дело № 2-1015/2023
61RS0045-01-2023-000945-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2023 года
с. Покровское Неклиновского района Ростовской области
Неклиновский районный суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Говоровой О.Н.,
при секретаре Лутанюк И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Неклиновского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Неклиновского района Ростовской области, третьи лица: Управление образования Администрации Неклиновского района Ростовской области, Управление Росгвардии по Ростовской области, Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области», МБОУ Марьевская СОШ Неклиновского района Ростовской области о доукомплектовании камерами видеонаблюдения образовательной организации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Неклиновского района Ростовской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Неклиновского района Ростовской области, третьи лица: Управление образования Администрации Неклиновского района Ростовской области, Управление Росгвардии по Ростовской области, Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области», МБОУ Марьевская СОШ Неклиновского района Ростовской области об обязании устранить нарушение законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений, путем возложения обязанности доукомплектовать здания образовательного учреждения камерами видеонаблюдения.
Иск мотивирован тем, что во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», приказа прокурора Ростовской области от 28.01.2022 № 4 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, в МБОУ Марьевская СОШ не обеспечено непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест с Северной, Южной, Западной, Восточной сторон, что подтверждается прилагаемой схемой расположения наружных камер видеонаблюдения.
С целью устранения указанного нарушения директору образовательной организации внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.
В силу взаимосвязанных положений п. 1.10-1.12 Устава образовательной организации, утвержденного постановлением Администрации Неклиновского района, учредителем и собственником имущества Марьевская СОШ является муниципальное образование «Неклиновский район». Функции и полномочия собственника образовательной организации осуществляет Управление образования Администрации Неклиновского района, которое является отраслевым (функциональным) органом администрации района.
При таких обстоятельствах неисполнение и ненадлежащее исполнение образовательным учреждением требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья. Указанные нарушения законодательства стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения ответчиками своих обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Ссылаясь на изложенное, прокурор просит суд обязать Администрацию Неклиновского района в срок до 01.08.2024 выделить денежные средства для доукомплектования МБОУ Марьевская СОШ камерами видеонаблюдения, обеспечивающими непрерывное видеонаблюдение с Северной, Южной, Западной, Восточной сторон (согласно прилагаемой схеме расположения наружных камер видеонаблюдения МБОУ Марьевская СОШ); Обязать МБОУ Марьевская СОШ в срок до 01.09.2024 обеспечить непрерывное видеонаблюдение с Северной, Южной, Западной, Восточной сторон (согласно прилагаемой схеме расположения наружных камер видеонаблюдения МБОУ Марьевская СОШ).
В судебном заседании помощник прокурора Неклиновского района Кривошеева А.А. исковые требования поддержала в полном объеме просила удовлетворить.
Представитель Администрации Неклиновского района Ростовской области Кирсанова Л.А. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, суду пояснила, что согласно акту обследования и категорирования объекта от 11.05.2022 и паспорта безопасности с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения МБОУ Марьевская СОШ установлена 4 категория опасности объекта, которая не предусматривает установление системы видеонаблюдения и охранной сигнализации. В иске просила отказать полностью.
Представитель Управления Росгвардии по Ростовской области и ФГКУ «УВО ВНГ России по РО» Грунтовский С.А. в судебном заседании оставил принятие решения по иску прокурора на усмотрение суда.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Как указано в статье 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В частности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (статья 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности").
Согласно Концепции противодействия, терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 г., субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму.
Это вытекает и из пп. 7.1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где указано, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В силу ст. 51 Закона "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона N 384 от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу статей 28 и 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Школа является местом массового пребывания людей (детей) и попадает под действие ряда законодательных актов, в частности Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
В перечень мест массового пребывания людей включаются места массового пребывания людей, собственниками которых или лицами, использующими места массового пребывания людей на ином законном основании (далее - правообладатели мест массового пребывания людей), не являются федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" или которые не относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование места массового пребывания людей, а также не подлежат обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.
При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (ст. 3 Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения.
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней (п. 30).
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. Одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации в соответствии с п.п. 7, 11 ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ являются приоритет мер предупреждения терроризма и минимизация и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п.п. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что что во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», приказа прокурора Ростовской области от 28.01.2022 № 4 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, в МБОУ Марьевская СОШ не обеспечено непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест с Северной, Южной, Западной, Восточной сторон, что подтверждается прилагаемой схемой расположения наружных камер видеонаблюдения.
С целью устранения указанного нарушения директору образовательной организации внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.
Вместе с тем установка системы видеонаблюдения в школе обязательна.
Статьей 41 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья.
Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения воспитания учащихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими сохранность жизни и здоровья обучающихся, работников образовательной организации (п. 6 ст. 28 Закона об образовании).
Таким образом, недостаточное покрытие системой видеонаблюдения нарушает законные интересы и права детей, педагогической и технического персонала, иных посетителей на безопасное пребывание в образовательном учреждении, является несоблюдением установленных законом требований.
Схема видеонаблюдения должна предоставлять полную картину обстановки всего учебного учреждения, прилегающей территории. Особое внимание следует уделять местам, скрытым от обзора, которые могут быть местом проникновения посторонних лиц, а также возникновения конфликтов учеников школы, совершения противоправных действий в отношении муниципального имущества.
Следовательно, наличие в образовательных организациях помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
В силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, учредителем МБОУ Марьевская СОШ и собственником ее имущества является администрация Неклиновского района Ростовской области.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
При таких обстоятельствах неисполнение и ненадлежащее исполнение образовательным учреждением требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц: педагогов, учащихся, родителей учащихся и других лиц, которые могут находиться на территории данного образовательного учреждения.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора Неклиновского района Ростовской области обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя Администрации Неклиновского района Ростовской области о том, что категорирования объекта МБОУ Марьевская СОШ не предусматривает установку камер видеонаблюдения, отклоняются судом, поскольку вопрос антитеррористической защищенности образовательного учреждения является обязательным в силу закона, так как обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних детей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Неклиновского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Неклиновского района Ростовской области, третьи лица: Управление образования Администрации Неклиновского района Ростовской области, Управление Росгвардии по Ростовской области, Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области, МБОУ Марьевская СОШ Неклиновского района Ростовской области о доукомплектовании камерами видеонаблюдения образовательной организации, удовлетворить.
Обязать Администрацию Неклиновского района Ростовской области (ИН Н61230003556) в срок до 01.08.2024 выделить денежные средства для доукомплектования МБОУ Марьевская СОШ камерами видеонаблюдения, обеспечивающими непрерывное видеонаблюдение с Северной, Южной, Западной, Восточной сторон.
Обязать МБОУ Марьевская СОШ Неклиновского района Ростовской области (ИНН 6123014685) в срок до 01.09.2024 обеспечить непрерывное видеонаблюдение с Северной, Южной, Западной, Восточной сторон.
Судья
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 16 августа 2023 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>