Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Трусовский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Хасьянова Н.Д., при секретаре Солдатченко В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сивоконь Л.И. к Жилищному управлению администрации <адрес>, Управлению по строительству, архитектуре и градостроительству администрации <адрес> о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Сивоконь Л.И. обратилась в суд с иском к ответчикам Жилищному управлению администрации <адрес>, Управлению по строительству, архитектуре и градостроительству администрации <адрес> о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации жилья. В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что она на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ года, является нанимателем двух комнат: помещения № и помещения № входящих в состав трехкомнатной коммунальной <адрес>. В процессе проживания в жилых помещениях в целях улучшения своих жилищно-бытовых условий, но без получения соответствующего разрешения была произведена их перепланировка. Истец полагает, что перепланировка квартиры не нарушает права и законные интересы других лиц и не создает угрозы жизни и здоровью граждан, так как в настоящее время получены соответствующие заключения о соответствии перепланированного жилого помещения строительным и санитарно-эпидемиологическим требованиям. При обращении в Жилищное управление администрации <адрес> по вопросу приватизации занимаемых жилых помещений, письмом Управления от ДД.ММ.ГГГГ получен отказ в связи с тем, что в квартире произведена перепланировка.
Поскольку обращение в досудебном порядке по вопросам приватизации перепланированной квартиры положительно администрацией города не разрешено, истец просит суд удовлетворить её требования в судебном порядке.
В судебном заседании истец Сивоконь Л.И. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Жилищного управления администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил отзыв на исковое заявление в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и возражал в удовлетворении исковых требований, указав в обоснование своих возражений на иск, что в жилом помещении произведена перепланировка без получения соответствующего разрешения.
Представитель ответчика Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации <адрес> в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв на исковое заявление, в котором представитель ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал в удовлетворении исковых требований, указав в обоснование своих возражений, что в ходе перепланировки жилого помещения выполнены работы, в том числе по установке сантехнических приборов. Вместе с тем, согласно п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № №, данный вид работ является переустройством, которое допускается производить только после получения соответствующих разрешений в установленном порядке, однако в материалах дела отсутствуют сведения о согласовании данных работ с соответствующими службами, а в техническом заключении работы по обустройству помещения санузла с монтажом сантехнического оборудования и переустройству инженерных сетей не описаны.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В силу ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации установлены в Законе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилого фонда Российской Федерации".
В соответствии со ст. 1 Закона, приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со статьями 2 и 7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящихся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленным законодательством.
Целью указанного выше закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Статьей 19 Конституции Российской Федерации предусмотрено равенство всех перед законом и судом.
Исходя из данного конституционного положения следует, что право на бесплатную приватизацию занимаемых гражданами жилых помещений должно быть предоставлено в равной мере всем нанимателям и членам их семей независимо от того, какое жилое помещение является предметом договора найма - отдельная квартира или комната.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст. 63 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что письмом Жилищного управления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в приватизации квартиры в связи с произведенной в квартире перепланировкой без получения соответствующего разрешения.
Истец на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ года, является нанимателем двух комнат: помещения № №, площадью-12,0 кв.м. и помещения №, площадью-18,3 кв.м. входящих в состав трехкомнатной коммунальной <адрес>.
В соответствии со ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз.
Истец Сивоконь Л.И. ранее в приватизации жилищного фонда не участвовала, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ Астраханского Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».
Согласно технического паспорта №, составленного специалистами Астраханского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что в <адрес> литер А <адрес> произведена перепланировка. Комнаты № вошли в состав коммунальной <адрес> литер «А» общей площадью-54,8 кв.м.
В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В процессе проживания в жилом помещении в целях улучшения своих жилищно-бытовых условий истцом произведена перепланировка жилого помещения, которая заключилась в следующем: демонтированы легкие конструкции встроенного шкафа в комн. № №; демонтирована перегородка с демонтажем дверного блока между комн. № №; демонтирован дверной блок между комн. №; возведена перегородка без установки дверного блока между комн. № №; установлены сантехнические приборы в комн. №
Данное обстоятельство подтверждается техническим заключением выполненного специалистами Астраханского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" № от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № перепланировка жилых помещений может включать: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
При этом суд учитывает, что данным пунктом не установлен исчерпывающий перечень возможных вариантов перепланировки жилых помещений, с учетом соблюдения прав и охраняемых законом интересов других лиц проживающих в жилом доме.
Согласно п. 1.7.2 Правил, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Согласно п. 1.7.3 Правил перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
Техническим заключением Астраханского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" установлено, что строительные конструкции и материалы <адрес> находятся в работоспособном состоянии и отвечают требованиям СНиП3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» и ГОСТ 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований». Произведенная перепланировка квартиры не затронула основные строительные конструкции, не повлекла за собой изменения несущей способности основных строительных конструкций, не оказала влияния на их эксплуатационную пригодность и соответствует объемно-планировочному решению СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» и СНиП 21.01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Квартиру возможно эксплуатировать для круглогодичного проживания жильцов.
Экспертным заключением ФБУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в АО» от ДД.ММ.ГГГГ. № установлено соответствие условий проживания в <адрес> требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и СаНПиН 2.1.2.2801-10 «Изменения и дополнения № к СанПиН 2.1.2.2645-10.
У суда нет оснований сомневаться в представленных заключениях, выданных по результатам осмотра жилого помещения, в соответствии с установленным законодательством порядком.
Вопреки возражениям ответчика в техническом заключении описаны работы по обустройству помещения санузла с монтажом сантехнического оборудования и переустройству инженерных сетей. Возражения ответчика о том, что данный вид работ является переустройством необоснованны, поскольку именно органом инвентаризационного учета Астраханским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" установлено, что в жилом помещении произведены работы по перепланировке, что отражено в техническом паспорте жилого помещения и техническом заключении о состоянии строительных конструкций и объемно-планировочного решения жилого помещения.
Истец дополнительную площадь не пристраивала, изменилось функциональное назначение помещений, перепланировка произведена в границах объекта, что подтверждается представленными планами проведенной технической инвентаризации помещения и технического заключения.
Существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, а также нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, угрозы жизни и здоровья граждан, судом не установлено.
Учитывая то обстоятельство, что истец занимает жилые помещения на основании договора социального найма жилого помещения, занимаемые истцом жилые помещения в квартире не относятся к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, которые указаны в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», и ранее истец не участвовала в приватизации жилых помещений, а также то, что вышеизложенные обстоятельства создают препятствия в реализации прав истца на бесплатную передачу в собственность занимаемых ею жилых помещений, суд приходит к убеждению об обоснованности и законности заявленных исковых требований и считает их подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░- 54,8 ░░.░., ░░░░░ ░░░░░░░░-40,2 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ № 2, ░░░░░ ░░░░░░░░- 12,8 ░░.░., ░░░░░░░ № 3, ░░░░░ ░░░░░░░░-18,7 ░░.░. ░ <░░░░░> ░░░░░ ░, ░░░░░ ░░░░░░░░-54,8 ░░.░. <░░░░░>.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>