельного надзора на предмет соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, эксплуатируемые юридическими лицами, согласно приложению № 2 к настоящему поручению.
На основании решения от 5 декабря 2022 года № 589-р, в редакции решений от 13 декабря 2022 года № 614-р, от 27 декабря 2022 года Номер изъят-р в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) в границах территории городского округа города Усолье-Сибирское Иркутской области, подвергшейся загрязнению в результате прошлой экономической деятельности, связанной с производством химической продукции, в период с 12 декабря 2022 года по 13 декабря 2022 года и с 27 декабря 2022года по 12 января 2023 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории проведена внеплановая выездная проверка в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят с целью оценки соответствия деятельности АО «Иркутскэнерго», осуществляемой на указанных объектах недвижимости, обязательным требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды, по результатам которой 12 января 2023 года составлен акт № З-1043-в.
В состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером Номер изъят входят земельные участки с кадастровыми номерами: Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, которые расположены по адресу: <адрес изъят>.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки 13 декабря 2022 года проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в присутствии представителя по доверенности от 9 декабря 2022 года Номер изъят ПАО «Иркутскэнерго» ФИО6, по результатам визуального осмотра территории земельного участка установлено следующее.
Земельный участок с кадастровым номером Номер изъят приобретен ПАО «Иркутскэнерго» на основании договора купли-продажи от 26 декабря 2002года Номер изъят, для эксплуатации подстанции ПС 220-6 кВ – 0,9832 га и для эксплуатации ответвления ВЛ 220 кВ – 0,1558 га (8 участков).
В ходе проведения визуального осмотра земельных участков установлено:
1. В состав земельного участка с кадастровым номером Номер изъят входит территория с подземными путями, территория под размещение теплотрассы (теплотрубопровода) и территория, на которой построена электрокотельная и иные объекты для обеспечения деятельности котельной;
- часть территории земельного участка, на которой размещена электрокотельная, огорожена забором из бетонных плит (высота забора около 2 м), в верхней части забора проложена колючая проволока. Въезд на данную часть территории земельного участка ограничен (ворота закрыты на замок), территория охраняется вневедомственной организацией;
- на огороженной территории земельного участка расположены следующие объекты: 2 сторожки, канализационная насосная станция, склад, электрокотельная, подстанция (огорожена забором из сетки рябицы), пожарные резервуары. Электрокотельная не функционирует с 2003 года;
-теплотрасса (теплотрубопровод) демонтирована, за исключением бетонных оснований (эстакады), представляющие собой бетонные блоки, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга.
В ходе проведения визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером Номер изъят экспертом - почвоведом экспертной организации ЦЛАТИ визуально установлено наличие почвы.
2. По результатам визуального осмотра территории земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят установлено, что на указанных земельных участках расположены опоры ЛЭП; территории участков имеют твердое покрытие, отсыпаны ПГС.
Согласно экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного земельного надзора от 9 января 2023 г. Номер изъят-Г-2023 на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят, входящем в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, в местах отбора почвенных проб, органогенный плодородный слой антропогенно-преобразованной почвы, сформированной техногенным слоем при рекультивации территории, составляет 4 см., и имеет низкие показатели плодородия. В почве отмечается превышение загрязнителей, что указывает на деградацию почвенного покрова.
Согласно информации, предоставленной ПАО «Иркутскэнерго» исх. Номер изъят от 28 декабря 2022 года обществом разработаны планы мероприятий по охране земель филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-Дата изъята - 2022 годы.
Указанными планами мероприятий по охране земель предусмотрено выполнение следующего мероприятия: систематический контроль за состоянием оборудования и территории котельной (в соответствии с отчетами о выполнении мероприятий по охране земель за 2020 - 2022 года указанные мероприятия выполняются).
Конкретных мероприятий, предусматривающих охрану почв, их улучшение, предотвращение их загрязнения указанным Планом не предусмотрено.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе, радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе, принимать меры пожарной безопасности (абзац 4 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Отменяя постановление должностного лица Росприроднадзора судья Кировского районного суда города Иркутска указал на недоказанность должностным лицом факта эксплуатации объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят.
Такой вывод судьи районного суда является не соответствует имеющимся в деле доказательствам, поскольку консервация электрокотельной и подстанционного оборудования в соответствии с Указаниями «О выводе в длительную консервацию электрокотельных» от 28 октября 2003 года Номер изъят и «О консервации электрокотельной» от 27 ноября 2003 Номер изъят не препятствует в дальнейшем отмене консервации и возобновления эксплуатации данных объектов.
При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях АО «Иркутскэнерго» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует требованиям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
Допущенные судьёй Кировского районного суда города Иркутска при пересмотре дела по жалобе нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Кировского районного суда города Иркутска от 28 сентября 2023 года, вынесенное в отношении АО «Иркутскэнерго», подлежит отмене по правилам пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а дело об административном правонарушении - возвращению в Кировский районный суд города Иркутска на новое рассмотрение, поскольку не истек годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При новом рассмотрении дела судье надлежит устранить допущенные нарушения, обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела, обеспечить возможность участникам процесса для представления доказательств, исследовать имеющиеся и вновь представленные доказательства с учетом доводов жалобы, и принять законное и обоснованное решение в установленный законом срок.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 8.6, ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 8.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░