Дело № 2а-1980/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Новороссийск 10 июня 2019 года
Октябрьский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края в составе:
председательствующего Чанова Г.М.,
при секретаре Пермяковой Ю.Ю.,
с участием: представителя административного истца Потапенковой И.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
представителя административных ответчиков Оганесян А.А., действующей на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Савеня Евгении Александровны к администрации МО г.Новороссийск, управлению архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск о признании незаконным приказа об отмене разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Савеня Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО г. Новороссийск, управлению архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск, в котором просит суд признать незаконным приказ управления архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ. №-в об отмене разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она является собственником 37/856 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 856кв.м с КН №, вид разрешенного использования: для размещения блокированных жилых домов с приквартирными участками, а также расположенного на нем незавершенного строительством объекта недвижимости: блокированного дома жилой застройки с КН №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>. В соответствии с разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. № ею велись строительные работы по завершению строительства вышеуказанного объекта недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ. за подписью начальника управления архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск вынесен приказ №-в об отмене выданного разрешения на строительство № в связи с нарушением правил организации строительства. Указанный приказ не мотивирован, в нем отсутствуют обстоятельства и конкретные факты, положенные в основу ненормативного акта. Разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. №ДД.ММ.ГГГГ выдано в соответствии с нормами законодательства, нарушений ст. 51 Градостроительного кодекса РФ при выдаче указанного решения на строительство административными ответчиками не доказано, ссылок на нарушения в обжалуемом приказе не имеется. Также административный истец указала, что к административной ответственности за нарушения, на которые ссылается ответчик, она не привлекалась. У администрации МО г. Новороссийск не имелось правовых оснований для отмены разрешения на строительство самостоятельно во внесудебном порядке. Оспариваемый приказ создает препятствия к осуществлению ее прав, предусмотренных ст. 209 ГК РФ, по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а также нарушает ее право – использовать принадлежащий ей земельный участок в соответствии с целевым назначением.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Потапенкова И.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административных ответчиков – администрации МО г. Новороссийск и управления архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийска по доверенностям Оганесян А.А. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Савеня Е.А. является собственником 50/1155 долей в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства с КН №, расположенный по адресу: <адрес>, степенью готовности объекта 65%, что следует из представленной выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Савеня Е.А. на праве общей долевой собственности принадлежит 37/856 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 856кв.м с КН №, вид разрешенного использования: для размещения блокированных жилых домов с приквартирными участками.
ДД.ММ.ГГГГ Савеня Е.А. за подписью начальника управления архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск Паскаянц А.А. на основании решения Октябрьского районного суда г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ. выдано разрешение на строительство № – реконструкцию трехэтажного блокированного жилого дома в <адрес> с КН № (КН земельного участка №) сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Начальником управления архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск срок действия разрешения на строительство продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. за подписью начальника управления архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск вынесен приказ №-в об отмене выданного разрешения на строительство № в связи с нарушением правил организации строительства.
Как следует из оспариваемого приказа от ДД.ММ.ГГГГ. №-в, приказ вынесен на основании факта выявленных нарушений градостроительного законодательства Российской Федерации в части нарушения правил организации строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
Согласно ч.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1). проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2). проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, выдача разрешения на строительство подтверждает соответствие проектно документации требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта – требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.
В соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Согласно части 21.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
1.1) поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Об исполнении полученного предписания исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления - не позднее трех дней со дня принятия ими решения.
Разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. № было выдано административному истцу в соответствии с действующим законодательством, нарушение положений ст.51 Градостроительного кодекса РФ при выдаче указанного разрешения на строительство административным ответчиком не доказано.
Градостроительным кодексом РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления.
Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также не предусмотрены основания для отмены органами местного самоуправления, а также должностными лицами разрешений на строительство путем издания приказа.
При таких обстоятельствах приказ управления архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ. №-в об отмене разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ. является незаконным, нарушающим права и законные интересы Савеня Е.А.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Савеня Евгении Александровны удовлетворить.
Признать незаконным приказ управления архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ №-в об отмене разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ. является незаконным, нарушающих права и законные интересы Савеня Е.А.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Новороссийска.
Судья Октябрьского районного суда
г. Новороссийска Г.М. Чанов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ