УИД 74RS0027-01-2023-002378-78 копия
Дело № 2-215/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 марта 2024 года г. Карабаш
Кыштымский городской суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи Браилко Д.Г.,
при секретаре Якушкиной А.В.,
с участием прокурора – прокурора г. Карабаша Пичугина В.В. и помощника прокурора г. Карабаша Багаутдинова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Олейниковой Елены Владимировны к Шилову Александру Владимировичу о лишении права на выплату единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суде с иском к Шилову А.В. о лишении ответчика права на выплату единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего.
В обоснование исковых требований истец указал, что 10.11.2023 года находясь при исполнении обязанностей военной службы, погиб ФИО1 Истец и ответчик являются родителями ФИО1 и имеют право на получение мер социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего. Ответчик обратился за получением соответствующей выплаты. Вместе с тем истец полагает, что ответчик не достоин права на получение мер социальной поддержки, поскольку фактически отказался от выполнения своих обязанностей родителя по воспитанию и содержанию ребенка. Уточнив исковые требования просила лишить Шилова А.В. права на получение социальных и иных выплат связанных с гибелью военнослужащего и признать истца единственным выгодоприобретателем.
В судебное заседание истец, будучи своевременно и надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования посчитала обоснованными, поскольку ответчик при жизни ФИО1 не принимал участия в жизни ребенка и становлении его как личности, не оказывал ФИО1 отцовской заботы, внимания. Наоборот ответчик уклонялся от исполнения обязанности родителя, не уплачивал алименты, за что был привлечен к уголовной ответственности.
Ответчик Шилов А.В. о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования посчитал необоснованными, так как со стороны истца имели место злоупотребление правами родителя, что выражалось в воспрепятствовании общению с ребенком, высказывании угроз о возбуждении уголовного дела, при попытках ответчика восстановить отношения с ребенком.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования посчитал необоснованными, так как ответчик не лишен родительских прав, со стороны истца чинились препятствия в общении с ребенком.
Представители третьих лиц о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились. Представитель АО «Согаз» и Управления социальной защиты населения Администрации Карабашского городского округа просили рассмотреть дело в свое отсутствие, при вынесении решения полагались на усмотрение суда. Причина неявки иных лиц не известна.
С учетом мнения лиц участвующих в деле суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, заключение прокурора, допросив свидетелей, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7 Конституции РФ). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39 Конституции РФ).
Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В судебном заседании установлено, что истец и ответчик состояли в зарегистрированном браке, который прекращен 01.06.1994 года. От брака стороны имеют общего ребенка – ФИО27 (ФИО29) ФИО33 ДАТА года рождения.
Согласно справки военного комиссариата городов Кыштыма и Карабаша ФИО1 с 03.10.2022 года призван на военную службу по мобилизации на основании Указа Президента РФ от 21.09.2022 года № 647.
Согласно свидетельству о смерти ФИО1 умер 10.11.2023 года на территории Донецкой Народной Республики г. Донецк.
Пунктом 1 ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся и военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются в том числе родители (усыновители) застрахованного лица (абз 3. п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
В ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди них гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, военных сборов.
В ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.
Так, согласно абз. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, выгодоприобретателям в равных долях выплачивается сумма в размере 2 000 000 руб.
Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абз. 9 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ).
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Согласно п. 2 ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются в том числе родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 20 октября 2010 г. N 18-П, от 17 мая 2011 г. N 8-П, от 19 мая 2014 г. N 15-П, от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), и страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации").
К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установили систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ и в статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Семейная жизнь в понимании ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации).Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статья 69, статья 73 Семейного кодекса Российской Федерации) (абзацы первый, второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).
Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим (абзац первый пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).
В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (часть 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации) (подпункт "а" пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).
Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
Тем самым, анализируя названным выше правовые нормы, суд приходит к выводу, что нормы материального права в их системной взаимосвязи с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о целях правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, допускают возможность лишения одного из родителей права на получение единовременной выплаты и страховой суммы в связи с гибелью (смертью) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, в случае не исполнения указным родителем своих родительских обязанностей по содержанию и воспитанию ребёнка.
Указанная правовая позиция выражена Верховным Судом РФ в определении от 28.10.2019 года N 25-КГ19-9.
В судебном заседании ответчик не оспаривал факт обращения с заявлением на получение компенсационных и иных выплат, установленных действующим законодательством РФ в связи с гибелью сына ФИО1 при исполнении воинской обязанности.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением истец указал, что ответчик не занимался воспитанием и содержанием ребенка на протяжении всей его жизни, от воспитания ребенка самоустранился.
В соответствии по ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В подтверждение своей позиции истцом представлены:
- показания свидетеля ФИО11, о том, что состоял в браке с Олейниковой Е.В. У Олейниковой Е.В., от предыдущего брака, имелся сын – ФИО4. Биологический отец ребенка – Шилов А.В., за период проживания свидетеля в браке с Олейниковой Е.В., к ребенку не приходил, наладить детско – родительские отношения не стремился, подарки не дарил, с днем рождения и другими праздниками не поздравлял, иным образом участия в воспитании ребенка не принимал. Со своей стороны Олейникова Е.В. препятствий Шилову А.В. в общении с ребенком не чинила;
- показания свидетелей ФИО9 и ФИО10 о том, что работали воспитателями в детском саду г. Карабаша. Одним из их воспитанников был ФИО1. В жизни ребенка активное участие принимали мать – Олейникова Е.В., ее супруг – ФИО11, а так же ФИО12 и ФИО13 - бабушка и дедушка ребенка со стороны матери. За время посещения ребенком детского сада Шилов А.В. к ребенку не приходил, участия в жизни ребенка в период его посещения детского сада не принимал. Мать, бабушка и дедушка ребенка не сообщали воспитателям о необходимости ограничения участия Шилова А.В. в общении с ребенком;
- показаниями свидетеля ФИО14 о том, что работала в должности учителя начальных классов средней школы в г. Карабаш. В период с 2000 года по 2004 у нее учился ФИО1. В образовательном процессе со стороны родителей всегда участвовала мать ребенка - Олейникова Е.В. и ФИО11 Шилов А.В. в школу не приходил, успехами ребенка в школе не интересовался. Олейникова Е.В. не сообщала учителям о запрете Шилова А.В. на общение с ФИО1;
-показаниями свидетеля ФИО15, о том, что у него был друг – ФИО1, который погиб 10.11.2023 года. С ФИО27 дружили с детского сада. Все праздники и дни рождения старались отмечать вместе. Из близких родственников ФИО4 всегда окружали мать, отчим ФИО28, дедушка и бабушка ФИО27. Биологический отец ФИО4 – Шилов А.В. участия в его жизни не принимал, подарков не дарил, с праздниками не поздравлял, успехами в учебе не интересовался. В свою очередь ФИО4 не сообщал о намерении ФИО29 установить с ним родительские отношения. Показания указанного свидетеля подтвердили ФИО16 и ФИО17;
- показания свидетеля ФИО18 о том, что проживает по адресу АДРЕС. По соседству с ней проживала семья ФИО27: ФИО34 и ФИО36, которые приходились дедушкой и бабушкой ФИО1. Вместе с ФИО27 проживала их дочь Елена, которая зарегистрировала брак с ФИО29 и ушла жить к мужу. Однако через некоторое время Елена вернулась жить к родителям вместе с новорожденным ребенком. Свидетель была очевидцем того, как однажды Шилов А.В. пришел к дому, где проживала Олейникова Е.В. с родителями и учинил ссору с Олениковой;
- свидетель ФИО19 в судебном заседании показала, что была очевидцем применения Шиловым А.В. насилия к Олейниковой Е.В. Так же показала, что слышала как Шилов А.В. высказал Олейниковой Е.В. что ФИО4 не его сын, после чего Олейникова Е.В. сменила фамилию своему сыну с ФИО29 на ФИО27;
- свидетель ФИО20 в судебном заседании показала, что в период с 1993 года по 2017 год работала судебным приставом – исполнителем. В отношении Шилова А.В. в службе судебных приставов находилось исполнительное производство о взыскании алиментов. Поскольку Шилов алименты не платил, о своем месте работы не сообщал, то свидетелем, с целью взыскания алиментов, был наложен арест на имущество Шилова – автомобиль. В свою очередь Шилов А.В. не сообщал, о том, что Олейникова Е.В. препятствует ему в общении с ребенком, в связи чем он не уплачивает алименты.
Так же стороной истца предоставлены следующие документы:
- постановление Карабашского народного суда от 19.11.1993 года о взыскании с Шилова А.В. в пользу Шиловой Е.В. алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка;
- постановление Администрации г. Карабаша от 07.10.1994 года об изменении фамилии несовершеннолетнему ФИО22;
- приговор мирового судьи судебного участка № 1 г. Карабаша от 31.03.2011 г. о привлечении к уголовной ответственности Шилова А.В. за совершение преступления предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ, имевшего место в период с 2006 года по 06.07.2011 года. Мировым судьей установлено, что Шилов А.В. имея доход не выплачивал алименты, о регистрации в службе занятости и получения пособия по безработице судебного пристава не уведомлял, так же не уведомлял службу судебных приставов о трудоустройстве, таким образом, злостно уклонялся от уплаты алиментов. Из содержания приговора следует, что присутствующий в судебном заседании потерпевшей ФИО1 показал, что подсудимый Шилов А.В. ему не знаком, о том что является отцом потерпевшему известно со слов матери, Шилов не участвовал в воспитании и содержании потерпевшего, материальной помощи на содержание не оказывал.
Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что в судебном заседании установлен и подтверждён факт неисполнения ответчиком своих родительских обязанностей по содержанию и воспитанию ФИО1 как до достижения им совершеннолетия так и отсутствие семейных и родственных связей между ответчиком и ФИО1 после достижения ребенком совершеннолетия, ввиду чего, принимая во внимание, что меры социальной поддержки, предоставляемые в случае его гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы, направленны на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью), суд находит заявленные требования о лишении ответчика права на получение мер социальной поддержки и страховых сумм законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание, что право на общение родителя с ребенком охраняется законом, суд критически оценивает доводы ответчика и показания свидетеля ФИО23, о том, что Олейникова Е.В. чинила ответчику препятствия в общении с ребенком, а так же критически оценивает показания свидетелей ФИО24 и ФИО25 о желании ответчика производить уплату алиментов на содержание ребенка, поскольку на протяжении всей жизни ФИО1 ответчик не пытался установить с ним порядок общения, а равно определить место жительства ребенка. Напротив, в судебном заседании ответчик подтвердил, что до совершеннолетия ребенка с ним не общался, в том числе и после достижения ребенком 14 возраста, в образовательные, медицинские организации с целью получения информации о жизни и здоровье сына, его успеваемости, что могло бы свидетельствовать о проявлении заботы с его стороны о ребенке, не обращался. Из показаний ФИО1 данных в ходе рассмотрения уголовного дела следует, что Шилова А.В. он не знает, подсудимый потерпевшего не навещал. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ответчиком, невозможность общения с ФИО1 по независящим от Шилова А.В. причинам и, прежде всего, в связи с неприязненным отношением со стороны матери ребёнка (истца), не доказана.
Принимая во внимание, что истец является СВЕДЕНИЯ ИСКЛЮЧЕНЫ, ввиду чего освобождена от уплаты государственной пошлины, суд, на основании ст. 98 ГПК РФ приходит к выводу о взыскании с Шилова А.В. в доход местного бюджета государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Олейниковой Елены Владимировны (паспорт серии НОМЕР), к Шилову Александру Владимировичу (паспорт серии НОМЕР) о лишении права на выплату единовременного пособия и страховой суммы удовлетворить.
Лишить ответчика Шилова Александра Владимировича права на меры социальной поддержки, как родителя погибшего при исполнении обязанностей военной службы ФИО1, в том числе, единовременного пособия, страховой выплаты, единовременной выплаты, региональной единовременной выплаты, иных выплат представляемых родителям военнослужащего в случае его гибели при исполнении обязанностей военной службы.
Признать Олейникову Елену Владимировну (паспорт серии НОМЕР) ДАТА года рождения, уроженку АДРЕС единственным членом семьи по категории "Родители" (выгодоприобретатели), имеющим право на получение единовременного пособия, страховой выплаты, единовременной выплаты, региональной единовременной выплаты, иных выплат представляемых родителям военнослужащего ФИО1 ДАТА года рождения погибшего (умершего) 10.11.2023 года в период прохождения военной службы, при исполнении обязанностей военной службы.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Кыштымский городской суд, постоянное судебное присутствие в г. Карабаше
Председательствующий: (подпись) Д.Г.Браилко
Мотивированное решение суда составлено ДАТА.
Копия верна:
Судья: Д.Г.Браилко
Секретарь: А.В.Якушкина
Решение суда не вступило в законную силу.
Судья: Д.Г.Браилко
Секретарь: А.В.Якушкина
Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела №2-215/2024 Кыштымского городского суда ПСП в г.Карабаше Челябинской области