Дело №2-1488/2024 копия
УИД 33RS0005-01-2024-002092-39
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Александров 25 июля 2024 года
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Гашиной Е.Ю.,
при секретаре Сарохан В.В.,
с участием помощника Александровского городского прокурора Владимирской области Прокиной Е.М.,
рассматривая в открытом судебном заседании в городе Александрове гражданское дело по исковому заявлению Александровского городского прокурора Владимирской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Александровская районная больница» об обязании оборудовать здание Андреевской врачебной амбулатории автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей,
У С Т А Н О В И Л:
Александровский городской прокурор Владимирской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Александровская районная больница» (далее по тексту - ГБУЗ ВО «АРБ») в котором, просит возложить на ответчика обязанность в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу оборудовать здание Андреевской врачебной амбулатории (далее по тексту – Андреевская ВА), расположенной по адресу: <адрес>, автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей в случае возникновения пожара в соответствии с СП 486.13115.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденным Приказом МЧС России от 20 июля 2020 года №539.
В обоснование заявленных требований указал, что в марте 2023 года Александровской городской прокуратурой Владимирской области в ходе надзорной деятельности с привлечением специалиста ОНД и ПР по Александровскому и Киржачскому районам проведена проверка пожарной безопасности в Андреевской ВА, по результатам которой выявлен ряд существенных нарушений правил пожарной безопасности. Установлено, что Андреевская ВА является действующей, однако эксплуатация указанного объекта защиты осуществляется без автоматической пожарной сигнализации, автоматической системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара. По указанному нарушению Александровской городской прокуратурой Владимирской области 10 апреля 2023 года в адрес главного врача ГБУЗ ВО «АРБ» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере пожарной безопасности, однако до настоящего времени указанное нарушение не устранено, что подтверждается ответами учреждения от 10 мая 2023 года и 14 июня 2024 года. Таким образом, Андреевская ВА, являясь структурным подразделением ГБУЗ ВО «АРБ», предоставляет медицинские услуги населению, относится к объектам защиты, подлежащим оснащению автоматической пожарной сигнализацией, автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара. Эксплуатация здания Андреевской ВА без автоматической пожарной сигнализации, автоматической системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара не соответствует требованиям действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, создает условия для возможного причинения вреда жизни, здоровью пациентов, работников и посетителей здания, что влечет нарушение их прав на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду. Обязанность по поддержанию помещений Андреевской ВА в надлежащем состоянии и по несению расходов на ее содержание лежит на ГБУЗ ВО «АРБ». Результаты проверки и рассмотрения мер прокурорского реагирования свидетельствуют о неисполнении ГБУЗ ВО «АРБ» указанных обязанностей по обеспечению в Андреевской ВА требований пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель Александровского городского прокурора Владимирской области - помощник прокурора Прокина Е.С. настаивала на удовлетворении исковых требований по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик ГБУЗ ВО «АРБ», надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил. Согласно поступившему в адрес суда ходатайству представитель ответчика ГБУЗ ВО «АРБ» Посадский О.А., действующий на основании доверенности от 17 января 2024 года №4 (л.д.41), просил судебное заседание провести в его отсутствие, указав, что ГБУЗ ВО «АРБ» не оспаривает нарушения, изложенные в исковом заявлении (л.д.40).
В соответствии с ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.18, п.2 ч.1 ст.79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.3, 37, 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года (далее по тексту - Федеральный закон №69-ФЗ) система обеспечения пожарной безопасности – это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами; руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, должностные лица в пределах их компетенции.
На основании ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту – Федеральный закон №123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу ст.5, пп.2 ч.1 ст.6 Федерального закона №123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре; пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьей 54 Федерального закона №123-ФЗ установлено, что системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта; системы должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей; перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации предусмотрены ст.83 Закона N 123-ФЗ, требования к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях предусмотрены ст.84 указанного Закона.
Приказом МЧС России от 20 июля 2020 года №539 утвержден свод правил СП 486.13115.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности» (далее по тексту - СП 486.13115.2020).
Согласно п.4 СП 486.13115.2020 при определении необходимости защиты здания и его отдельных помещений автоматическими установками пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации, помещения и сооружения, перечисленные в перечне, оборудуются соответствующими системами противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите АУП и (или) СПС, представлен в таблицах 1 - 4.
Согласно п.18 таблицы №1 СП 486.13115.2020 к объектам защиты относятся, в том числе, отдельно стоящие (не пристроенные к другим зданиям) в сельских населенных пунктах фельдшерско-акушерские пункты (независимо от площади).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее по тексту - Правила), в соответствии с п.54 которых руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
В силу требований, предусмотренных ч.1 ст.296, ч.3 ст.298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом; а также распоряжаются этим имуществом с согласия собственника имущества либо самостоятельно, если оно не относится к особо ценному движимому имуществу.
Как следует из материалов дела, ГБУЗ ВО «Александровская районная больница» на праве оперативного управления принадлежит здание амбулатории, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 9, 38).
Уставом ГБУЗ ВО «АРБ», утвержденным Приказом департамента здравоохранения Владимирской области от 18 марта 2015 года №156, определено, что Учреждение является некоммерческой организацией, бюджетным учреждением, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, печать и соответствующие штампы, печати и бланки со своим наименованием. Учреждение является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение владеет, пользуется всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных законом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества; обязано эффективно использовать такое имущество; вправе распоряжаться таким имуществом самостоятельно; отвечает по своим обязательствам в пределах, установленных действующим законодательством (л.д. 44-52).
Андреевская ВА является обособленным структурным подразделением ГБУЗ ВО «АРБ», на основании лицензии №ЛО-33-02-000896 от 15 апреля 2015 года, осуществляет медицинскую деятельность по адресу: адресу <адрес> (п.1.8 Устава).
Судом установлено, что в марте 2023 года Александровской городской прокуратурой Владимирской области в ходе надзорной деятельности с привлечением специалиста ОНД и ПР по Александровскому и Киржачскому районам проведена проверка пожарной безопасности в Андреевской ВА, по результатам которой выявлен ряд существенных нарушений правил пожарной безопасности. Установлено, что Андреевская ВА является действующей, однако эксплуатация указанного объекта защиты осуществляется без автоматической пожарной сигнализации, автоматической системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара.
10 апреля 2023 года в адрес главного врача ГБУЗ ВО «АРБ» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере пожарной безопасности (л.д.10-29).
Согласно ответам ГБУЗ ВО «АРБ» от 10 мая 2023 года и 14 июня 2024 года следует, что во исполнение представления Александровского городского прокурора от 10 апреля 2023 года устранен ряд выявленных нарушений, в частности в Андреевской ВА выполнены закупка и установка колпаков (рассеивателей) на светильники. Мероприятия по оборудованию здания Андреевской врачебной амбулатории автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей в случае возникновения пожара в соответствии с СП 486.13115.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденным Приказом МЧС России от 20 июля 2020 года №539, до настоящего времени не исполнены (л.д.30-32).
Таким образом, Андреевская ВА, являясь структурным подразделением ГБУЗ ВО «АРБ», предоставляет медицинские услуги населению, относится к объектам защиты, подлежащим оснащению автоматической пожарной сигнализацией, автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара. Эксплуатация здания Андреевской ВА без автоматической пожарной сигнализации, автоматической системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара не соответствует требованиям действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, создает условия для возможного причинения вреда жизни, здоровью пациентов, работников и посетителей здания, что влечет нарушение их прав на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду. Обязанность по поддержанию помещений Андреевской ВА в надлежащем состоянии и по несению расходов на ее содержание лежит на ГБУЗ ВО «АРБ». Результаты проверки и рассмотрения мер прокурорского реагирования свидетельствуют о неисполнении ГБУЗ ВО «АРБ» указанных обязанностей по обеспечению в Андреевской ВА требований пожарной безопасности.
С учетом установления факта ненадлежащего исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, об охране жизни, здоровья и обеспечении безопасности со стороны вышеуказанных ответственных лиц объектов медицинского учреждения, об отсутствии должного контроля со стороны руководства ГБУЗ ВО «АРБ», принимая во внимание отсутствие возражений со стороны ответчика, суд приходит к выводу, что обязанность по оборудованию здания Андреевской врачебной амбулатории, расположенной по адресу: <адрес>, автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей в случае возникновения пожара в соответствии с СП 486.13115.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденным Приказом МЧС России от 20 июля 2020 года №539 должна быть возложена на указанную организацию.
Заявленный истцом срок исполнения ГБУЗ ВО «АРБ» указанной выше обязанности – 1 год со дня вступления решения в законную силу, с учетом объема работ, необходимого для исполнения соответствующей обязанности, отсутствия возражений со стороны ответчика и соблюдения баланса интересов, как ответчика, так и неопределенного круга лиц, суд находит разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Александровского городского прокурора Владимирской области удовлетворить.
Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области «Александровская районная больница» в течение 1 (одного) года со дня вступления решения в законную силу оборудовать здание Андреевской врачебной амбулатории, расположенной по адресу: <адрес>, автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей в случае возникновения пожара в соответствии с СП 486.13115.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденным Приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд Владимирской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись Е.Ю. Гашина
Мотивированное решение составлено 1 августа 2024 года.
Председательствующий судья подпись Е.Ю. Гашина
№