Судья – Новоселова Д.В.
Дело № - 33 – 3054
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Судневой В.Н.,
судей Овчинниковой Н.А., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Рогатневой А.Н.,
рассмотрела 02 апреля 2018 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Перми на решение Дзержинского районного суда
г. Перми от 15 января 2018 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ИФНС России по Дзержинскому району г.Перми к Столярову Андрею Александровичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год, 2015 г. в размере 6 501,73 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014-2015 г. в размере 96,79 рублей – отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Инспекция ФНС России по Дзержинскому району г. Перми обратилась с административным исковым заявлением к Столярову А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год, 2015 г. в размере 6501,73 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014-2015 г. в размере 96,79 рублей. Свои требования административный истец мотивирует тем, что Столяров А.А. своевременно не уплатил налоги, требования налогового органа не исполнил, судебный приказ о взыскании спорных платежей отменен 08.06.2017.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Инспекция ФНС России по Дзержинскому району г.Перми. Считает, что вывод суда о пропуске срока на обращение в суд с настоящим иском не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Из реестра отправки почтовой корреспонденции следует, что административное исковое заявление отправлено 08.12.2017 г., то есть своевременно.
Проверив дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отменяет решение суда ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушением норм материального права (п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).
В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ транспортный налог относится к региональным налогам, регулируется нормами главы 28 Налогового кодекса РФ, главы 6 Закона Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 "О налогообложении в Пермском крае".
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).
В п. 3 ст. 362 НК РФ сказано, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Сроки взыскания транспортного налога и пеней в судебном порядке предусмотрены в статье 48 НК РФ, по правилам пункта 2, пункта 3 которой (в редакции после 04.03.2013 года):
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п. 2).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3).
Из приведенных норм права следует, что в случае, если сумма налогов и пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, срок на подачу заявления мировому судье о выдаче судебного приказа составляет шесть месяцев со дня истечения срока исполнения налогового требования.
В случае, если судебный приказ отменен по заявлению должника, срок на обращение в суд с административный иском составляет шесть месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на пропуск административным истцом установленного законом срока при обращении в суд с настоящим административным иском. Суд указал, что судебный приказ о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014,2015 год, пени начисленной на указанную недоимку, отменен 08.06.2017 г., административное исковое заявление предъявлено Инспекцией в суд 12.12.2017 г. (посредством почтового отправления), то есть за пределами установленного законом 6-ти месячного срока.
Судебная коллегия считает, что срок обращения в суд административным истцом не пропущен, требования административного истца подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Из материалов настоящего дела и дела о выдаче судебного приказа следует, что за административным ответчиком зарегистрированы:
в 2014 году (3 месяца), а также в 2015 году - автомобиль Мерседес,
**, с мощностью двигателя 135 л.с.
- в 2014 г. автомобиль ВАЗ 21074, **, с мощностью двигателя 74,1 л.с.
Ставки налога, согласно ст. 22 Закона Пермской области от 30.08.2001
N 1685-296 "О налогообложении в Пермском крае" в редакции, действующей в спорые периоды налогообложения, составляли на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 25 руб., свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно – 30 руб.
Таким образом, недоимка административного ответчика по транспортному налогу за 2014г. за автомобиль Мерседес, с учетом частичной уплаты, составила 598,79 руб. (135 х 30 /12 х 3 – 414,20 руб.).
Недоимка административного ответчика по транспортному налогу за 2014г. за автомобиль ВАЗ составила 1853 руб. (74,1 х 25).
Размер пеней на недоимку по транспортному налогу за 2014 г., рассчитанных за период с 02.10.2015 по 31.01.2016, составил 81,97 руб., согласно расчета, приложенного к административному иску.
Недоимка административного ответчика по транспортному налогу за 2015г. за автомобиль Мерседес составила 4 050 руб. (135 х 30).
Размер пеней на недоимку по транспортному налогу за 2015 г., рассчитанных за период с 02.10.2015 по 12.12.2016, составил 14,85 руб., согласно расчета, приложенного к административному иску.
Указанные недоимка и пени взыскиваются с административного ответчика на основании направленных ему требований:
- Требование № ** от 12.10.2015 г. на сумму недоимки 1013 руб. за 2014 г. и пеней 81,97 руб. со сроком уплаты до 25.11.2015,
- Требование № ** от 15.10.2015 г. на сумму недоимки 1853 руб. за 2014 г. и пеней 81,97 руб. со сроком уплаты до 02.12.2015,
- Требование № ** от 13.12.2016 г. на сумму недоимки 4050 руб. за 2015 г. и пеней 14,85 руб. со сроком уплаты до 07.02.2017,
- Требование № ** от 16.12.2016 г. на сумму недоимки 1 853 руб. за 2015 г. и пеней 8,65 руб. со сроком уплаты до 08.02.2017.
Сумма по указанным требованиям превысила 3000 руб. после 07.02.2017 (истечение срока по требованию № ** от 13.12.2016 г.)
Срок на обращение в суд за выдачей судебного приказа истек 07.08.2017 г., до истечения срока – 26.04.2017 г., административный истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа.
Судебный приказ от 28.04.2017 г. отменен 08.06.2017 г., 6 месячный срок на обращение в суд с настоящим иском истек 08.12.2017.
Из текста административного иска следует что инспекция ФНС акцентирует внимание суда на том, что иск подан в суд 08.12.2017.
Из штемпеля на конверте следует, что письмо отправлено органом почтовой связи 12.12.2017 г.
Согласно п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдены ли сроки обращения в суд; Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд.
В силу ч. 4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.
Суд первой инстанции указанные нормы закона не учел и имеющиеся противоречия относительно даты подачи иска не устранил. К выводу о пропуске срока пришел исходя из даты штемпеля на конверте, не запрашивая дополнительных доказательств, подтверждающих дату сдачи иска на почту у административного истца.
Вместе с тем, административный истец представил в дело реестр отправки почтовой корреспонденции, из которого следует, что почтовое отправление с административным исковым заявлением сдано в почтовую организацию 08.12.2017 г., то есть своевременно.
Тот факт, что письмо отправлено почтой 12.12.2017 г., о пропуске срока не свидетельствует, поскольку почтовое отправление принято почтой до истечения процессуального срока.
Таким образом, как за выдачей судебного приказа так и с настоящим административным иском Инспекция ФНС обратилась в суд своевременно.
С учетом сказанного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно полежит отмене.
Поскольку доказательств уплаты административным ответчиком недоимки и пеней в суд не представлено, судебная коллегия принимает новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с административного ответчика, на основании п. 1 ст. 333.19 НК РФ, составляет 400 руб.
Руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 15 января 2018г. отменить.
Принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Перми.
Взыскать со Столярова Андрея Александровича, проживающего по адресу: г. Пермь, ****, задолженность по транспортному налогу за 2014, 2015 г. в размере 6598 руб. 52 коп., из которой:
- 2 451,79 руб. недоимка по транспортному налогу за 2014 год,
- 81,91 руб. пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2014 год,
- 4050,00 руб. недоимка по транспортному налогу за 2014 год,
- 14,82 руб. пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2014 год,
Взыскать со Столярова Андрея Александровича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб.
Председательствующий -
Судьи -