Дело № 2а-175/2017 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2017 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Безматерных О.В.,
при секретаре Моревой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по уплате страховых взносов, пени, начисленных на недоимку по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по уплате страховых взносов, пени, начисленных на недоимку по страховым взносам, в сумме <данные изъяты> рублей.
В обоснование заявленного требования указано, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленной выписке из ЕГРИП должник утратил статус ДД.ММ.ГГГГ. и ненадлежащим образом исполнил свои обязанности по уплате страховых взносов. В результате осуществления контроля данного страхователя выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.: по уплате страховых взносов на ОПС на страховую часть <данные изъяты> копеек; по уплате страховых взносов в ФОМС в размере <данные изъяты> копеек, всего <данные изъяты> копеек. В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов в установленный законом срок должнику на всю имеющуюся задолженность начислены пени: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в размере <данные изъяты> копеек, на обязательное медицинское страхование в Федеральный Фонд в размере <данные изъяты> копейки, всего <данные изъяты> копейка. В целях досудебного урегулирования спора должнику было выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ. №. До настоящего времени указанная задолженность должником не погашена. Указанную сумму просит взыскать с административного ответчика.
Административный истец Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> направили в адрес суда заявление о рассмотрении дела отсутствие представителя, на заявленных требованиях настаивали.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, по месту жительства ФИО1 трижды заказным почтовым отправлением направлены судебные повестки о рассмотрении дела, которые были возвращены в суд в связи с истечением срока хранения.
Применительно к пункту 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, и части 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "за истечением срока хранения", следует признать, что в силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
О дате, времени и месте судебного заседания административный ответчик ФИО1 извещалась также по телефону, явиться в суд отказалась.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ по заявлению руководителя ГУ УПФ по <адрес> мировым судьей судебного участка N 3 Пермского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме <данные изъяты> рублей, государственной пошлины в размере <данные изъяты> копеек. Указанный судебный приказ мировым судьей был отменен ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1
Указанное обстоятельство, по мнению суда, свидетельствует об осведомленности ФИО1 о суммах недоимки по уплате страховых взносов, пени, начисленных на недоимку по страховым взносам, подлежащих взысканию.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, ФИО1 снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.6 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
На основании ч. 1, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» административный ответчик, как индивидуальный предприниматель, до указанной даты являлся плательщиком страховых взносов и был обязан на основании п. 1 ч.2 ст. 28 ФЗ № 212-ФЗ правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Размер дохода плательщика взносов определяется по правилам НК РФ в соответствии с тем режимом налогообложения, который применяет конкретный плательщик (общий режим, ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН). Если применяется несколько режимов налогообложения, то доходы следует суммировать (ч. 8 ст. 14).
Если сведения о доходах налогоплательщиков в информации налоговых органов отсутствуют в связи с непредставлением налогоплательщиками необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
На основании ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процент.
Минимальный размер оплаты труда на начало финансового 2015 года, за который уплачиваются страховые взносы, установлен в размере 5 965 рублей.
В силу ч. 8 ст. 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Согласно ст. 16 ФЗ № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится плательщиком самостоятельно. Под расчетным периодом по страховым взносам, согласно п.1 ст. 10 ФЗ № 212-ФЗ, признается календарный год.
Страховые взносы уплачиваются за расчетный период не позднее 31 декабря текущего года.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ за нарушение сроков по уплате страховых взносов подлежат начислению пени.
Согласно частям 3, 5 указанной нормы пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Из анализа положений статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, то есть требование об их взыскании является производным от требования о взыскании спорного платежа, поскольку только при наличии недоимки по его уплате плательщику страховых могут быть начислены пени.
В соответствии с ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. В соответствии с ч.6 ст. 289 КАС РФ следует, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из толкования приведенных выше норм следует, что при рассмотрении административного дела о взыскании обязательных платежей и санкций суд, не зависимо от заявления другой стороны в споре, обязан проверить соблюдение административным истцом срока обращения в суд. Пропуск такого срока и отсутствие уважительных причин для его восстановления исключают удовлетворение административного иска.
В соответствии с ч.8 ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
По правилам ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Согласно ч.1 ст.21 ФЗ №212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 3 ст. 21 Закона о страховых взносах предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Частью 9 ст. 21 названного Федерального закона установлено, что положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Из содержания ч.7 ст. 22 следует, что в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Приведенные нормы права предусматривают определенную систему исполнения застрахованным лицом обязанностей по уплате страховых взносов, а также систему реализации прав контролирующего органа при взыскании со страхователя обязательных платежей в случае их несвоевременной уплаты. Процедура принудительного взыскания может применяться только после того, как страхователю будет направлено требование об уплате недоимки, пеней с установленным в нем сроком для добровольного погашения возникшего долга, с учетом того, что при отсутствии в требовании такого срока оно должно быть исполнено плательщиком в течение 10 дней.
При этом выявление недоимки осуществляется в рамках строго регламентированных Федеральным законом N 212-ФЗ процедур и сроков, не соблюдение которых кем-либо из субъектов правоотношений не должно влиять на права плательщика.
С учетом приведенных норм права, административный ответчик, прекратив деятельность в качестве предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, должен был уплатить самостоятельно страховые взносы до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленному суду расчету, задолженность составляет по страховым взносам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на обязательное пенсионное страхование – <данные изъяты> копеек, на обязательное медицинское страхование – <данные изъяты> копеек (л.д. 6).
В целях досудебного порядка урегулирования спора должнику было выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № о погашении задолженности по недоимке и пеней (л.д. 7) со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени сведения о том, что имеющаяся задолженность перед внебюджетными фондами ответчиком погашена, суду не представлено.
Также ДД.ММ.ГГГГ. должнику было выставлено требование № о погашении задолженности по недоимке и пеней (л.д. 9) на сумму <данные изъяты> копейки со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Далее - КАС РФ) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Согласно частям 3, 5 указанной нормы пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Из анализа положений статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, то есть требование об их взыскании является производным от требования о взыскании спорного платежа, поскольку только при наличии недоимки по его уплате плательщику страховых взносов могут быть начислены пени.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20-П неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Пенсионный фонд вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
Порядок взыскания недоимки по страховым взносам с индивидуального предпринимателя производится в порядке ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ
По правилам ч. 2 ст. 287 КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть приложены доказательства взыскания недоимки с административного ответчика.
Вместе с тем, административный истец не представил доказательств взыскания с административного ответчика недоимки за ДД.ММ.ГГГГ год, на которую начислены предъявленные к взысканию пени в размере <данные изъяты> копейки, указанные в требовании №.
Поскольку недоимка по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ год с ФИО1 в судебном порядке не взыскивалась, в настоящее время срок для взыскания недоимки пропущен, пенсионным органом, как органом контроля за уплатой страховых взносов, не соблюдена предусмотренная законом процедура взыскания страховых взносов в судебном порядке, следовательно, утрачена и возможность взыскания пени, поскольку она может быть взыскана лишь при наличии нарушенных сроков взыскания недоимки. Таким образом, правовых оснований для взыскания пени в размере <данные изъяты> копейки не имеется.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные нормы действующего законодательства, а также установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ФИО1 суммы недоимки по страховым взносам и начисленного на них пени в общей сумме <данные изъяты> копеек.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, пени, начисленных на недоимку по страховым взносам – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу внебюджетных фондов задолженность по страховым взносам на ОПС (КБК 39210202140061100160) – <данные изъяты> копеек; задолженность по страховым взносам в ФОМС (КБК 39210202103081011160) <данные изъяты> копеек; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на ОПС по страховой части (КБК 392 10202 14006 2100 160) – <данные изъяты> копеек; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на ОМС (КБК 39210202103082011160) – <данные изъяты> копейки.
Всего в общей сумме <данные изъяты> копеек.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рубля.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2017 года.
Судья: /подпись/
Копия верна:
Судья: О.В.Безматерных