РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Касимов 27 ноября 2019 года
Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Антиповой М.Н., с участием
помощника Касимовского межрайонного прокурора Горюхиной А.В.,
административного ответчика А
представителя ГБУ РО «Касимовский ММЦ» Мельникова В.Н.,
при секретаре Пименовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Касимовского межрайонного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к А о прекращении действия права на управление транспортным средством,
руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
УСТАНОВИЛ:
Касимовский межрайонный прокурор обратился в Касимовский районный суд Рязанской области с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к А, в котором просит признать водительское удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ на право управления транаспортными средствами категории «В», «В1(АS)» административному ответчику недействиетльным и прекратить действие права А на управление транспортными средствами по водительскому удостоверению №, выданному ДД.ММ.ГГГГ. Административное исковое заявление мотивировано тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки на предмет соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части соблюдения ограничения к водительской деятельности установлено, что А ДД.ММ.ГГГГ А выдано водительское удостоверение № на право управления транспортным средством категории «В», «В1 (AS)» сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно медицинской справке, предоставленной врачом-наркологом ГБУ РО «Касимовский ММЦ», А с состоит на учете в наркологическом кабинете ГБУ РО «Касимовский ММЦ» с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ремиссия составляет 3 месяца. Указанное обстоятельство в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 (ред. от 03.08.2019), Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» является противопоказанием к осуществлению деятельности, связанной с использованием источника повышенной опасности, к которым относятся также транспортные средства. В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», прокурор просит суд удовлетворить административное исковое заявление и направить решение суда в МРЭО ГИБДД МО МВД России «Касимовский» для розыска и изъятия вышеуказанного водительского удостоверения.
Помощник Касимовского межрайонного прокурора Горюхина А.В. в судебном заседании поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям, уточнив, что требование о признании недействительным выданного на имя А водительского удостоверения связаны с заявленным требованием о прекращении действия права А. на управление транспортным средством по водительскому удостоверению на право управления транспортными средствами, выданному ДД.ММ.ГГГГ № категории «В» «В1» (АS).
Административный ответчик А в судебном заявленные прокурорм административные требования признал, подтвердив, что состоит на учете в ГБУ РО «Касимовский ММЦ» с диагнозом «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время проходит лечение и наркотические средства не употребляет.
Представитель заинтересованного лица ГБУ РО «Касимовский ММЦ» Мельников В.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании пояснил, что поскольку административный ответчик А состоит на учете с диагнозом <данные изъяты> согласно сведений наркологического кабинета ГБУ РО «Касимовский ММЦ»», он не возражает против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Заинтересованное лицо МРЭО ГИБДД МО МВД «России «Касимовский», извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, возражения по существу административного иска не представил.
Суд на основании ст.150 и ч.4 ст.263Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя указанного заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, административного ответчика, представииеля заинтересованного лица ГБУ РО «Касимовский ММЦ» суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям
(части 1 и 3 статьи 2 КАС РФ).
Регулируемые Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
В силу части 1 статьи39Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора, суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Касимовский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в связи с нарушением прав участников дорожного движения.
Частью 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г.Вене 08.11.1968 (с изм. от 23.09.2014) установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ч.3 ст.17 КонституцииРоссийской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Часть 3 ст.55 КонституцииРФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.1 ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации,опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу пункта 1 статьи1079Гражданского кодекса РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.
Частями 1,2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно абзацу 9 статьи5указанного Федерального закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с ч.1 ст.23 указанного Федерального закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств, водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами); внеочередном обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения; обязательных предварительных, периодических (не реже одного раза в два года), предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотрах; проведение санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и обучение участников дорожного движения, сотрудников экстренных оперативных служб, а также населения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (часть 6 указанной статьи).
В пункте 1 статьи 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.7 Перечня медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 (ред. от 03.08.2019), противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе пчихиечские расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ ( код заболевания по МБК ( международная классификация болезней) F10 - F16, F18, F19 до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением)
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 (ред. от 23.09.2002) "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (вместе с "Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности") утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Так, противопоказанием для управления транспортными средствами всех категорий является, в частности, эпилепсия, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Также установлено, что больные ракоманией и токсикоманией допускаюся к управлению транспортным средством категории «В» лишь при стойкой ремиссии стойкой ремиссии в течение не менее трех лет.
Согласно ч. 2 приложения № 2 к Приказу Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н (ред. от 30.07.2019) "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (код заболевания по МКБ-10): подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет; подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;
наличие у пациентов с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года ( часть 12 указанного Приложения).
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Согласно перечню медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 (ред. от 03.08.2019), перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», лица, страдающие наркоманией не имеют права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности. Управление транспортными средствами категории «В» возможно при заболевании наркоманией лишь при стойкой ремиссии. Ремиссией после лечения наркоманией является воздержание от приема наркотических веществ, а стойкая ремиссия – это выздоровление.
Из материалов дела следует, что А. ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение категории «В», «В1» (АS) серии и № со срок действия по ДД.ММ.ГГГГ.
Касимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлено, что административный ответчик состоит на диспансерном учете в накологическим кабинета ГБУ РО «Касимовский ММЦ» с диагнозом <данные изъяты> код заболевания F 19.<данные изъяты>)
Согласно Международной классификации болезней МКБ-10, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ имеют коды F10 - F19, к которым в частности относится заболевание: «Психические и поведенческие расстройства, вызванные одновременным употреблением нескольких наркотических средств и использованием других психоактивных веществ, в том числе и полинаркомания - F19.<данные изъяты>
Из выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного № следует, что А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения проходил курс стационарной медико-психологической реабилитации в отделении № ГБУ РО ОКНД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты> (код заболевания F 15.<данные изъяты>).
По сообщению врача нарколога наркологического кабинета ГБУ РО «Касимовский ММЦ» <данные изъяты> отДД.ММ.ГГГГ А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, взят на диспансерный учет ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты> F19.<данные изъяты>. На ДД.ММ.ГГГГ ремиссия составляет 3 месяца.
Из медицинской карты амбулаторного наркологического больного ГБУ РО «Касимовский ММЦ» следует, что А поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты> код по МКД F 19.<данные изъяты>.
В соответствии с перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболеваний F10 - F19), являются медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством.
Кроме того, согласно сведениям информационного Центра УМВД России по Рязанской области, предоставленного МО МВД ФИО3 «Касимовский» от ДД.ММ.ГГГГ, А. неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ, привлекался к административной ответственности по ст. 6.9.1. КоАП РФ, а именно за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Также привлечен к уголовной ответственности по ч.3 ст. 30 пункт (г) ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
Таким образом, сведений о наличии у А стойкой ремиссии либо снятии последнего с диспансерного учета, не имеется.
Поскольку А имеет заболеванием, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения его права на управление транспортными средствами.
Одновременно с этим суд приходит к выводу о необходимости объявления в установленном законом порядке в розыск и изъятия водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя А, который следует осуществить компетентным органом МО МВД России «Касимовский».
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Касимовского межрайонного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к А о прекращении действия права на управление транспортным средством- удовлетворить.
Прекратить действие права А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами по водительскому удостоверению на право управления транспортными средствами, выданному ДД.ММ.ГГГГ № категории «В» «В1 (АS)».
Копию решения суда после его вступления в законную силу направить в МО МВД России «Касимовский» для розыска и изъятия водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя А.
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд с подачей жалобы, представления через Касимовский районный суд Рязанской области.
Судья
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья