Решение по делу № 33а-3572/2020 от 27.10.2020

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

       РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    судья Гурман З.В.

    дело № 33а-3572

    поступило 27 октября 2020 года

    УИД 04RS0007-01-2020-001690-54

    А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    11 ноября 2020 года                                                                   г. Улан-Удэ

    Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия

    в составе председательствующего судьи Булгытовой С.В.

    судей Ихисеевой М.В., Назимовой П.С.

    при секретаре Эрдынеевой Е.К.

    рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску гражданина Монголии Бааста Ариунсуха к МВД по Республике Бурятия об оспаривании решений

    по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 сентября 2020 года, которым административный иск удовлетворен.

    Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения представителя МВД по Республике Бурятия Шелковниковой Е.Ю., Бааста Ариунсуха и его представителя Миронова В.Л., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия

    У С Т А Н О В И Л А:

    1. Гражданин Монголии Бааст Ариунсух просил суд признать незаконными и отменить решение МВД по Республике Бурятия от 12 марта 2020 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и решение МВД по Республике Бурятия от 18 марта 2020 года, оформленное как заключение № 817/2019/03, об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

    Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 5 июня 2020 года административный иск удовлетворен.

    19 августа 2020 года судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия отменила решение суда и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с тем, что МВД по Республике Бурятия не было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания.

    При новом рассмотрении дела районный суд удовлетворил административный иск.

    В апелляционной жалобе МВД по Республике Бурятия ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

    В заседании суда апелляционной инстанции представитель МВД по Республике Бурятия поддержала доводы жалобы, Бааст Ариунсух и его представитель возражали против отмены решения.

    2. Рассмотрев дело, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

    Подпункт 11 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусматривает, что въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.

    Из решения МВД по Республике Бурятия от 12 марта 2020 года следует, что въезд в Российскую Федерацию не разрешен Баасту Ариунсуху на основании указанной нормы, поскольку постановлениями начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Кяхтинскому району Республики Бурятия от 5 июля 2019 года №№ 588 и 589 Бааст Ариунсух привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 18.17 и части 2 статьи 18.8 КоАП РФ.

    Согласно заключению МВД по Республике Бурятия от 18 марта 2020 года аннулировано выданное Баасту Ариунсуху разрешение на временное проживание в Российской Федерации.

    Административный истец не согласен с решениями МВД по Республике Бурятия, ссылаясь на то, что дела об административных правонарушениях подлежали рассмотрению в одном производстве с вынесением одного постановления, не учтены обстоятельства, связанные с его семейной жизнью.

Суд первой инстанции проверил доводы административного истца и принял правильное решение об удовлетворении административного иска,

В Определении Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 № 55-О указано, что, оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

    В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 за 2016 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 06 июля 2016 года (раздел «Судебная коллегия по административным делам», пункт I), указано, что при рассмотрении вопросов, касающихся неразрешения иностранному гражданину въезда в Российскую Федерацию, следует учитывать конкретные обстоятельства дела, в том числе связанные с личностью иностранного гражданина, его семейным и социальным положением, наличием дохода и родом деятельности, обеспеченностью жильем и т.д.

В соответствии со статьей 8 Конвенция о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» содержит следующие разъяснения.

Как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод. Например, исходя из практики Европейского Суда использование изображения гражданина без его согласия представляет собой ограничение соответствующих прав, гарантируемых Конвенцией.

При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).

Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.

Согласно пункту 8 данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Обратить внимание судов на то, что ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.

    Районным судом установлено, что административный истец проживает на территории Российской Федерации вместе с супругой М и сыном Б, которые имеют разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации до 02 октября 2022 года и до 27 сентября 2022 года соответственно.

С 10 октября 2019 года Бааст Ариунсух состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации, ему присвоен ИНН.

Его сын является студентом Уральского государственного юридического университета (г. Екатеринбург).

Супруга административного истца М находится на постоянном лечении в МНЦ «<...>» (г. Улан-Удэ) с диагнозом «<...>.

В настоящее время семья административного истца приобрела квартиру в г. <...> Республики Бурятия.

Эти сведения верно оценены районным судом как подтверждающие намерение административного истца проживать в Российской Федерации на законных основаниях.

Также суд первой инстанции исследовал обстоятельства, связанные с привлечением Бааста Ариунсуха к административной ответственности, и пришел к выводу, что фактически Бааст Ариунсух подлежал однократному привлечению к административной ответственности.

Этот вывод является правильным, основанным на материалах дела и нормах права.

Оба постановления вынесены одним и тем же должностным лицом по одному и тому же факту – осуществлению административным истцом 05 июля 2019 года в 17 часов 30 минут на территории военного городка в                   г. Кяхта, у магазина «<...>» торговой деятельности, нарушающей требования действующего законодательства и не соответствующей цели въезда в Российскую Федерацию.

Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Довод апелляционной жалобы о том, что в данном деле суд необоснованно сделал вывод о нарушении норм КоАП РФ должностным лицом, рассматривавшим дела об административных правонарушениях, подлежит отклонению.

Поскольку судам предписано проверять необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств, районный суд правомерно дал оценку назначению административного наказания.

    Характер административных правонарушений, последующее поведение Бааста Ариунсуха, своевременно оплатившего административные штрафы и не привлекавшегося более к административной ответственности, верно расценены районным судом как не свидетельствующие о явном пренебрежении установленного государством порядка.

Оспариваемые решения чрезмерно ограничивают право Бааста Ариунсуха на уважение семейной жизни и несоразмерны тяжести совершенных административных правонарушений, поэтому решение суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

    Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

     О П Р Е Д Е Л И Л А:

    Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 сентября 2020 года по административному иску гражданина Монголии Бааста Ариунсуха к МВД по Республике Бурятия об оспаривании решений оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.

    Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

    Председательствующий судья

    Судьи

33а-3572/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Бааст Ариунсух
Ответчики
Министерство внутренних дел по Республике Бурятия
Управление по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия
Другие
Дамдин Мунхзая
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Булгытова Светлана Валерьевна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
28.10.2020Передача дела судье
11.11.2020Судебное заседание
25.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2020Передано в экспедицию
11.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее