Решение по делу № 2а-4382/2020 от 01.12.2020

Дело № 2а-4382/2020

25RS0002-01-2020-007933-77

Мотивированное решение

изготовлено 24.12.2020г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2020 года         г. Владивосток, ул. Адм. Фокина, 23а

Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи О.О.Ясинской, при секретаре В.В.Севостьяновой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сысоева ФИО9 к управлению муниципальной собственности г.Владивостока об оспаривании решения, возложении обязанности,

установил:

Представитель Сысоева Р.В. по доверенности ФИО10 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению муниципальной собственности (далее по тесту – УМС) г. Владивостока, в котором указала, что административному истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м, участок находится примерно в 156 м от ориентира по направлению на юго-восток от ориентира здание (лит. К), расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, для использования в целях: для ведения дачного хозяйства. На указанном земельном участке расположен принадлежащий Сысоеву Р.В. на праве собственности садовый дом площадью 29,2 кв.м с кадастровым номером . Сысоев Р.В. обратился в УМС г.Владивостока с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в ведении или собственности органов местного самоуправления, без проведения торгов, приложив необходимые документы. УМС г. Владивостока на заявление Сысоева Р.В. ответило отказом <...>, указав, что представленное обоснование площади земельного участка не подтверждает соразмерность площади испрашиваемого земельного участка площади расположенного на нем объекта недвижимости. Считает данное решение незаконным, указала, что размер испрашиваемого земельного участка соответствует параметрам, установленным правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа. Согласно заключению специалиста <...>, приложенного к заявлению, размер земельного участка, необходимый для обслуживания садового дома с кадастровым номером (в том числе для размещения хозяйственных и вспомогательных строений, удовлетворения санитарно-гигиенических нужд, ведения садово-огородного хозяйства), составляет площадь земельного участка с кадастровым номером в полном объеме - 1500 кв.м. Указанный участок является необходимым и достаточным для указанного объекта. Считает, что никто, кроме Сысоева Р.В., не имеет право претендовать на предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность. Просит признать отказ УМС г. Владивостока <...> в предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: участок находится примерно в 156 м от ориентира но направлению на юго-восток от ориентира здание (лит. К), расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> незаконным, обязать УМС г. Владивостока рассмотреть заявление Сысоева Р.В. о предоставлении земельного участка, находящегося в ведении или собственности органов местного самоуправления, без проведения торгов в установленном законом порядке.

В судебное заседание административный истец Сысоев Р.В. не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца по доверенности Лысенко Ю.В.. настаивала на удовлетворении заявленных требований, пояснила, что спорный земельный участок сформирован, предоставлен в аренду, в связи с чем нет оснований для вывода о несоразмерности площади.

Представитель административного ответчика УМС г. Владивостока по доверенности ФИО11 против удовлетворения требований возражала, представила письменный отзыв, из которого следует, что площадь испрашиваемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимости. Приложенное к заявлению заключение специалиста <...> содержит лишь вариант перспективного использования незастроенной части земельного участка, а не подтверждает необходимость предоставления незастроенной площади в целях эксплуатации нежилого здания. Иных дополнительных документов обосновывающих соразмерность площади испрашиваемого земельного участка площади расположенного на нем объекта недвижимости заявителем представлено не было. Указала, что собственник объекта недвижимости имеет право на приобретение земельного участка в размерах, занятых объектом недвижимости и необходимых для его использования.

То обстоятельство, что предметом обращения в полномочный орган с заявлением являлся сформированный земельный участок, в границах которого на основании проектной и разрешительной документации был возведен объект определенной площадью и определенного разрешенного использования, также не свидетельствует о наличии правовых оснований для предоставления земельного участка в собственность в заявленном размере. Наличие в распоряжении заинтересованного лица действующего договора аренды земельного участка не является доказательством необходимости предоставления в собственность земельного участка в арендуемых размерах и, как следствие, не является залогом принятия положительного решения по заявлению хозяйствующего субъекта.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.

В судебном заседании установлено, что дата. между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и Демидовой Е.А. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 1500 кв.м, участок находится примерно в 156 м от ориентира по направлению на юго-восток от ориентира здание (лит. К), расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> на срок с дата

дата. между ФИО12 и ФИО13 заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды от дата.

дата. между ФИО14 и Сысоевым Р.В. заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по вышеуказанному договору аренды.

На земельном участке с кадастровым номером площадью 1500 кв.м, участок находится примерно в 156 м от ориентира по направлению на юго-восток от ориентира здание (лит. К), расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> находится принадлежащий Сысоеву Р.В. на праве собственности садовый дом площадью 29.2 кв.м с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из ЕГРН от дата

дата Сысоев Р.В.обратился в УМС г.Владивостока с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м, участок находится примерно в 156 м от ориентира по направлению на юго-восток от ориентира здание (лит. К), расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, находящегося в ведении или собственности органов местного самоуправления, без проведения торгов. К заявлению, в том числе было приложено заключение специалиста <...>, на предмет соответствия размера земельного участка, необходимого для обслуживания садового дома с кадастровым номером .

Согласно ответу УМС г.Владивостока от <...> заявителю отказано в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка ввиду того, что представленное обоснование площади земельного участка не подтверждает соразмерность площади испрашиваемого земельного участка площади расположенного на нем объекта недвижимости.

Оспариваемое решение принято административным ответчиком в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий, предоставленных данному органу, и прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает.

Из административного иска следует, что требования Сысоева Р.В. основаны на положениях подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, согласно которого без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.

Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В соответствии с пунктами 14, 25 данной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).

Необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.

Из вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что Земельный кодекс Российской Федерации предполагает преимущественный выкуп земельного участка собственником объекта недвижимости именно под объектом, а не всего земельного участка, на котором он расположен.

    Как установлено в судебном заседании, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м, расположен объект: садовый дом площадью 29,2 кв.м с кадастровым номером , процент застройки данного земельного участка составляет 1,94%, что свидетельствует о явной несоразмерности испрашиваемого земельного участка площади размещенного на нем объекта, на что обоснованно указано административным ответчиком в оспариваемом решении.

Согласно заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов от дата, административным истцом испрашивается земельный участок для эксплуатации садового дома, а не для ведения садоводства.

Доказательств необходимости приобретения земельного участка, площадью 1500 кв.м. для эксплуатации садового дома общей площадью 29,2 кв.м. административным истцом не представлено.

Представленное административным истцом заключение специалиста <...> не является безусловным доказательством того, что для эксплуатации садового дома площадью 29,2 кв.м. необходима площадь земельного участка 1500 кв.м., а указывает на соразмерность испрашиваемой площади для ведения дачного хозяйства.

Иных дополнительных документов обосновывающих соразмерность площади испрашиваемого земельного участка площади расположенного на нем объекта недвижимости заявителем представлено не было.

Довод о том, что предметом обращения являлся сформированный земельный участок, в границах которого на основании проектной и разрешительной документации был возведен объект определенной площадью и определенного разрешенного использования, также не свидетельствует о наличии правовых оснований для предоставления земельного участка в собственность в заявленном размере. Наличие действующего договора аренды земельного участка не является доказательством необходимости предоставления в собственность земельного участка в арендуемых размерах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципами земельного законодательства являются: единство судьбы земельного участка и размещенного на нем объекта недвижимости.

В соответствии со статьей 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка

Поскольку исключительное право собственников зданий и сооружений на приобретение в собственность или в аренду соответствующего земельного участка без проведения торгов обусловлено именно нахождением на участке объектов недвижимости, следовательно, приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости.

Законодательное ограничение размера предоставляемой площади земельного участка путем ее определения в соответствии с утвержденными нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией обусловлено необходимостью соблюдения принципов, которые обеспечивают публичность, открытость и прозрачность процедур предоставления земельных участков и гарантируют равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов орган государственной власти обязан учитывать потребность в данном земельном участке исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта.

Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что собственник объекта недвижимости имеет право на приобретение земельного участка в размерах, занятых объектом недвижимости и необходимых для его использования. Площадь такого земельного участка определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.

Таким образом, предоставление земельного участка собственнику здания, сооружения в соответствии с разрешенным использованием предполагает соответствие как целей использования земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, так и их площадей.

С учетом этого, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Сысоева ФИО15 к управлению муниципальной собственности г.Владивостока об оспаривании решения, возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья         О.О.Ясинская

2а-4382/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
СЫСОЕВ РОМАН ВАЛЕНТИНОВИЧ
Ответчики
Управление муниципальной собственности
Другие
Лысенко Юлия Владимировна
Суд
Фрунзенский районный суд г. Владивосток
Судья
Ясинская Ольга Олеговна
Дело на сайте суда
frunzensky.prm.sudrf.ru
01.12.2020Регистрация административного искового заявления
01.12.2020Передача материалов судье
03.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2020Подготовка дела (собеседование)
21.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2020Судебное заседание
24.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее