Решение по делу № 21-228/2021 от 12.02.2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 21-228/2021

г. Уфа                                   24 февраля 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Хайбуллине А.Х.,

рассмотрев жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Сервис-С» Калимуллина А.Л. на решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2020 года, которым:

постановление административной комиссии при администрации Уфимского района Республики Башкортостан № 413 от 9 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сервис-С», оставлено без изменения, жалоба защитника общества Калимуллина А.Л. и директора общества Гордиенко А.В. – без удовлетворения,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением административной комиссии при администрации Уфимского района Республики Башкортостан № 413 от 9 сентября 2020 года Общество с ограниченной ответственностью «Сервис-С» (далее - ООО «Сервис-С», общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях (далее - КоАП РБ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 27).

Судьей Уфимского районного суда Республики Башкортостан 14 декабря 2020 года по жалобе защитника общества Калимуллина А.Л. и директора общества Гордиенко А.В. вынесено вышеприведенное решение (л.д. 62-66).

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, защитник общества Калимуллина А.Л. выражает несогласие с решением судьи от 14 декабря 2020 года ввиду его незаконности и необоснованности, просит его отменить, производство по делу прекратить (л.д. 68, 73).

Законный представитель ООО «Сервис-С», защитник общества Калимуллина А.Л., представитель административной комиссии в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 6.1 КоАП РБ размещение бытовых и промышленных отходов (твердых бытовых отходов, жидких бытовых отходов, промышленных отходов, в том числе дорожного смета, снега) вне полигонов бытовых промышленных отходов, в иных не установленных муниципальным нормативным правовым актом местах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

В соответствии с п. 4.21 Правил Благоустройства территории сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан», утвержденных решением Совета сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район республики Башкортостан № 243 от 31 октября 2017 года, в целях обеспечения чистоты и порядка на территории сельского поселения запрещается, в том числе сброс сточных вод и жидких бытовых отходов в водные объекты, дороги, тротуары и на рельеф местности.

Как видно из материалов дела, протоколом об административном правонарушении от 28 августа 2020 года члена Административной комиссии МР Уфимский район РБ Х на основании информации поступившей из системы «Инцидент-менеджмент» 17 августа 2020 года в отношении ООО «Сервис-С» возбуждено дело об административном правонарушении по факту нарушения п. 4.21 указанных Правил, за то, что в северо-восточной стороне центрального въезда в ЖК «Зубово Лайф 2» обнаружена утечка канализационных сточных вод на рельеф, а именно размещение жидких бытовых отходов вне полигонов бытовых промышленных отходов, в неустановленном муниципальном нормативным правовым актам месте.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Сервис-С» постановлением административной комиссии муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан № 413 от 9 сентября 2020 года к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.1 КоАП РБ.

Принимая решение об отказе в удовлетворении жалобы защитника общества Калимуллина А.Л. и директора общества Гордиенко А.В., судья районного суда исходил из того, что факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.1 КоАП РБ, подтверждается собранными по делу доказательствами.

Вместе с тем, вывод о совершении ООО «Сервис-С» указанного административного правонарушения не находит объективного подтверждения в материалах дела.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом ст. 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены, в числе прочих, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

В ходе производства по данному делу об административном правонарушении, в том числе, в жалобах на постановление административной комиссии и состоявшийся судебный акт, защитник и законный представитель общества настаивали на том, что в действиях ООО «Сервис-С» событие и состав вменяемого административного правонарушения отсутствуют, что в указанный период на главной канализационной-насосной станции принадлежащей и обслуживаемой обществом произошла аварийная ситуация, в связи с поломкой и выводом из строя канализационных насосов. В связи с чем, произошел выброс канализационных стоков из колодца, неисправность была оперативно устранена силами сотрудников ООО «Сервис-С».

Представленными материалами дела опровергнуть доводы заявителя не представляется возможным. К тому же, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении была именно информация, поступившая из системы «Инцидент-менеджмент».

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 07.04.2020 № 117-ФЗ) определено понятие «размещение отходов» - это хранение и захоронение отходов.

Названный Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Как усматривается из материалов дела, административной комиссией ООО «Сервис-С» вменено нарушения п. 4.21 указанных Правил, а именно размещение жидких бытовых отходов вне полигонов бытовых промышленных отходов, в неустановленном муниципальном нормативным правовым актам месте.

Между тем в материалах данного дела отсутствуют достаточные и допустимые доказательства, подтверждающие наличия обстоятельств вменяемого административного правонарушения.

Административный орган не представил доказательств, которые свидетельствовали бы о том, что Общество осуществляет размещение отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ.

При этом приобщенные к делу договоры на отпуск технической воды на производственные нужды, заключенные Обществом с иными юридическими лицами, а также протокол результатов количественного химического анализа проб почвы как на доказательство осуществления Обществом деятельности, связанной с размещением отходов, приняты быть не могут. Из этих документов не следует, что Общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ. Указанные договоры свидетельствуют об обратном, о том, что Общество само не занималось размещением отходов.

Таким образом, обнаружение утечки канализационных сточных вод на рельеф в виду аварии, не может быть равнозначно действиям по размещению жидких бытовых отходов вне специально отведенных мест.

При таких обстоятельствах административный орган не доказал наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, обжалуемые постановление административной комиссии, решение судьи подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ООО «Сервис-С» состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Сервис-С» Калимуллина А.Л. удовлетворить.

Постановление административной комиссии при администрации Уфимского района Республики Башкортостан № 413 от 9 сентября 2020 года и решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.1 КоАП РБ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сервис-С» отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители, либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан                  А.М. Рахматуллина

Справка: судья районного суда Насырова Г.Р.

дело районного суда № 12-437/2020

21-228/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО "Сервис-С"
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Рахматуллина Айгуль Мансуровна
Статьи

6.1

Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
12.02.2021Материалы переданы в производство судье
24.02.2021Судебное заседание
24.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2021Дело передано в экспедицию
24.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее