В окончательной форме решение суда принято 18 марта 2020 года
Дело № 2а-1336/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 17 марта 2020 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Глековой А.А., с участием представителя истца – Кузева Д.В., представителя заинтересованного лицо ООО «Сельбилляр» - Фролова Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Сафонова Юрия Федоровича к Администрации города Ялта, с участием заинтересованных лиц – Сафонова Эдуарда Юрьевича, Сафоновой Натальи Олеговны, Сафонова Дениса Эдуардовича, Сафоновой Валентины Федоровны, Ищенко Юрия Александровича, Ищенко Людмилы Альбертовны, Общества с ограниченной ответственностью «Сельбилляр», Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта о признании решения незаконным, понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л :
Сафонов Ю.Ф. обратился в суд с иском к Администрации города Ялта о признании незаконным постановления №<номер> от 16 декабря 2019 года «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 61 кв. метров на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> возложении обязанности сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом №<номер> по <адрес>, вместе с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства объектами, и установить соответствующий фактическому землепользованию вид разрешенного использования этого земельного участка – среднеэтажная жилая застройка.
Исковые требования мотивированы тем, что истцу и заинтересованным лицам принадлежат на праве собственности квартиры, расположенные в многоквартирном жилом доме №<номер> по <адрес>, который расположен на земельном участке, находящемся в пользовании ООО «Сельбилляр» на основании договора аренды. 14 декабря 2018 года истец обратился в Администрацию города Ялта с заявлением о формировании земельного участка, необходимого для обслуживания многоквартирного жилого дома № №<номер> по <адрес>. Вместе с тем, постановлением Администрации города Ялта от 16 декабря 2019 года ему было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 381,7 кв. метров. Считает постановление незаконным, поскольку обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом возложена законодателем на орган местного самоуправления и нахождение земельного участка в аренде у иного лица не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование придомовой территории.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Представитель заинтересованного лица – ООО «Сельбилляр» против исковых требований возражал. Возражения мотивированы тем, что земельный участок, на котором расположен жилой дом литер «Г» по адресу: <адрес>, находится в пользовании Общества на основании договора аренды, уже сформирован, имеет статус «ранее учтенный», с установлением границ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, произвести формирование земельного участка для обслуживания дома, собственником помещения в котором является истец, невозможно.
Иные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствие со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика и не явившихся заинтересованных лиц.
Выслушав представителей истца и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Сафонов Ю.Ф., Сафонов Э.Ю., Сафонова Н.О., Сафонов Д.Э., Сафонова В.Ф., являясь собственниками квартир №<номер> дома литер <адрес>, обратились 18 декабря 2018 года с заявлением в Администрацию города Ялта, в котором просили сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, установив соответствующий фактическому землепользованию вид разрешенного использования этого земельного участка – среднеэтажная жилая застройка.
12 января 2019 года Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта был дан ответ Сафонову Ю.Ф. на заявление по вопросу формирования придомовой территории, в котором указано, что земельный участок, в пределах которого находится жилой дом, расположен в границах земельного участка общей площадью 67640 кв. метров по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №<номер>, который имеет статус «ранее учтенный», границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями Российского законодательства и находится в пользовании ООО «Сельбилляр» на условиях заключенного с ним договора аренды. При этом снятие с кадастрового учета земельного участка, имеющего статус «ранее учтенный», производится в судебном порядке, в связи с чем заявителю рекомендовано, для рассмотрения вопроса о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом на земельном участке, ранее сформированном, обратиться с заявлением о разделе земельного участка, с приложением схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 23 июля 2019 года действия Департамента имущественных и земельных отношений, выраженные в письме от 12 января 2019 года по отказу в формировании земельного участка под многоквартирным домом были признаны незаконными; Администрацию города Ялта обязано рассмотреть заявление Сафонова Ю.Ф. от 18.12.2018 года о формировании земельного участка под многоквартирным домом.
По результатам рассмотрения заявления Сафонова Ю.Ф. было принято постановление №<номер> от 16 декабря 2019 года, которым ему отказано в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 381,7 кв. метров на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования – «среднеэтажная многоквартирная жилая застройка», в связи с тем, что местоположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, входит в территорию земельного участка с кад. номером №<номер>, находящимся в аренде у ООО «Сельбилляр», что предусматривает процедуру образования земельного участка, предусмотренную ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Пунктом 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
В соответствии со статьей 289 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В силу части 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального Закона, со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Таким образом, приведенными положениями статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен момент возникновения права общей долевой собственности у собственников жилых и нежилых помещений на общее имущество многоквартирного жилого дома, в том числе на сформированный под таким домом земельный участок, а также момент перехода доли в праве на общее имущество - с даты государственной регистрации права собственности на квартиру.
При этом как следует из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П).
В соответствии со ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ, рассмотрение вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка является одним из этапов выделения и изъятия земельного участка находящегося в муниципальной или государственной собственности в целях его формирования как объекта земельных правоотношений.
На основании п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Кроме того, п. 29 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Пунктом 2 ст. 15 Закона Республики Крым № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», и некоторых вопросах земельных отношений также установлено, что основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также в предоставлении земельного участка, кроме случаев, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, также являются:
1) несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации;
2) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных настоящим Законом.
Вместе с тем, оспариваемое истцом постановление Администрации города Ялта №<номер> от 16 декабря 2019 года не содержит оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предназначенного для обслуживания многоквартирного жилого дома, собственником помещений в котором является истец, исчерпывающий перечень которых установлен ст. 16.10 Земельного Кодекса РФ и пунктом 2 ст. 15 Закона Республики Крым № 66-ЗРК/2015.
Более того, ответчиком по требованию суда не представлено саму схему расположения земельного участка, которая являлась предметом рассмотрения Администрации города Ялта.
Само постановление содержит противоречивые данные о площади земельного участка, в отношении которого оно принято (во вводной части указано 61 кв. метр, а отказано в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 381,7 кв. метров).
При этом статья 11.4 Земельного Кодекса РФ, на которую имеется ссылка в оспариваемом постановлении, также не содержит оснований для отказа собственнику помещения в многоквартирном доме, в формировании придомовой территории, необходимой для его обслуживания.
Таким образом, вынесенное Администрацией города Ялта постановление №<номер> от 16 декабря 2019 года не соответствует требованиям жилищного и земельного законодательства, в связи с чем подлежит признанию судом незаконным, с возложением на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление истца и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.
В удовлетворении исковых требований о возложении на Администрацию города Ялта обязанности сформировать земельный участок суд отказывает, поскольку данная обязанность органа местного самоуправления установлена вышеназванными нормативными правовыми актами, в связи с чем дополнительное указание на нее в судебном решении не направлено на защиту нарушенного права истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
иск Сафонова Юрия Федоровича удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Администрации города Ялта от 16 декабря 2019 года №<номер> «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию города Ялта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Сафонова Юрия Федоровича от 18 декабря 2018 года о формировании земельного участка под многоквартирным домом.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова