Мотивированное решение 02.04.2021
2-1-133/2021
№1-109/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2021 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе судьи Байдина С.М. при секретаре Горбуновой Л.А.
с участием
истца Ахтямовой Д.А. ее представителя Колпащикова М.Б.
представителей ответчика Агапочкиной М.А., Пестовой Е.Н., Кимаева А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахтямовой Д. А. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Красноуфимская районная больница» о взыскании выплат стимулирующего характера
УСТАНОВИЛ:
Ахтямова Д.А. обратилась в суд с иском к ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» в котором, с учетом уточнения заявленных исковых требований, просит взыскать с ответчика:
- выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в размере 339 937 рублей, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415;
- выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 в размере 560 000 рублей, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484;
- выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в размере 96 251 рубль, в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 07.04.2020 № 162-УГ;
- стоимость юридических услуг, оказанных Колпащиковым М.Б. в размере 50 000 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что 31.12.2013 года была принята в отделение лучевой диагностики в ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» на должность врача-рентгенолога. В тот же день с ней был заключен трудовой договор №1-109/2014. В силу своей специфики как врач рентгенолог, работающий со снимками аппарата компьютерной томографии, осуществляет первичную специализированную медико-санитарную помощь, а также помощь стационарным больным, так как услуга оказывается на одном компьютерном томографе. С момента введения выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, гарантированных как Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации, так и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в лице Губернатора Свердловской области, ей денежные средства не предоставлялись и не выплачивались, несмотря на то, что как врач-рентгенолог она работает на аппаратах, осуществляющих компьютерную томографию (в подразделении, где проводят исследования на компьютерном томографе и рентгеновском аппарате), читает снимки, в том числе и больным коронавирусной инфекцией. Данная процедура осуществляется почто всем больным данным видом заболевания и функционирующий аппарат в больнице один. В разговорах с администрацией Ответчика, неоднократно подчеркивала, что согласно письма Министра Здравоохранения Российской Федерации от 06.05.2020 № 16З/И/2-5951 врачам-рентгенологам полагаются выплаты стимулирующего характера в силу их контакта с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 и работа, которых связана с биоматериалом им зараженным.
Определением Красноуфимского районного суда Свердловской области от 29.01.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Министерство здравоохранения Свердловской области.
В судебном заседании истец и ее ответчик заявленные требования поддержали обосновав их доводами изложенными в исковом заявлении. Дополнительно суду показали, что истец вынуждена непосредственно общаться с пациентами, для того, чтобы попасть на свое рабочее место ей необходимо пройти через коридор, в котором пациенты ждут очереди в рентген кабинет. Рабочее место врача-рентгенолога расположено в «красной зоне» Красноуфимской РБ. Отдельного кабинета для ковидного госпиталя в Красноуфимской РБ оборудовано не было. Какой-либо конкретный врач для работы со стационарными больными не закреплялся.
Представители ответчика заявленные исковые требования не признали, просили в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование своей позиции указали, что Ахтямова Д.А. работает в ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» в должности врача-рентгенолога в отделении лучевой диагностики, которое является структурным поликлиническим подразделением больницы. Автоматизированное рабочее место врача-рентгенолога с пакетом прикладных программ для анализа изображений находится в ординаторской отделения, вне «красной зоны» для медицинского обслуживания больных с подтвержденным диагнозом COVID-19. Врач-рентгенолог не контактирует с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицами из групп риска и зараженным биоматериалом больных. Полагают, что правильность позиции ответчика, в том, что Ахтямова Д.А. не подлежит включению в число получателей выплат стимулирующего характера за особые условия труда, подтверждается в частности, тем, что территориальный орган ФСС отказал Ахтямовой Д.А. в страховой выплате по случаю заболевания COVID-19, со ссылкой на отсутствие контактирования врача-рентгенолога с больными COVID-19 гражданами на рабочем месте. На базе Инфекционного отделения больницы организован Инфекционный госпиталь для оказания медицинской помощи больным COVID-19 в стационарных условиях. Врач-рентгенолог не оказывает непосредственно в инфекционном госпитале медицинскую помощь больным гражданам.
Министерство здравоохранения Свердловской области ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. В своем письменном отзыве на заявленные исковые требования указало, что поддерживают позицию ответчика. Считают, что поскольку, исходя из доводов ответчика, истец непосредственных контактов с больными новой коронавирусной инфекцией не имела, должность истца в локальные акты ГБУЗ СО «Красноуфимская районная больница» не включена, истец при проведении рентгенологических исследований непосредственно с больными и их биоматериалом не контактировала, следовательно, условия для осуществления дополнительных стимулирующих выплат не соблюдены. Учитывая изложенное просили в иске Ахтямовой Д.А. к ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» отказать.
Заслушав истца, ее представителя, а также представителей ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Настоящий Федеральный закон регулирует, и определяет:
1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;
5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
В силу положений ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:
- создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
- стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2020 году были установлены дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских учреждений в виде выплат стимулирующего характера.
Так Правительством Российской Федерации были приняты Постановления:
- от 02.04.2020 № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (далее Правила № 415);
- от 12.04.2020 № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» (далее Правила №1-109/2014).
Губернатором Свердловской области был издан Указ от 07.04.2020 № 162-УГ «О предоставлении грантов в форме субсидий на дополнительные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (далее Указ № 162-УГ).
Правилами № 415 установлено, что средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления.
Пунктом 11 Правил № 415 предусмотрено, что Локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются:
а) перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;
б) перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;
в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью;
г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Правилами № 484 предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья (п. 11 Правил).
В соответствии с п. 12 Правил № 484 локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает:
а) перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
б) перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью независимо от количества отработанных смен (часов), но не выше размеров, указанных в пункте 11 настоящих Правил;
г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Указом № 162-УГ предусмотрено, что конкретный перечень наименований подразделений (должностей), работа в которых дает право на установление выплат устанавливается локальным актом медицинской организации (п. 7 Указа).
Анализ Правил № 415, Правил 484 и Указа № 162-УГ позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные данными нормативно-правовыми актами выплаты стимулирующего характера полагаются не всем медицинским и иным работникам структурных подразделений медицинских организаций, а лишь тем, круг которых определен локальным актом конкретной медицинской организации.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Ахтямова Д.А. работает, в том числе работала в спорный период, в ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» в должности врача-рентгенолога.
Во исполнение Правил № 415 в ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» издан приказ № 190/1 от 06.05.2020, которым утверждено Положение об осуществлении выплат стимулирующего характера работникам ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекции.
Данное Положение определяет порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ»? оказывающим и участвующим в оказании медицинской помощи лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19 при непосредственном контакте с данным пациентом, а также сотрудникам, работа которых связана с контактом с биоматериалом, зараженным COVID-19 (п. 1 Положения)
Пунктом 2 данного Положения определены подразделения Красноуфимской РБ, медицинским работникам в которых осуществляется выплата стимулирующего характера, в числе прочего это отделение лучевой диагностики.
Перечень должностей и медицинских работников, имеющих право на установление выплат стимулирующего характера, в подразделениях установленных п. 2, и размер выплат определен пунктом 3 Положения.
Так, для отделения лучевой диагностики, предусмотрено, что право на установление выплат стимулирующего характера имеют лишь рентгенолаборанты. Должность врача-рентгенолога в данный перечень не включена.
11.04.2020 года в ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» на базе инфекционного отделения открыт инфекционный госпиталь.
Во исполнение Правил № 484 в ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» издан приказ № 162/1 от 13.04.2020 года, которым утверждено Положение о порядке осуществления выплат стимулирующего характера работникам ГБУЗ СО «Красноуфимска РБ» за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Данное положение определяет порядок осуществления выплат стимулирующего характера медицинским работникам ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ», которые непосредственно участвовали в оказании скорой медицинской помощи и специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (Преамбула Положения).
Пунктом 1 данного Положения определено, что выплата стимулирующего характера осуществляется медицинским работникам отделения скорой медицинской помощи и инфекционного отделения.
Данным положением не предусмотрена выплата стимулирующего характера медицинским работникам отделения лучевой диагностики.
Во исполнение Указа № 162-УГ в ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» издан приказ № 174 от 21.04.2020, которым утверждено Положение об осуществлении дополнительных выплат стимулирующего характера работникам ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Перечень подразделений и должностей медицинских работников, работа в которых дает право на установление дополнительных выплат стимулирующего характера определен пунктом 4 данного Положения.
Отделение лучевой диагностики в указанный перечень включено не было.
Приказом № 192/1 от 07.05.2020 года указанный перечень был уточнен, в частности в перечень была включена должность рентгенолаборанта отделения лучевой диагностики.
Должность врача-рентгенолога, в данный перечень включена не была.
Таким образом, в спорный период (март-октябрь 2020 года) локальными актами ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ», принятыми в соответствии с Правилами № 415, Правилами № 484 и Указом № 192-УГ, право врача-рентгенолога на получение дополнительных стимулирующих выплат за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекции, предусмотрено не было.
Положения принятые в ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» в соответствии с Правилами № 415, Правилами № 484 и Указом № 192-УГ и регламентирующие основания, размер и порядок осуществления выплат стимулирующего характера ни Ахтямовой Д.А. ни иными лицами, в установленном законом порядке не оспаривались. Иного суду не доказано.
Довод истца о том, что согласно письма Министра здравоохранения РФ от 06.05.2020 года № 16-З/И/2-5951 врачам-рентгенологам полагаются выплаты стимулирующего характера в силу их контакта с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 и работа которых связана с биоматериалом им зараженным, суд находит не состоятельным, поскольку, во-первых данное письмо не носит нормативного характера, а во-вторых указывает на то, что в соответствии с п. 11 Правил № 415 перечень должностей медицинских работников, которым осуществляется выплата стимулирующего характера, устанавливается локальным нормативным актом медицинской организации, также указывает, что такой перечень может быть утвержден по решению органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья.
Довод истца о том, что в силу специфики работы она вынуждена контактировать с пациентами, не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Напротив, согласно представленных ответчиком документов (протокола наблюдения за проведением КТ-исследования, служебной записки от 26.03.2021 года) на момент поступления пациента для проведения КТ-исследования, врач находится в изолированной комнате (пультовой). Рентгенолаборант принимает пациента, проверяет медицинскую документацию (направление), укладывает пациента и проводит процедуру КТ-диагностики. Врач, находясь в изолированной комнате (пультовой), проводит описание полученных снимков в электронном виде и заносит результат в РИАМС «ПроМед» в медицинскую карту пациента. Контакта врача с пациентом при проведении КТ-диагностики не зафиксировано. По результатам проводимых проверок медицинской документации в рамках внутреннего контроля качества по вопросу правильности и обоснованности оказания медицинской помощи, содержащих описание врачом-рентгенологом Ахтямовой Д.А. результатов рентгенологических методов исследования, установлено отсутствие записей по сбору анамнеза, жалоб и иных результатов осмотров, произведенных Ахтямовой Д.А. в медицинской документации за 2020 год.
Должностная инструкция врача-рентгенолога отделения лучевой диагностики ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ», с которой Ахтямова Д.А. ознакомлена 12.01.2015 также не содержит обязанности врача осуществлять непосредственный контакт с пациентом. Ей достаточно организовать и руководить работой среднего и младшего медицинского персонала (при его наличии). В ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» это рентгенолаборанты.
Из показаний допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля заместителя главного врача ГБУЗ СО «Красноуфимская РБ» ФИО9 следует, что она курирует работу отделения лучевой диагностики. При поступлении пациента непосредственно с ним работает лаборант: укладывает, вводит контрастные вещества, и так далее. Врач-рентгенолог, находится в отдельном помещении, читает сделанные снимки и описывает их. Описание врачом-рентгенологом полученных снимков, возможно осуществлять дистанционно, например дома.
Необходимость пройти через коридор больницы через так называемую «красную зону» чтобы по пасть на рабочее место врача-рентгенолога сама по себе не свидетельствует о контакте врача с пациентом и обусловлена техническими характеристиками здания больницы.
Отсутствие необходимости контакта врача-рентгенолога Ахтямовой Д.А. с пациентами подтверждается и выводами ГУ Свердловской региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал № 4 сделанными по результатам проверки пакета документов Ахтямовой Д.А. по факту заболевания Ахтямовой Д.А. новой коронавирусной инфекцией.
То обстоятельство, что с ноября 2020 года Ахтямова Д.А. получила право стимулирующие выплаты, не свидетельствует о наличии у нее такого права в спорный период.
Действительно 30.10.2020 года Постановлением Правительства Российской Федерации 1762 было отменено Постановление № 415 и введены с 01.11.2020 года «Правила осуществления фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностики и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Однако данные правила не распространяют свое действие на отношения, возникшие до 01.11.2020 года.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Ахтямовой Д.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ахтямовой Д. А. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Красноуфимская районная больница» о взыскании выплат стимулирующего характера, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья С.М. Байдин