Дело 1-413/2022
УИД 59RS0035-01-2022-003295-75
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
г. Соликамск 14 декабря 2022 года.
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего Чагина А.В.,
при секретаре судебного заседания Ткаченко Н.В.,
с участием государственных обвинителей: Карпова В.В., Асадовой Н.В.,
подсудимого Устякина Н.С.,
защитника Кромм Е.В.,
потерпевшего Ч.В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:
Устякина Н. С., <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 111 УК РФ,
у с т а н о в и л:
Устякин Н.С. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью Ч.В.В. опасного для жизни человека. Преступление совершено при следующих обстоятельствах.
23 февраля 2021 года в вечернее время Устякин Н.С. и Ч.В.В.. находились в квартире по адресу: <...>, где употребляли спиртные напитки, в процессе употребления которых у Устякина Н.С. на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений возник умысел на умышленное причинение Ч.В.В. тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.
23 февраля 2021 года в период времени с 22:00 до 23:00 Устякин Н.С., находясь в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, реализуя возникший умысел на причинение тяжкого вреда здоровью Ч.В.В. пришел из кухни в комнату указанной квартиры, подошел к лежащему на диване Ч.В.В., и умышленно нанес Ч.В.В. не менее трех ударов рукой по голове и один удар ногой по телу в область грудной клетки слева, причинив Ч.В.В. физическую боль и тупую закрытую травму грудной клетки, <данные изъяты>
Согласно заключения судебно-медицинской экспертизы и по Правилам, утвержденным Постановлением правительства РФ № 522 от 17 августа 2007 г. и в соответствии с «Медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ №194н от 24 апреля 2008 г., (п. 6.1.10), данная травма квалифицируется как тяжкий вред здоровью человека по признаку опасности для жизни в момент нанесения.
Подсудимый Устякин Н.С. вину в совершении преступления не признал. Показал, что 23 февраля 2021 года в вечернее время он находился в гостях у потерпевшего Ч.В.В. и его супруги Ч.И.А. по адресу <...>, где они вместе с его сестрой Г.К.В. и иными лицами на кухне квартиры употребляли спиртные напитки, он (Устякин) выпил 2 бутылки пива, полагает, что находился в легкой степени алкогольного опьянения. В течение вечера Ч.В.В. неоднократно уходил в комнату спать, затем возвращался на кухню, употреблял спиртные напитки, и вновь уходил в комнату спать. В какой-то период времени между ним (Устякиным) и Ч.В.В. произошел конфликт по причине того, что его (Устякина) сестра - Г.К.В. показала видеозапись в телефоне, на которой Ч.В.В. извиняется перед Г.К.В., а также по причине того, что Ч.В.В. оскорблял его нецензурными словами, и это не было связано с его сестрой Г.К.В., или, возможно, потому, что Ч.В.В. не давали спать. В течение вечера, в процессе употребления спиртных напитков Ч.В.В. на какие-либо боли в области груди не жаловался. В процессе возникшего конфликта, он (Устякин) на кухне ударил Ч.В.В. ладонью по левой стороне лица, а через полтора часа между ними возникла потасовки и борьба в коридоре, где Ч.В.В. шел на него и наносил ему (Устякину) удары руками по голове, а он защищался и также наносил Ч.В.В. удары по голове, но тяжелых ударов никто друг другу не наносил. Он (Устякин) в комнате квартиры лежащему Ч.В.В. удары руками и ногами по голове и в область грудной клетки не наносил, полагает, что от его (Устякина) действий не могли возникнуть у Ч.В.В. такие телесные повреждения. Полагает, что потерпевший Ч.В.В. и свидетели его оговаривает, а данную травму Ч.В.В. получил ранее на работе. Узнав, что Ч.В.В. в больнице он (Устякин) приехал к нему и извинился, что наносил ему удары по голове.
Несмотря на непризнание вины подсудимым в совершении преступления, его вина в совершении преступления подтверждается показаниями потерпевшего, свидетелей, другими исследованными в судебном заседании доказательствами.
Потерпевший Ч.В.В. показал, что 23 февраля 2021 года, в вечернее время, примерно в 20:30, он находился у себя дома по адресу <...>, где вместе с супругой Ч.И.А., ее сыном Л.В.Ф., гостями - Г.К.В., подсудимым Устякиным, которого он увидел первый раз, и другими лицами на кухне употребляли спиртные напитки, выпили две бутылки водки по 0,5 литра, Устякин находился в средней степени опьянения. В процессе употребления спиртных напитков он ушел спать в маленькую комнату. Он (Ч.В.В.) спал на диване и проснулся от того, что перед ним стоит Устякин и наносит ему удары руками по голове, нанес ему кулаками 2-3 удара, а затем Устякин нанес ему удар ногой в область груди с левой стороны, после которого он (Ч.В.В.) не мог вздохнуть. Сын супруги - Л.В.Ф. увидел происходящее и позвал его супругу Ч.И.А., сказав, что его (Ч.В.В.) избивают. Ночью у него начались сильные боли в области ребер, и он на такси уехал в больницу. Первоначально, в травмпункте он (Ч.В.В.) сказал, что упал, а затем сотрудникам полиции сказал правду. У него было сломано ребро и пробито легкое, он полтора месяца находился на лечении. Полагает, что Устякин нанес ему удары из-за того, что у него (Ч.В.В.) ранее был конфликт с сестрой Устякина - Г.К.В., за который он извинился перед Г.К.В. и на видеозаписи его извинения он говорил про его душевную боль. В тот день - 23 февраля 2021 года он (Ч.В.В.) нигде не падал. Ранее переломов ребер у него (Ч.В.В.) не было. В 2018 году у него был ушиб от падения со стремянки на работе, но с другой стороны - с правой стороны груди, за медицинской помощью он не обращался. Устякин приходил к нему в больницу, извинялся за то, что его избил, предлагал помощь.
Свидетель Ч.И.А.. показала, что 23 февраля 2021 года в вечернее время она находилась дома по адресу <...> вместе с супругом Ч.В.В., своим сыном Л.В.Ф., у них в гостях были Устякин, Г.К.В. и другие лица. Они находились на кухне и употребляли спиртные напитки. В один момент она видела, как Г.К.В. в больший комнате квартиры снимала видео. Супруг Ч.В.В. спал на диване в детской комнате. Позже на кухню забежал ее сын Л.В.Ф. и сказал, что Устякин ударил дядю В. (Ч.В.В.) 3 раза кулаком по затылку и пяткой ноги по ребрам. Когда она вошла в комнату, то супруг Ч,В.В. сидел согнувшись, и держался за левую часть ребер. Она вывела мужа и сына в подъезд на этаж выше, и выгнала всех гостей. Ночью Ч.В.В. сказал, что у него сильные боли в груди, и они поехали в больницу.
Свидетель Л.В.Ф. показал, что 23 февраля 2021 года он находился дома. Его мама Ч.И.А., ее муж Ч.В.В. и гости - подсудимый Устякин и другие на кухне пили водку. Он находился в комнате, и в один момент услышал крик, увидел, что подсудимый Устякин ударил дядю В. (Ч.В.В.), который лежал на диване, на правом боку, кулаком по задней части головы, затем отпрыгнул и нанес удар ногой по ребрам. После этого он (Л.В.Ф.) пошел на кухню и позвал свою маму, сказал, что «дядю В. бьют». Дядя В. (Ч.В.В.) сидел в комнате и держался рукой за бок. Мама зашла в комнату оттолкнула Устякина от дяди В., при этом Устякин кричал на дядю В., возможно, пытался еще раз его ударить. Они вывели дядю В.(Ч.В.В.) в подъезд.
Свидетель Г.К.В. показала, что подсудимый Устякин ее брат. 23 февраля 2021 года она, ее муж Г., Устякин, Ч.И.А., Ч.В.В. находились в гостях у Ч.В.В., где употребляли спиртные напитки, Устякин выпил пиво 1,5 литра, Ч.В.В. пил водку был пьяный. Между Ч.В.В. и Устякиным возник конфликт, в ходе которого Ч.В.В. набросился на Устякина с кулаками, Устякин ударил Ч.В.В. в ответ, они упали со стула назад себя. Затем Устякин утащил Ч.В.В. спать на диван в большую комнату. В ее присутствии Устякин удары Ч.В.В. не наносил. Когда они уходили из квартиры, то Ч.В.В. находился в подъезде этажом выше.
Свидетель У.С.Г. показал, что подсудимый Устякин его сын. От сына ему известно, что 23 февраля 2021 года у Г.К.В. был конфликт с потерпевшим Ч.В.В., и в ходе конфликта потерпевший Ч.В.В. и его сын Устякин на кухне упали два раза с табурета. Сына характеризуете как не конфликтного человека.
Согласно заключения амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы, Устякин хроническим психическим расстройством не страдал и не страдает в настоящее время, <данные изъяты>. В период, относящийся к правонарушению, у Устякина не было какого-либо временного психического расстройства, а имевшееся простое алкогольное опьянение не лишало его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими в отношении инкриминируемого ему деяния. (т.3 л.д. 86-88)
В судебном заседании также были исследованы доказательства – показания свидетелей Г.В.А., К.А.Н., Р.А.Р., С.Н.А.. Данные свидетели очевидцами событий не являлись, по обстоятельствам предъявленного подсудимому Устякину обвинения каких-либо значимых сведений не сообщили.
Вина подсудимого подтверждается также:
- протоколом осмотра места происшествия – квартиры по адресу <...>, в ходе которого зафиксирована обстановка на месте совершения преступления. (т.1 л.д. 7-17),
- заключением судебно-медицинского эксперта о телесных повреждениях Ч.В.В., указанных ранее, механизме их образования, согласно которого данная травма возникла от действия каких-то твердых тупых или тупогранных предметов, и могла образоваться в указанный срок, то есть 23 февраля 2021 года, как от одного удара, так и нескольких локальных ударов в область грудной клетки слева по заднебоковой поверхности, возможно кулаком, ногой и т.п., и последовательность их нанесения определить не представляется возможным. Нельзя исключить причинение данной травмы при падении с высоты, превышающей рост человека. Данная травма квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. (т. 3 л.д. 132-134),
- протоколом выемки у Г.К.В. и протоколом осмотра видеозаписи с сотового телефона Г.К.В., на которой мужчина извиняется перед женщиной. ( т.1 л.д. 73-75, 102-105)
Суд, давая оценку всем имеющимся по делу доказательствам, считает вину подсудимого Устякина в совершении преступления доказанной в судебном заседании. Доводы подсудимого Устякина о непризнании вины в совершении преступления, суд расценивает как избранный подсудимым способ защиты. Вина Устякина в совершении преступления подтверждается подробными и последовательными показаниями потерпевшего Ч.В.В., свидетелей Ч.В.В., Л.В.Ф. об обстоятельствах причинения Устякиным телесных повреждений Ч.В.В., которые согласуются между собой, дополняют друг друга, согласуются с заключением судебно-медицинского эксперта и которые суд принимает за основу. Каких-либо оснований для оговора потерпевшим Ч.В.В. подсудимого Устякина, с которым он не был знаком до дня причинения ему Устякиным телесных повреждений, а также оговора подсудимого свидетелями, показания которых согласуются между собой, судом не установлено.
Версию подсудимого Устякина о том, что потерпевший Ч.В.В. мог получить телесные повреждения ранее, суд расценивает как надуманную. Данная версия опровергаются показаниями самого подсудимого Устякина о том, что 23 февраля 2021 года - в день его знакомства с потерпевшим Ч.В.В. и в процессе употребления с ним спиртных напитков, потерпевший Ч.В.В. на какие-либо боли в груди не жаловался, а также показаниями потерпевшего Ч.В.В. о том, что ранее полученный им в 2018 году ушиб от падения со стремянки на работе, был с другой стороны груди - с правой стороны груди, и на видеозаписи его извинения перед Г.К.В. он говорит про свою душевную боль. Кроме этого, показаниям подсудимого Устякина противоречивы в ходе судебного следствия. Также, как установлено в судебном заседании, подсудимый Устякин в момент совершения преступления находился в состоянии алкогольного опьянения и мог не в полном объеме помнить произошедшие события.
К показаниям свидетелей Г.К.В. и У.С.Г. в судебном заседании о падении потерпевшего Ч.В.В. с табурета во время конфликта и борьбы с Устякиным, суд относится критически, расценивает их как стремление облегчить участь подсудимого, который является им, соответственно, братом и сыном, и которые заинтересованы в исходе дела. Кроме этого, данные свидетели очевидцами преступления не являлись.
Вопреки доводам стороны защиты заключение судебного медицинского эксперта о механизме образования травмы и тяжести вреда здоровью потерпевшего Ч.В.В., у суда сомнений не вызывает.
Таким образом, судом установлено, что 23 февраля 2021 года в квартире Ч.В.В. никто кроме Устякина насильственных действий к потерпевшему не применял, сам потерпевший с высоты, превышающий рост человека, не падал, тем самым факт причинения Устякиным тяжкого вреда здоровью Ч.В.В. в квартире Ч.В.В., суд считает доказанным.
Суд квалифицирует действия подсудимого Устякина по ч. 1 ст. 111 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.
Подсудимый Устякин в ходе употребления спиртных напитков на кухне на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений, пришел в комнату квартиры и умышленно нанес лежащему на диване Ч.В.В., и не представляющему для него в этот момент какой-либо опасности, удары руками по голове, удар ногой в область грудной клетки, осознавал, что совершает действия, опасные для здоровья, и причинил, тем – самым Ч.В.В. телесные повреждения, которые квалифицируются как тяжкий вред здоровью. Между действиями Устякина и наступившими последствиями в виде тяжкого вреда здоровью Ч.В.В. судом установлена прямая причинная связь.
Подсудимый Устякин <данные изъяты>
Обстоятельством, смягчающим наказание Устякина, суд признает в соответствии с п. «г» ч.1 ст. 61 УК РФ наличие малолетних детей.
Обстоятельством, отягчающим наказание Устякина, суд признает на основании п. «а» ч.1 ст. 63 УК РФ рецидив преступлений,
Суд не признает в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, поскольку убедительных данных, свидетельствующих о влиянии нахождения подсудимого в состоянии алкогольного опьянении на совершение им преступления, суду не представлено.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого, смягчающее и отягчающее наказание обстоятельства, суд считает необходимым в соответствии со ст. 6, 60 УК РФ как наиболее целесообразное для его исправления, предупреждения совершения новых преступлений, восстановления социальной справедливости назначить Устякину наказание в виде лишения свободы и связанное с изоляцией от общества, поскольку менее строгое наказание не обеспечит достижение целей наказания в полном объеме.
Оснований для применения ст. 64, 73, ч. 6 ст. 15, ст. 53.1 УК РФ суд не усматривает с учетом личности подсудимого и отсутствия исключительных обстоятельств по делу, существенно уменьшающих степень общественной опасности совершенного преступления.
Наказание Устякину в соответствии с п. «б» ч.1 ст. 58 УК РФ следует отбывать в исправительной колонии общего режима, поскольку ранее при замене неотбытой части наказания в виде обязательных работ по приговору от 5 августа 2020 года на 15 дней лишения свободы, Устякин в исправительное учреждение не направлялся, содержался в следственном изоляторе, тем самым не является лицом, ранее отбывавшем лишение свободы.
До вступления приговора в законную силу меру пресечения подсудимому следует оставить прежней в виде заключение под стражу в целях обеспечения интересов уголовного судопроизводства.
Гражданский иск по уголовному делу не заявлен.
Вопрос о вещественных доказательствах суд решает в соответствии со ст. 81 УПК РФ.
В соответствии со ст. 131-132 УПК РФ с подсудимого Устякина подлежат взысканию процессуальные издержки по оплате труда адвокатов в ходе предварительного следствия по назначению: Носова в сумме 16 657 рублей 75 копеек, Комиссарова в сумме 27 611 рублей 50 копеек, всего в сумме 44 269 рублей 25 копеек. Оснований для освобождения Устякина от взыскания процессуальных издержек не имеется, с учетом его возраста, состояния здоровья, трудоспособности и возможности получения дохода.
Руководствуясь ст. 307-309 УПК РФ,
п р и г о в о р и л:
Устякина Н. С. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 111 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Меру пресечения Устякину Н.С. оставить прежней в виде заключения под стражу до вступления приговора в законную силу.
Срок наказания Устякину Н.С. исчислять со дня вступления приговора в законную силу.
Зачесть в срок отбытия наказания Устякину Н.С.:
- на основании п. «б» ч.3.1 ст. 72 УК РФ время содержания под стражей в период с 25 февраля 2021 года по 27 февраля 2021 года, с 23 июня 2021 года до 14 сентября 2021 года, а также с 28 апреля 2022 года до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима,
- на основании п. 1.1 ч.10 ст.109, п.1 ч.6 ст.105.1 УПК РФ, ст. 72 УК РФ время применения меры пресечения в виде запрета определенных действий с 28 февраля 2021 года по 22 июня 2021 года из расчета два дня запрета определенных действий за один день содержания под стражей,
- отбытое наказание по настоящему уголовному делу с 14 сентября 2021 года по 27 апреля 2022 года включительно из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Вещественные доказательства: диск с видеозаписью, детализацию предоставленных услуг абонентского номера – хранить при уголовном деле.
В соответствии со ст.ст. 131, 132 УПК РФ взыскать с Устякина Н.С. процессуальные издержки в доход федерального бюджета в сумме 44 269 рублей 25 копеек.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления осужденный в указанный срок вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Председательствующий А.В. Чагин