Решение по делу № 2а-707/2019 от 06.11.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



г. Касимов 27 ноября 2019 года

Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Антиповой М.Н., с участием

помощника Касимовского межрайонного прокурора Горюхиной А.В.,

административного ответчика А

представителя ГБУ РО «Касимовский ММЦ» Мельникова В.Н.,

при секретаре Пименовой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Касимовского межрайонного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к А о прекращении действия права на управление транспортным средством,

руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

УСТАНОВИЛ:

Касимовский межрайонный прокурор обратился в Касимовский районный суд Рязанской области с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к А, в котором просит признать водительское удостоверение , выданное ДД.ММ.ГГГГ на право управления транаспортными средствами категории «В», «В1(АS)» административному ответчику недействиетльным и прекратить действие права А на управление транспортными средствами по водительскому удостоверению , выданному ДД.ММ.ГГГГ. Административное исковое заявление мотивировано тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки на предмет соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части соблюдения ограничения к водительской деятельности установлено, что А ДД.ММ.ГГГГ А выдано водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории «В», «В1 (AS)» сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно медицинской справке, предоставленной врачом-наркологом ГБУ РО «Касимовский ММЦ», А с состоит на учете в наркологическом кабинете ГБУ РО «Касимовский ММЦ» с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ремиссия составляет 3 месяца. Указанное обстоятельство в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 (ред. от 03.08.2019), Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» является противопоказанием к осуществлению деятельности, связанной с использованием источника повышенной опасности, к которым относятся также транспортные средства. В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», прокурор просит суд удовлетворить административное исковое заявление и направить решение суда в МРЭО ГИБДД МО МВД России «Касимовский» для розыска и изъятия вышеуказанного водительского удостоверения.
Помощник Касимовского межрайонного прокурора Горюхина А.В. в судебном заседании поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям, уточнив, что требование о признании недействительным выданного на имя А водительского удостоверения связаны с заявленным требованием о прекращении действия права А. на управление транспортным средством по водительскому удостоверению на право управления транспортными средствами, выданному ДД.ММ.ГГГГ категории «В» «В1» (АS).

Административный ответчик А в судебном заявленные прокурорм административные требования признал, подтвердив, что состоит на учете в ГБУ РО «Касимовский ММЦ» с диагнозом «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время проходит лечение и наркотические средства не употребляет.

Представитель заинтересованного лица ГБУ РО «Касимовский ММЦ» Мельников В.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании пояснил, что поскольку административный ответчик А состоит на учете с диагнозом <данные изъяты> согласно сведений наркологического кабинета ГБУ РО «Касимовский ММЦ»», он не возражает против удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Заинтересованное лицо МРЭО ГИБДД МО МВД «России «Касимовский», извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, возражения по существу административного иска не представил.

Суд на основании ст.150 и ч.4 ст.263Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя указанного заинтересованного лица.

Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, административного ответчика, представииеля заинтересованного лица ГБУ РО «Касимовский ММЦ» суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям

(части 1 и 3 статьи 2 КАС РФ).

Регулируемые Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

В силу части 1 статьи39Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора, суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Касимовский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в связи с нарушением прав участников дорожного движения.

Частью 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г.Вене 08.11.1968 (с изм. от 23.09.2014) установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Согласно ч.3 ст.17 КонституцииРоссийской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Часть 3 ст.55 КонституцииРФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п.1 ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации,опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу пункта 1 статьи1079Гражданского кодекса РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.

Частями 1,2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

Согласно абзацу 9 статьи5указанного Федерального закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.

В соответствии с ч.1 ст.23 указанного Федерального закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств, водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами); внеочередном обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения; обязательных предварительных, периодических (не реже одного раза в два года), предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотрах; проведение санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и обучение участников дорожного движения, сотрудников экстренных оперативных служб, а также населения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (часть 6 указанной статьи).

В пункте 1 статьи 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п.7 Перечня медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 (ред. от 03.08.2019), противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе пчихиечские расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ ( код заболевания по МБК ( международная классификация болезней) F10 - F16, F18, F19 до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением)

Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 (ред. от 23.09.2002) "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (вместе с "Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности") утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Так, противопоказанием для управления транспортными средствами всех категорий является, в частности, эпилепсия, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Также установлено, что больные ракоманией и токсикоманией допускаюся к управлению транспортным средством категории «В» лишь при стойкой ремиссии стойкой ремиссии в течение не менее трех лет.

Согласно ч. 2 приложения № 2 к Приказу Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н (ред. от 30.07.2019) "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.

Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (код заболевания по МКБ-10): подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет; подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;

наличие у пациентов с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года ( часть 12 указанного Приложения).

Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.

Согласно перечню медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 (ред. от 03.08.2019), перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», лица, страдающие наркоманией не имеют права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности. Управление транспортными средствами категории «В» возможно при заболевании наркоманией лишь при стойкой ремиссии. Ремиссией после лечения наркоманией является воздержание от приема наркотических веществ, а стойкая ремиссия – это выздоровление.

Из материалов дела следует, что А. ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение категории «В», «В1» (АS) серии и со срок действия по ДД.ММ.ГГГГ.

Касимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлено, что административный ответчик состоит на диспансерном учете в накологическим кабинета ГБУ РО «Касимовский ММЦ» с диагнозом <данные изъяты> код заболевания F 19.<данные изъяты>)

Согласно Международной классификации болезней МКБ-10, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ имеют коды F10 - F19, к которым в частности относится заболевание: «Психические и поведенческие расстройства, вызванные одновременным употреблением нескольких наркотических средств и использованием других психоактивных веществ, в том числе и полинаркомания - F19.<данные изъяты>

Из выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного следует, что А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения проходил курс стационарной медико-психологической реабилитации в отделении ГБУ РО ОКНД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты> (код заболевания F 15.<данные изъяты>).

По сообщению врача нарколога наркологического кабинета ГБУ РО «Касимовский ММЦ» <данные изъяты> отДД.ММ.ГГГГ А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, взят на диспансерный учет ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты> F19.<данные изъяты>. На ДД.ММ.ГГГГ ремиссия составляет 3 месяца.

Из медицинской карты амбулаторного наркологического больного ГБУ РО «Касимовский ММЦ» следует, что А поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты> код по МКД F 19.<данные изъяты>.

В соответствии с перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболеваний F10 - F19), являются медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством.

Кроме того, согласно сведениям информационного Центра УМВД России по Рязанской области, предоставленного МО МВД ФИО3 «Касимовский» от ДД.ММ.ГГГГ, А. неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ, привлекался к административной ответственности по ст. 6.9.1. КоАП РФ, а именно за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Также привлечен к уголовной ответственности по ч.3 ст. 30 пункт (г) ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.

Таким образом, сведений о наличии у А стойкой ремиссии либо снятии последнего с диспансерного учета, не имеется.

Поскольку А имеет заболеванием, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения его права на управление транспортными средствами.

Одновременно с этим суд приходит к выводу о необходимости объявления в установленном законом порядке в розыск и изъятия водительского удостоверения , выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя А, который следует осуществить компетентным органом МО МВД России «Касимовский».

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Административное исковое заявление Касимовского межрайонного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к А о прекращении действия права на управление транспортным средством- удовлетворить.

Прекратить действие права А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами по водительскому удостоверению на право управления транспортными средствами, выданному ДД.ММ.ГГГГ категории «В» «В1 (АS)».

Копию решения суда после его вступления в законную силу направить в МО МВД России «Касимовский» для розыска и изъятия водительского удостоверения , выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя А.

Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд с подачей жалобы, представления через Касимовский районный суд Рязанской области.

Судья

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

2а-707/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Касимовский межрайонный прокурор
Ответчики
Алексеев Илья Николаевич
Другие
ГБУ РО "Касимовский ММЦ"
МО №1 МРЭО ГИБДД г. Касимов УМВД России по Рязанской области
Суд
Касимовский районный суд Рязанской области
Судья
Антипова Марина Николаевна
Дело на сайте суда
kasymovsky.riz.sudrf.ru
06.11.2019Регистрация административного искового заявления
06.11.2019Передача материалов судье
08.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
08.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2019Судебное заседание
07.04.2020Регистрация административного искового заявления
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2020Судебное заседание
29.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2020Дело оформлено
27.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее