Решение по делу № 3а-34/2020 от 09.01.2020

УИД 19OS0000-01-2020-000001-98

Дело № 3а-34/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    г. Абакан                                        06 мая 2020 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Маховой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Потылицына А.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии      по Республике Хакасия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

Потылицын А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости         объекта недвижимости с кадастровым номером Выражая несогласие с кадастровой стоимостью, просит установить стоимость нежилого производственного здания равной его рыночной стоимости в размере            1 700 000 рублей.

Административный истец Потылицын А.Н. в судебное заседание                 не явился, представитель Соколов С.О. представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Определением суда от 02 марта 2020 г. в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Представители административных ответчиков Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Управления Росреестра по Республике Хакасия, представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации Боградского района Республики Хакасия, Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Республике Хакасия      в судебное заседание не явились, представителей не направили.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра         по Республике Хакасия Музалева Н.А. представила письменный отзыв,               в котором указала, что право административного истца по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не оспаривает, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Стеценко О.Н. представила письменный отзыв, в котором указала, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку не является                     ни государственным органом, утвердившим оспариваемую административным истцом кадастровую стоимость, ни государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права            и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения     в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г.              № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»               (далее – Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден          на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены            о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки      представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной     для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки              в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная            в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 3 Закона об оценочной деятельности).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости              его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена             его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ).

Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 24.18 Закона              об оценочной деятельности, предусматривающей, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих     при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28) разъяснено,                что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения,                 а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Потылицыну А.Н. на праве собственности принадлежит нежилое здание     с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 22 мая 2018 г.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации             (далее - НК РФ) Потылицын А.Н. является налогоплательщиком налога                    на имущество физических лиц.

На основании пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок        до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Статьей 1 Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 г. № 64-ЗРХ установлена единая дата начала применения на территории Республики Хакасия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов      налогообложения - 01 января 2016 года.

Согласно части 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности            государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации,                 по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

На основании статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости        в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости               в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии         с настоящей статьей.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Приказом Росреестра от 12 мая 2015 г. № П/210 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости          и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение             их количественных и (или) качественных характеристик.

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости                сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены             в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного ФГБУ «ФКП Росреестра» 22 мая 2018 г.

Аналогичные данные содержатся в выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости: дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости),                         - 22 мая 2018 г.; кадастровая стоимость – 9 242 266,46 рублей.

В пункте 7 (абзац 1) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 разъяснено, что на основании части 4 статьи                   38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером утверждена актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 22 мая 2018 г.

Из указанного акта следует, что кадастровая стоимость                     объекта недвижимости с кадастровым номером определена путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу (7421,1229 рублей),     в котором расположен объект недвижимости, на его площадь (1245,40 кв. м).

При определении кадастровой стоимости использовано значение среднего/минимального удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденного Приказом Минимущества Республики Хакасия от 27 октября 2016 г. № 020-146-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Хакасия» (приложение               № 2 к приказу).

Полагая, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости      не соответствует рыночной стоимости и нарушает права как плательщика налога, Потылицын А.Н. 09 января 2020 г. обратился в суд с административным иском.

В обоснование административного иска представлен отчет об оценке          № О-2019-65 от 25 декабря 2019 г., выполненный оценщиком                          ООО «Экспертно-аудиторская палата» Степановой Н.Н., согласно которому     на 22 мая 2018 г. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет сумму в размере 1 700 000 рублей.

Суд полагает возможным принять указанный отчет в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку данный отчет соответствует требованиям закона, составлен специалистом, имеющим специальное образование, являющимся членом саморегулируемой организации; отчет отвечает требованиям научности, обоснованности, логичности, содержит подробное описание проведенного исследования, ссылки на использованные                     при проведении оценки материалы; выводы оценщика понятны.

Возражений относительно достоверности определенной в отчете                   стоимости объекта недвижимости и соответствие отчета требованиям законодательства Российской Федерации лицами, участвующими в деле,            не заявлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость.

Часть 3 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты                         их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии             или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 отмечено, что дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года,     в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

На основании пункта 2 статьи 403 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются     при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 обращено внимание, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период,    в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости,                       и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости              в государственный кадастр недвижимости.

С учетом изложенного, принимая во внимание положения статьи                      403 НК РФ, установленная настоящим решением кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с 22 мая 2018 г. до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости                 в государственный кадастр недвижимости.

Часть 6 статьи 24.20 Федерального закона об оценочной деятельности закрепляет, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Потылицына А.Н.     к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра         и картографии по Республике Хакасия, Министерству имущественных                   и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой объекта недвижимости, поступившее в суд                       09 января 2020 г., удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной       его рыночной стоимости в размере 1 700 000 рублей с 22 мая 2018 г. до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости                 в государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца                  со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                          Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 12 мая 2020 г.

3а-34/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Потылицын Артем Николаевич
Ответчики
Управление Росреестра по Республике Хакасия
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия
Другие
Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Хакасия
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Правительство Республики Хакасия
администрация Боградского района
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Редько Евгений Павлович
Дело на странице суда
vs.hak.sudrf.ru
09.01.2020Регистрация административного искового заявления
09.01.2020Передача материалов судье
10.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.01.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2020Подготовка дела (собеседование)
14.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Подготовка дела (собеседование)
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2020Судебное заседание
06.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2020Дело оформлено
07.08.2020Дело передано в архив
06.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее