РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2020 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Головачевой Т.А., с участием прокурора Лейдерман Н.Л., административного истца Оглоблина В.С., представителя ответчика Репиной Л.А., представителя заинтересованного лица Вишняковой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4633/2020 по административному исковому заявлению Оглоблина Валерия Сергеевича к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов Думы Ангарского городского округа второго созыва о признании подписей избирателей действительными, признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы АГО второго созыва по одномандатному избирательному округу №5, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты Думы АГО второго созыва по одномандатному избирательному округу №5,
УСТАНОВИЛ:
Оглоблин В.С. обратился в суд с иском Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 5 по выборам в депутаты Думы Ангарского городского округа второго созыва, в его обоснование указав, что подал документы для регистрации кандидатом в депутаты Думы АГО второго созыва по одномандатному избирательному округу №5. Решением окружной избирательной комиссии по одномандатному округу №5 от 09.08.2020 года №6/23 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы АГО второго созыва по одномандатному избирательному округу №5 в связи с недействительностью части подписей в поддержку кандидата Оглоблина В.С. Считает данное решение незаконным и подлежащим отмене, поскольку все подписи избирателей являются достоверными, их достоверность готовы подтвердить сами лично избиратели в судебном заседании. Со слов председателя ОИК №5 Репиной Л.А. стало известно, что основанием для признания подписей недостоверными явилось заполнение фамилии, имени, отчества избирателями не собственноручно. Полагает, что указанные основания не влияют на достоверность подписей. Административный истец просит признать действительными 37 подписей избирателей, незаконным решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы АГО второго созыва одномандатного избирательного округа №5, возложить обязанность зарегистрировать кандидатом в депутаты Думы АГО второго созыва одномандатного избирательного округа №5
Административный истец Оглоблин В.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме, повторив доводы, указанные в административном иске. Дополнительно пояснил, что о дате и времени проведения проверки подписных листов извещен не был. Кроме того, не согласен с заключением эксперта о том, что 18 подписей внесены избирателями не собственноручно. В ходе сбора подписей он собственноручно указал в подписных листах фамилии, имена и отчества примерно четырех избирателях, точнее он уже не помнит. Остальные данные избиратели вносили собственноручно. Не помнит фамилии, имена и отчества избирателей, чьи данные он вносил собственноручно.
Представитель административного ответчика Репина Л.А., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании административные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что о дате проведения проверки представленных документов кандидат Оглоблин В.С. был извещен, что подтверждается сведениями, содержащимися в журнале контроля сроков регистрации кандидатов в депутаты АГО второго созыва, и подписью Оглоблина В.С. В решении ИОК №5 ошибочно указано о создании рабочей группы ОИК №2, фактически решение было о создании рабочей группы ОИК №5.
Представитель заинтересованного лица Ангарской территориальной избирательной комиссии Вишнякова Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные требования не поддержала, повторила доводы, изложенные в письменных возражениях.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение помощника прокурора Лейдерман Н.Л., полагавшей требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу ст.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12.06.2002 года настоящим федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом (ч.2 ст.1 Федерального закона №67-ФЗ).
Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона (ч.6 ст.1 федерального закона №67-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (п. 2 ст. 32 Закона).
В соответствии с п. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
В силу п. 18 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 35.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
В силу п.11 ст.37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись.
В силу п.п. «л» п. 6.4 ст. 38 указанного Федерального закона недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Основания отказа в регистрации кандидата закреплены в п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с п.п. «д» которого основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Порядок подготовки и проведения в Иркутской области выборов глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборного органа местного самоуправления определяет Закон Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».
В силу ст.1 настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом Иркутской области определяет порядок подготовки и проведения в Иркутской области (далее - область) выборов глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборного органа местного самоуправления (далее - муниципальные выборы). Подготовка и проведение выборов членов выборных органов местного самоуправления осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом для выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, если федеральными законами, настоящим Законом или иными законами области не предусмотрено иное.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» необходимым условием регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в частях 2, 3, 4 настоящей статьи, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Согласно ст. 57 указанного Закона сбор подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования осуществляется посредством их внесения в подписные листы, изготовленные по форме, установленной в приложении 8 к Федеральному закону.
Основанием для отказа в регистрации кандидата, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 63 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области», является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Решением Думы Ангарского городского округа от 23.06.2020 № 956-85/01рД «О назначении выборов депутатов Думы Ангарского городского округа второго созыва» назначены муниципальные выборы депутатов Думы Ангарского городского округа второго созыва, данное решение официально опубликовано в газете «Ангарские ведомости» от 26.06.2020 № 52 (154).
Решениями Ангарской территориальной Избирательной комиссии от 24.06.2020 №133/519 «О формировании окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Думы Ангарского городского округа второго созыва», от 24.06.2020 №133/520 «О назначении председателей окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №1-25 по выборам депутатов Думы Ангарского городского округа второго созыва» сформирована ОИК № 5, в состав которой включены восемь членов избирательной комиссии, председателем ОИК № 5 назначена Репина Л.А.
Решением ОИК №5 от 26.06.2020 года №1/11 утверждено Положение о рабочей группе по приему и проверке документов, представленных кандидатами, избирательными объединениями в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №5, образована Рабочая группа в составе руководителя группы Репиной Э.Е., заместителя руководителя Кочутиной А.С., членов рабочей группы: Кудряковой К.В., Гординой Е.В., Изюмовой О.Л., Сегеневич Н.В., Репиной Л.А., Овчинникова А.В. – эксперта-почерковеда, направленного УВД по г.Ангарску для работы в составе группы.
Совокупность представленных в материалы дела доказательств и пояснений представителя ответчика позволяют суду сделать вывод о наличии технической описки в решении ОИК №5 от 26.06.2020 года о создании рабочей группы, поскольку из текста решения и состава рабочей группы следует, что указанным решением были сформирована рабочая группа ОИК №5, а не как ошибочно указано в данном решении ОИК №2.
Приложением к решению Ангарской территориальной избирательной комиссии от 26.06.2020 №134/526 «О количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидатов в депутаты Думы Ангарского городского округа второго созыва» определено количество подписей, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу № 5, которое составляет 33 подписи, и максимальное количество подписей, представляемых в избирательную комиссию, которое составляет 37 подписей.
Пунктом 2 решения Ангарской территориальной Избирательной комиссии от 26.06.2020 №134/527 установлено, что проверке подлежат все подписи избирателей, представленных для регистрации кандидата в депутаты Думы АГО второго созыва по одномандатным избирательным округам №1-25.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23.07.2020 Оглоблин В.С. представил в ОИК № 5 для выдвижения кандидатом в депутаты заявление кандидата о согласии баллотироваться, копии паспорта, документов об образовании, сведения о размере и источниках доходов, имуществе, иные необходимые документы.
** Оглоблин В.С. представил в ОИК № 5 подписные листы в количестве 8 штук, всего 37 подписей.
Согласно ведомости проверки подписных листов, датированной 01 августа 2020 года, экспертом Овчинниковым А.В. выявлены нарушения при заполнении подписных листов, а именно в подписных листах: №1 в строках 1-5, №5 в строках 1-5, №6 в строках 1-2, 4-5, №7 в строке 4, №8 в строках 1-3 фамилия, имя и отчество избирателей выполнены не собственноручно.
Рабочей группой по проверке соблюдения порядка выдвижения, правильности оформления документов, представленных кандидатами, и достоверности содержащихся в них сведений и подписей избирателей 07.08.2020 г. составлен протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы Ангарского городского округа второго созыва по одномандатному избирательному округу №5 Оглоблина В.С., согласно которому количество заявленных подписей избирателей – 37, количество представленных подписей избирателей – 37, количество проверенных подписей избирателей – 37, количество подписей избирателей, признанных недействительными – 18. Основанием признания подписей недействительными указан п.п. «л» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ.
Таким образом, из 37 заявленных, представленных и проверенных подписей избирателей 18 подписей признаны недействительными, количество действительных подписей составило 19, что является недостаточным для регистрации кандидатом в депутаты Думы АГО второго созыва по одномандатному избирательному округу №5.
Решением ОИК № 5 от 09.08.2020 №6/23 в соответствии с частью 1,5,6 статьи 62, пунктом 7 части 1 статьи 63, ст.89 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах» Оглоблину В.С. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Ангарского городского округа второго созыва по одномандатному избирательному округу №5.
Оценивая оспариваемое решение, суд не находит оснований для его отмены, поскольку со стороны административного ответчика отсутствуют нарушения законодательства о выборах, решение соответствуют положениям п. 11 ст. 37 и пп. «л» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 7 ч. 1 ст. 63 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области».
Проверка подписей избирателей показала, что подписные листы заполнены в нарушение пп. «л» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку фамилия, имя и отчество избирателями в подписные листы 1,5,6,7,8 внесены не собственноручно, 18 из 37 представленных Оглоблиным В.С. в избирательную комиссию подписей избирателей признаны недействительными. Оставшееся количество подписей избирателей (19 подписей) являлось недостаточным для регистрации Оглоблина В.С. кандидатом в депутаты Думы АГО второго созыва по одномандатному избирательному округу №5.
Доводы административного истца о том, что Закон Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» не содержит требований о внесении в подписной лист собственноручно избирателем фамилии, имени и отчества суд признает несостоятельными, поскольку в силу ст.1 указанного Закона подготовка и проведение выборов выборных должностных лиц местного самоуправления, не являющихся главами муниципальных образований, осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом для выборов глав муниципальных образований, если федеральными законами, настоящим Законом или иными законами области не предусмотрено иное. В соответствии с положениями п.6 ст.1 Федерального закона №67-ФЗ, в случае если закон субъекта противоречит настоящему закону, применяются нормы Федерального закона №67-ФЗ.
Поскольку ч.11 ст.37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлена обязанность внесения собственноручно избирателем фамилии, имени и отчества в подписной лист, отсутствие в Законе Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» данного требования не исключает обязанность кандидата соблюдать требования избирательного законодательства.
Проверяя доводы административного истца о ненадлежащем уведомлении о дате, времени и месте проведения проверки подписей избирателей, суд установил, что о заседании рабочей группы избирательной комиссии по проверке представленных подписей Оглоблин В.С. был уведомлен, что подтверждается записью в журнале контроля сроков регистрации кандидатов в депутаты Думы АГО второго созыва.
Доводы административного истца о том, что все избиратели кроме четырех самостоятельно вносили в подписные листы свою фамилию, имя и отчество являются несостоятельными, поскольку проверка подписей избирателей на их достоверность проведена компетентным в данной области экспертом-почерковедом Овчинниковым А.В., направленным УВД по г.Ангарску для работы в составе рабочей группы. Оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, требования Оглоблина В.С. к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №5 по выборам депутатов Думы АГО второго созыва о признании действительными 37 подписей, признании незаконным решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №5 по выборам депутатов Думы АГО второго созыва № 6/23 от 09.08.2020 года «Об отказе в регистрации Оглоблина В.С. кандидатом в депутаты Думы АГО второго созыва по одномандатному избирательному округу № 5» и возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты Думы АГО второго созыва по одномандатному избирательному округу № 5 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Оглоблина Валерия Сергеевича к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Ангарского городского округа второго созыва одномандатного избирательного округа № о признании 37 подписей избирателей действительными, признании незаконным решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №5 от 09.08.2020 года №6/23 «Об отказе в регистрации Оглоблина Валерия Сергеевича кандидатом в депутаты Думы АГО второго созыва по одномандатному избирательному округу № 5», возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты Думы АГО второго созыва по одномандатному избирательному округу № 5 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья А.В.Черных
Мотивированное решение изготовлено 26.08.2020 года.
ФИО15
ФИО15
ФИО15
ФИО15
ФИО15
ФИО15
ФИО15
ФИО15
ФИО15