УИД: <...>
Дело № 2-755/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2022 года город Брянск
Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
при помощнике судьи Кузьминой Т.И.,
с участием представителя истца Киндирова А.С.,
представителя ответчика Давыдовой О.П.,
третьего лица Хлусова Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпичковой К.А. к Брянской городской администрации о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования,
установил:
Карпичкова К.А. обратилась в суд с иском к Брянской городской администрации о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования.
В обоснование заявленных требований Карпичкова К.А. указала, что <дата> умерла ее <...> ФИО1 После смерти <...> наследником по закону является истец. В установленный законом срок Карпичкова К.А. обратилась к нотариусу, однако <дата> получено постановление нотариуса Брянского нотариального округа Брянской области ФИО2 об отказе в совершении нотариального действия – выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на комнату <адрес>, поскольку право собственности на квартиру не зарегистрировано.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения статей 1, 2, 4, 7 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьи 1142, 1153, 1156 ГК РФ просила суд включить комнату <адрес> в наследственную массу, признать за Карпичковой К.А. право собственности в порядке наследования после смерти ФИО1 на комнату <адрес>.
В судебное заседание Карпичкова К.А. не явилась, уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца по доверенности Киндиров А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал, при этом пояснил, что <дата> умерла <...> истца ФИО1 В <дата> ФИО1 предоставлена комната в общежитии, расположенная по адресу <адрес> Комната в общежитии предоставлена на основании договора социального найма, заключенного между ФИО1 и МУП «Жилспецсервис» <адрес>. ФИО1 в указанном жилом помещении имела регистрацию, проживала длительное время, несла бремя содержания имущества, оплачивала коммунальные платежи. При жизни ФИО1 имела намерение приватизировать жилую комнату в общежитии, обращалась с соответствующим заявлением, однако в связи с ее смертью процесс приватизации квартиры завершен не был. После смерти ФИО1 единственной наследницей является ее дочь Карпичкова К.А., которая в установленный законом срок обратилась с заявлением к нотариусу о принятии наследства. Карпичковой К.А. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, поскольку право собственности на жилое помещение не зарегистрировано за наследодателем.
Представитель ответчиков Брянской городской администрации, Фокинской районной администрация города Брянска Давыдова О.П., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска. При этом пояснила, что указанное жилое помещение на основании решения Брянского городского Совета народных депутатов № от <дата> принято в муниципальную собственность города Брянска. ФИО1 с заявлением о заключении договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, к собственнику не обращалась, комната в общежитии ФИО1 предоставлена МУП «Жилспецсервис» г. Брянска в <дата> после передачи здания в муниципальную собственность, без согласия собственника Брянской городской администрации.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МУП «Жилспецсервис» г. Брянска Хлусов Р.И., действующий по доверенности в разрешении заявленных требований полагался на усмотрение суда. При этом пояснил, что в настоящее время многоквартирный дом по адресу <адрес>, находится в управлении МУП «Жилспецсервис» города Брянска на основании договора управления от <дата>. В комнате № указанного выше дома с <дата> зарегистрирована ФИО1 Документом, послужившийм основанием для регистрации ФИО1 в спорном жилом помещении является договор найма жилого помещения, заключенный между МУП «Жилспецсервис» г. Брянска и ФИО1, иные документы о предоставлении ФИО1 комнаты в общежитии отсутствуют. Сведения о том, что ФИО1 жилое помещение предоставлено в пользование в связи с исполнением трудовых обязанностей или по иным основаниям, отсутствуют.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», нотариус Брянского нотариального округа Брянской области ФИО2 в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного разбирательства своевременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании части 1 статьи 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено, а также следует из материалов дела, что жилое помещение – комната <адрес> на основании договора найма жилого помещения в общежитии № от <дата> находилась в пользовании ФИО1, умершей <дата>.
<дата> Карпичковой К.А. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на комнату №, расположенную по адресу <адрес>, ввиду того, что право собственности на указанную квартиру в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Обращаясь в суд с иском Карпичкова К.А. указала, что ее мать при жизни имела намерение приватизировать жилую комнату в общежитии в связи, с чем в <дата> обратилась с соответствующим заявлением в ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация».
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу статьи 1 названного Закона приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения, а также жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат.
Из материалов дела следует, что до <дата> общежитие <адрес> находилось в собственности ОАО «Литий».
На основании решения Брянского городского Совета народных депутатов № от <дата> общежитие ОАО «Литий», расположенное по адресу <адрес> принято в муниципальную собственность города Брянска.
В силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Судом установлено, что <дата> между МУП «Жилспецсервис» г. Брянска, в лице директора ФИО3, действующего на основании Устава и Постановления Брянской городской администрации №-п от <дата> и ФИО1 заключен договор № найма жилого помещения в общежитии.
Из содержания указанного выше договора следует, что жилое помещение – комната <адрес>, находящееся в муниципальной собственности предоставлено ФИО1 в возмездное пользование для временного проживания в нем.
При этом, условия о предоставлении жилого помещения на период работы, обучения, или службы последней, в договоре отсутствуют.
Спорное жилое помещение - комната <адрес> согласно техническому паспорту ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на <дата> представляет собой жилую комнату общей площадью 13,5 кв.м, в том числе, жилая площадь 13.5 кв.м.
<дата> ФИО1 вселена и зарегистрирована в спорном жилом помещении, что подтверждается копией поквартирной карточки. Документ-основание регистрации договор № от <дата>.
Таким образом, вселена и зарегистрирована ФИО1 по месту жительства в спорном жилом помещении после передачи жилого дома в муниципальную собственность.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено, в том числе: учет муниципального жилищного фонда; установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (часть 1 статьи 14 ЖК РФ).
Предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется органами местного самоуправления только по основаниям, предусмотренным законом.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 49 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма предоставляется малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях по основаниям статьи 51 настоящего Кодекса. Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Из ответа Фокинской районной администрации города Брянска следует, что ФИО1 с заявлением о заключении договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, не обращалась.
При этом, в судебном заседании стороны не оспаривали, что ФИО1 на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях не состояла, в порядке очередности ей спорное жилое помещение не распределялось, ордер не выдавался, в установленном законом порядке решение органом местного самоуправления о предоставлении жилого помещения не принималось.
Установив изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что поскольку ФИО1 в трудовых отношениях с ОАО «Литий» не состояла, в спорное жилое помещение была вселена после передачи здания общежития в муниципальную собственность, в отсутствие решения о предоставлении жилого помещения в установленном порядке, договор найма жилого помещения в общежитии № от <дата>, послуживший основанием регистрации ФИО1 в жилом помещении, не является доказательством, достоверно подтверждающим правомерность пользования жилым помещением – комнатой <адрес>, на условиях социального найма.
Доказательств обратного, в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Доводы Киндирова А.С. в подтверждение приобретения права пользования спорным жилым помещением о длительном проживании ФИО1 в спорном жилом помещении, об оплате коммунальных платежей, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Оплата коммунальных платежей свидетельствует о плате за фактическое проживание и не влечет за собой возникновение права пользования жилым помещением на условиях социального найма.
Длительность проживания в спорном жилом помещении также не свидетельствует о наличии отношений социального найма и приобретении права пользования данной квартирой в установленном законом порядке на условиях социального найма. Временное пользование жилым помещением без соблюдения установленного порядка его предоставления, проживание в квартире в течение нескольких лет не могут в силу вышеприведенных положений закона рассматриваться как предоставление жилья по договору социального найма жилого помещения и не порождают право пользования занимаемым жилым помещением на указанных условиях.
Доводы представителя истца о том, что в <дата> ФИО1 обращалась ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» с заявлением о приватизации жилого помещения, в <дата> занималась сбором необходимых документов для повторного обращения с указанным заявлением, однако процесс приватизации не был завершен по причине смерти последней, суд признает несостоятельными, основанными на неверном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона).
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желающий приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.
Другие способы выражения наследодателем воли на приватизацию жилого помещения (выдача доверенностей на приватизацию, получение части документов для приватизации, устные заявления в разговорах с родственниками и знакомыми о необходимости и желании приватизировать жилое помещение и т.п.) без его обращения при жизни с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган правового значения не имеют и основанием для включения в наследственную массу после смерти наследодателя занимаемого им по договору социального найма жилого помещения являться не могут.
Как следует из ответа ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» <дата> ФИО1 обращалась с заявлением для оформления договора на передачу квартиры в собственность, поскольку предоставлен не полный пакет документов (отсутствовала выписка из реестра муниципальной собственности города Брянска) заявка на проведение технической инвентаризации, предприятием не оформлялась.
Установив изложенные выше обстоятельства, с учетом приведенных норм права, суд приходит к выводу, что поскольку ФИО1 не приобрела право пользования жилым помещением на условиях социального найма, в связи, с чем за ней не могло быть признано право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Руководствуясь положениями статей 1112, 1142 ГК РФ, статьями 2, 7 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Карпичковой К.А. При этом суд исходит из того, что в отсутствие условий для признания за ФИО1 права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации, указанное жилое помещение не может быть включено в наследственную массу после ее смерти.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Карпичковой К.А. к Брянской городской администрации о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Карпичковой К.А. к Брянской городской администрации о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись Т.И.Ткаченко
Решение суда принято в окончательной форме <дата>.