Решение
Именем Российской Федерации
25 ноября 2016 года город Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В.,
при секретаре Нурмухамбетовой Д.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рахмановой С.Д. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области, Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области, о признании незаконными действий по исключению юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, обязании совершить действия по восстановлению юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц,
установил:
Рахманова С.Д. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области, Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области о признании незаконными действий по исключению СНТ «С.Д.» из Единого государственного реестра юридических лиц, обязании совершить действия по восстановлению СНТ «К» в Едином государственном реестре юридических лиц. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является членом указанного товарищества и его председателем. Садоводческое некоммерческое товарищество «С.Д.» было создано 21.12.1991 г., согласно Уставу, утвержденному общим собранием членов СНТ «С.Д.» 21.12.1991 г. Членами СНТ «С.Д.» являются физические лица. СНТ «С.Д.» со дня его государственной регистрации является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основе действующего законодательства и устава. Основными целями и задачами товарищества являются удовлетворение потребностей членов товарищества без получения прибыли. Основной задачей садоводческого некоммерческого товарищества является организация коллективного сада для производства фруктов, ягод, овощей, картофеля и другой сельскохозяйственной продукции для личного потребления, создания условий отдыха членов товарищества и их семей, укрепления здоровья, приобщения к труду, а также благоустройство земельных участков. СНТ «С.Д.» расположено на земельном участке, площадью 15 гектаров, который был предоставлен в собственность решением от 31.03.1992 г. № 32 Администрацией Саратовского района. Источниками формирования имущества товарищества являются: денежные взносы членов товарищества на содержание, благоустройство, эксплуатацию земельных участков; денежные взносы членов товарищества на обеспечение земельных участков электроэнергией, водоснабжением. А также денежные взносы на уплату налогов и иные платежи, необходимые для нормальной деятельности товарищества. С момента организации и до настоящего времени товарищество осуществляет хозяйственную деятельность в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе, а именно: проводит ежегодные очередные и внеочередные общие собрания членов товарищества, собрания правления товарищества; осуществляет прием денежных взносов у членов товарищества и распределяет их в соответствии с решениями общих собраний и внесением необходимых платежей по договорам; пользуется земельным участком в соответствии с его целевым назначением; осуществляет все необходимые действия по охране земельных участков и благоустройству территории товарищества.
07.02.2014 года в соответствии с п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области в отношении СНТ «С.Д.» было принято решение № 135 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в связи с отсутствием сведений об открытых банковских счетах и непредставлением юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах. При внесении записи в ЕГРЮЛ представлены: Справка за № 111-С от 03.02.2014г. об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов; Справка за № 111-О от 03.02.2014г. о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, ГРН внесения записи в №.
28.05.2014 года на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц СНТ «С.Д.», ГРН внесения записи в №.
С решением об исключении СНТ «С.Д.» из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Рахманова С.Д. как член данного товарищества и его председатель, не согласна в силу следующих обстоятельств.
СНТ «С.Д.» зарегистрировано при создании. Основной государственный регистрационный номер №, дата внесения записи –17.07.2003г. Устав товарищества утвержден общим собранием СНТ «С.Д.»21.12.1991г.
СНТ «С.Д.» пользуется земельным участком площадью 15 гектаров, предоставленным в собственность решением Администрации Саратовского района № 32 от 31.03.1992 г., расположенным по адресу: <адрес>.
01.03.2013 г. между СНТ «С.Д.» и Быковым А. М. был заключен трудовой договор, по которому Быков А.М. обязался выполнять обязанности сторожа в СНТ «С.Д.».
25.04.2013 г. между СНТ «С.Д.» и Салмовым И. В. был заключен договор монтажа и пуска оборудования.
Между СНТ «С.Д.» и ОАО «иные данные» заключен договор № 2 от 01.05.2013 г., а также договор № 2 от 30.04.2014 г., согласно которым товариществу оказываются услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, строительного и крупногабаритного мусора, товарищество оплачивает указанные услуги.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика МРИ ФНС№ 12 по Саратовской области в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменном возражении, указав, что решение об исключении садоводческого некоммерческого товарищества «Красный пруд-2» из единого государственного реестра юридических лиц основано на законе и срок на его обжалование пропущен административным истцом.
Представитель административного ответчика МР ФНС России № 9 по Саратовской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестны.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд заявленные требования находит подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Садоводческое некоммерческое товарищество «С.Д.» было создано 21.12.1991 г., согласно Уставу, утвержденному общим собранием членов СНТ «С.Д.» 21.12.1991 г. Членами СНТ «С.Д.» являются физические лица. СНТ «С.Д.» со дня его государственной регистрации является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основе действующего законодательства и устава. Основными целями и задачами товарищества являются удовлетворение потребностей членов товарищества без получения прибыли. Основной задачей садоводческого некоммерческого товарищества является организация коллективного сада для производства фруктов, ягод, овощей, картофеля и другой сельскохозяйственной продукции для личного потребления, создания условий отдыха членов товарищества и их семей, укрепления здоровья, приобщения к труду, а также благоустройство земельных участков. СНТ «С.Д.» расположено на земельном участке, площадью 15 гектаров, который был предоставлен в собственность решением от 31.03.1992 г. № 32 Администрацией Саратовского района. Источниками формирования имущества товарищества являются: денежные взносы членов товарищества на содержание, благоустройство, эксплуатацию земельных участков; денежные взносы членов товарищества на обеспечение земельных участков электроэнергией, водоснабжением. А также денежные взносы на уплату налогов и иные платежи, необходимые для нормальной деятельности товарищества. С момента организации и до настоящего времени товарищество осуществляет хозяйственную деятельность в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе, а именно: проводит ежегодные очередные и внеочередные общие собрания членов товарищества, собрания правления товарищества; осуществляет прием денежных взносов у членов товарищества и распределяет их в соответствии с решениями общих собраний и внесением необходимых платежей по договорам; пользуется земельным участком в соответствии с его целевым назначением; осуществляет все необходимые действия по охране земельных участков и благоустройству территории товарищества.
07.02.2014 года в соответствии с п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области в отношении СНТ «С.Д.» было принято решение № 135 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в связи с отсутствием сведений об открытых банковских счетах и непредставлением юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах. При внесении записи в ЕГРЮЛ представлены: Справка за № 111-С от 03.02.2014г. об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов; Справка за № 111-О от 03.02.2014г. о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, ГРН внесения записи в ЕГРЮЛ №№
28.05.2014 года на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц СНТ «С.Д.», ГРН внесения записи в ЕГРЮЛ №
Суд считает, что решение об исключении СНТ «С.Д.» из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» является незаконным по следующим основаниям.
СНТ «С.Д.» зарегистрировано при создании. Основной государственный регистрационный номер №, дата внесения записи – 17.07.2003 г. Устав товарищества утвержден общим собранием СНТ «С.Д.» 21.12.1991 г.
СНТ «С.Д.» пользуется земельным участком площадью 15 гектаров, предоставленным в собственность решением Администрации Саратовского района № 32 от 31.03.1992 г., расположенным по адресу: <адрес>
01.03.2013 г. между СНТ «С.Д.» и Быковым А. М. был заключен трудовой договор, по которому Быков А. М. обязался выполнять обязанности сторожа в СНТ «С.Д.».
25.04.2013 г. между СНТ «С.Д.» и Салмовым И. В. был заключен договор монтажа и пуска оборудования.
Между СНТ «С.Д.» и ОАО «С.Д.» заключен договор № 2 от 01.05.2013 г., а также договор № 2 от 30.04.2014 г. согласно которым товариществу оказываются услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, строительного и крупногабаритного мусора, товарищество оплачивает указанные услуги.
В соответствии с Уставом СНТ «С.Д.», товарищество может быть ликвидирован добровольно на основании решения общего собрания и по решению суда по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Ликвидация товарищества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязательств в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация товарищества осуществляется ликвидационной комиссией, к которой переходят все полномочия по управлению делами товарищества с момента ее назначения. Ликвидационная комиссия определяет порядок и сроки ликвидации, срок для предъявления претензий кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента объявления товарищества о своей ликвидации. Ликвидация считается завершенной, а товарищество – прекратившим свое существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
В соответствии с ч. 1,2 статьи 64.2. ГК РФ, которая введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ, считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо). Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
Садоводческим некоммерческим товариществом «Красный пруд-2» решения о ликвидации юридического лица не принималось. СНТ «С.Д.», как на момент внесения оспариваемой записи, так и в настоящее время является фактически действующим садоводческим некоммерческим товариществом и не имеет намерения прекращать свою деятельность.
Таким образом, доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что на момент внесения МРИ ФНС № 12 по Саратовской области записи о прекращении деятельности юридического лица – Садоводческого некоммерческого товарищества «С.Д.» от 28.05.2014 г. ГРН внесения записи в ЕГРЮЛ № товарищество было действующим и фактически осуществляло хозяйственную деятельность.
Согласно п. 1 ст. 21.1 Федерального закона РФ № 129 – ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» если юридическое лицо, в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, то оно признается фактически прекратившим свою деятельность (далее недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При этом, пункт 2 статьи 21.1 Федерального закона РФ № 129 – ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает, что при наличии всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Положения ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» направлены на исключение из реестра юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, в то время как доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что СНТ «С.Д.» фактически свою деятельность не прекращал, в связи с чем у налогового органа отсутствовали фактические основания для исключения кооператива из реестра юридических лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 06.12.2011 N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина» критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ отсутствие движения денежных средств по расчетному счету юридического лица и непредставление налоговой отчетности не может безоговорочно свидетельствовать о прекращении ведения данным юридическим лицом предпринимательской деятельности. Данная позиция Конституционного Суда Российской Федерации применима как некоммерческим, так и к коммерческим организациям, поскольку положения ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливают единые критерии для признания юридического лица прекратившим ведение предпринимательской деятельности, независимо от того, является организация коммерческой или некоммерческой.
Таким образом, отсутствие движения денежных средств по расчетному счету юридического лица и не представление налоговой отчетности в течение 12 месяцев, сами по себе, при наличии документальных доказательств, свидетельствующих о фактическом ведении организацией предпринимательской деятельности, осуществлении финансово-хозяйственных операций, не являются основаниями для исключения данной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Иной правоприменительный подход означал бы произвольное исключение действующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц исключительно по формальным основаниям непредставления таким лицом налоговой и бухгалтерской отчетности и отсутствия движения денежных средств по счетам, что не соответствует ст. ст. 8, 34 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 1, 2, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является допустимым.
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органов, организаций, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9,10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
порядок принятия оспариваемого решения совершение оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
основания для принятия оспариваемого решения совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий, бездействий должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав административного истца.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том числе об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) не законными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствие к их осуществлению либо препятствие к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу пункта 1 части 3 указанной статьи в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам, нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями, принявшее оспоренное решение или совершившее оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия).
В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости приятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 12 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 28.05.2014 ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░.░.» ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 19 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░.░.» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░