Дело № 2 – 2391/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2012 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Швец Н.М., при секретаре Смольяковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению Батальцевой Н.В. об оспаривании бездействия администрации города Перми,
установил:
Батальцева Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г.Перми, выразившееся в отказе в признании ее нуждающейся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и не включении его в отдельный список с момента обращения. Также заявитель просит обязать администрацию г.Перми устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя – признать Батальцеву Н.В. нуждающейся в получении садовых, огородных или дачных земельный участков и включить ее в отдельный список с момента обращения.
В обоснование требований указано, что 22.10.2012 года Батальцева Н.В. обратилась в администрацию г.Перми с заявлением о признании ее нуждающейся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и постановке на льготную очередь в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». К заявлению были приложены необходимые документы. 17.11.2012 года заявитель получила ответ, содержащий отказ в регистрации заявления и постановке на льготную очередь в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрена постановка граждан на учет в целях предоставления садового земельного участка. С данным ответом Батальцева Н.В. не согласна, поскольку федеральное законодательство возлагает на органы местного самоуправления обязанность по регистрации заявлений о предоставлении садовых, огородных или дачных земельных участков и, кроме того, не устанавливает каких-либо оснований отказа и ограничений постановки заявителей в очередь. Бездействие администрации г.Перми, выразившееся в отказе в признании заявителя нуждающейся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и не постановке в льготную очередь нарушает права и свободы заявителя.
В судебное заседание заявительница не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, на заявленных требованиях настаивает.
Представители администрации г.Перми в суд не явился, просит провести судебное заседание без его участия. Согласно представленному письменному отзыву требования Батальцевой Н.В. не признает по тем основаниям, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан, то время как заявитель с заявлением о постановке на учет в администрацию Кировского района г.Перми не обращалась, в полномочия департамента земельных отношений администрации г.Перми формирование списков и постановка на учет граждан в целях предоставления садового земельного участка не входит.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
В силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Заявителем обжалуется бездействие администрации города Перми, выразившееся в отказе в признании Батальцевой Н.В. нуждающейся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и не включении ее в отдельный список с момента обращения.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Гражданин вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Правилами ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» закреплен порядок выбора и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также порядок действий органа местного самоуправления, направленных на создание объединений:
Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно ст. 58 Устава города Перми, администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края).
Департамент земельных отношений администрации города является функциональным подразделением администрации города, осуществляет полномочия администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством (Положение о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 210).
Судом установлено, что 22.10.2012 года Батальцева Н.В. обратилась в администрацию г. Перми с заявлением о признании нуждающимся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков и постановке в очередь в соответствии со ст. 13 ФЗ № 66-ФЗ.
Письмом заместителя главы администрации г.Перми от 07.11.2012 года на обращение Батальцевой Н.В. о включении в льготный список граждан, нуждающихся в получении садового, огородного или дачного земельного участка, разъяснено, что в настоящее время в целях урегулирования пробелов земельного законодательства разрабатывается проект закона Пермского края «О регулировании земельных отношений в Пермском крае и о признании утратившими силу некоторых законов Пермского края», администрацией г.Перми подготовлены и направлены поправки к проекту данного закона, предусматривающие регламентацию вопросов порядка учета граждан для получения садовых, огородных, дачных земельных участков, формирования земельных участков, платного либо бесплатного предоставления земельных участков.
Согласно доводам заявителя, данное письмо получено ею 17.11.2012 года; в суд с заявлением Батальцева Н.В. обратилась 27.11.2012 года, срок обращения в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ, заявителем соблюден.
Проанализировав действующее законодательство в соответствующей правовой сфере, суд считает требования Батальцевой Н.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Федеральное законодательство возлагает обязанность на органы местного самоуправления по регистрации и учету заявлений о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и формирование списков граждан, подавших такое заявление, в том числе, отдельного льготного списка.
Кроме того, нормы Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не устанавливает каких-либо оснований отказа и ограничений постановки заявителей в очередь в зависимости от наличия либо отсутствия в пользовании заявителя земельного участка и относительно размера указанного земельного участка.
Администрация г. Перми – исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 58 Устава г. Перми). Администрации районов города входят в структуру администрации города как ее территориальные органы (ст. 60 Устава), создаются в целях обеспечения управления внутригородскими районами. Местом жительства заявителя является город Пермь, а администрация города является органом местного самоуправления, в связи с чем является лицом, которое вправе и обязано решать вопросы по формированию и ведению списков лиц о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка.
Таким образом, администрацией города Перми – органом местного самоуправления, не исполнена обязанность по регистрации и учету в списке заявления Батальцевой Н.В. о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка. Указанным бездействием администрации города Перми нарушены права заявителя, установленные указанными выше законами.
То обстоятельство, что органами местного самоуправления не урегулирован порядок регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, не может служить основанием для неисполнения возложенной законом обязанности по регистрации и учету заявления Батальцевой Н.В. о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка и не должно являться препятствием к осуществлению заявителем своего права.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие администрации города Перми, выразившееся в не включении Батальцевой Н.В. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков.
Обязать администрацию города Перми включить Батальцеву Н.В. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, с момента ее обращения.
Решение суда в течение одного месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Судья Швец Н.М.