Дело № 2а-1608/2020
Изготовлено 19.05.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2020 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Масловой В.В.,
при секретаре Яганшиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-сайтах <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование указал, что прокуратурой округа проведен мониторинг сети Интернет на предмет распространения информации в сфере оборота продукции, представляющей угрозу жизни и здоровья населения.
В ходе проверки установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах <данные изъяты> размещены статьи, содержащие информацию о реализации «жиросжигателя» DNP (Динитрофенол) дистанционным способом.
Доступ к данным сайтам является открытым для круглосуточного доступа, не требует обязательной предварительной регистрации пароля, ознакомиться с их содержанием может любой пользователь сети.
При этом, в силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требования нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом (далее также - Правила), в соответствии с п. 5 которых продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации не допускается.
Пунктом 3 письма Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом» установлено, что ограничения, введенные пунктом 5 Правил, также распространяются в целом и на продажу Жиросжигателя DNP (Динитрофенол), поскольку по информации, размещенной на официальном сайте Роспотребнадзора Жиросжигатель DNP (Динитрофенол) признан опасным для жизни и здоровья, не разрешен к обороту как пищевой продукт, не зарегистрирован не разрешен к обороту как пищевой продукт, не зарегистрирован в качестве специализированного питания для спортсменов, лекарственного средства, биологически активной, пищевой добавок.
Статьей 9 указанного Федерального закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На момент проверки указанный Интернет-ресурс в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесены, что подтверждается прилагаемой заверенной копией общедоступных сведений с официального сайта Роскомнадзора.
Просит признать указанную информацию, размещенную на сайтах по сетевым адресам <данные изъяты>; распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца иск поддержал, пояснив, что установить сведения о владельце сайта, местонахождении владельца доменного имени не представляется возможным.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в лице Управления Роскомнадзора по Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия.
В силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет административное исковое заявление.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Октябрьского административного округа г.Мурманска проведен мониторинг сети Интернет на предмет распространения в свободном доступе информации, запрещенной на территории РФ.
В ходе мониторинга сети Интернет, установлена интернет-страница, расположенная по сетевым адресам <данные изъяты> размещены статьи, содержащие информацию о реализации «жиросжигателя» DNP (Динитрофенол) дистанционным способом. Доступ к данным сайтам является открытым для круглосуточного доступа, не требует обязательной предварительной регистрации пароля, ознакомиться с их содержанием может любой пользователь сети.
Данная страница в информационно-коммуникационной сети Интернет открыта для свободного доступа неопределенного круга лиц. На момент проверки вышеуказанный интернет ресурс в единый реестр информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не внесен, установить информацию о владельце сайта, местонахождении владельца домена не представляется возможным.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» (далее по тексту - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
Пунктом 3 письма Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом» установлено, что ограничения, введенные пунктом 5 Правил, также распространяются в целом и на продажу Жиросжигателя DNP (Динитрофенол), а также иных товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ,. размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия населения, жиросжигатель DNP (ДНП, ДНФ, 2,4 Динитрофенол) признан опасным для жизни и здоровья, не разрешен к обороту как пищевой продукт, не зарегистрирован в качестве специализированного питания для спортсменов, лекарственного средства, биологически активной, пищевой добавок.
Устанавливая запрет на продажу Жиросжигателя DNP дистанционным способом, законодатель исходил из того, что при заключении договора купли- продажи товаров дистанционным способом продавец не может в каждом случае достоверно убедиться в достижении покупателем совершеннолетия, в том числе потребовать у покупателя документ, удостоверяющий личность, поскольку в силу пункта 1 статьи 26.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, пункта 2 статьи 497 ГК РФ договор розничной купли- продажи дистанционным способом заключается на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ) предусмотрено, что распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ установлен запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом (далее также - Правила), в соответствии с п. 5 которых продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации не допускается.
Данные обстоятельства подтверждаются скриншотами Интернет-страниц. Информация о владельцах сайтов, согласно сведениям, представленным Управления Роскомнадзора по Мурманской области, отсутствует, установить администраторов доменных имен не представляется возможным.
Согласно части 2 статьи 15.1 Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент проверки указанные Интернет ресурсы в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесены, что подтверждается прилагаемой заверенной копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ).
Целью обращения прокурора с настоящим заявлением в интересах Российской Федерации о признании вышеуказанной информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в связи с наличием факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
При таких обстоятельствах, административный иск прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети Интернет на страницах <данные изъяты> запрещенной к распространению в Российской Федерации – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет на страницах <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Маслова