Решение по делу № 2а-3674/2021 от 12.02.2021

УИД 11RS0001-01-2021-002369-19 Дело № 2а-3674/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мишариной И.С.,

при секретаре Муравьевой Т.С.,

с участием представителя административного ответчика Управления Росреестра по Республике Коми Малышенко В.В., представителя заинтересованного лица администрации МО МР «Сыктывдинский» Мороковой Л.В.,

рассмотрев 05 августа 2021 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Синяк Анатолия Васильевича к Управлению Росреестра по Республике Коми, Государственным регистраторам Управления Росреестра по Республике Коми Яруковой Татьяне Александровне и Шульгину Андрею Александровичу о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в постановке на кадастровый учет образуемого вследствие перераспределения земельного участка, изложенного в уведомлении от 10.11.2020 № КУВД-001/2020-10258801/2; об обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка,

установил:

Синяк А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Республике Коми о признании незаконными действий, выразившихся в отказе, выраженном в уведомлении от 10.11.2020 № КУВД-001/2020-10258801/2, в постановке на кадастровый учет образуемого вследствие перераспределения земельного участка; об обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка на сформированном путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №....

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ... кадастровый номер №.... по заявлению административного истца о предоставлении муниципальной услуги по перераспределению земельных участков по правилам ст. 39.28, 39.29 Земельного Кодекса РФ администрацией МО MP «Сыктывдинский» принято Постановление от 24.12.2019 № 12/1732, которым была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в с. Выльгорт. Административным истцом были проведены работы по подготовке межевого плана земельного участка, образуемого вследствие перераспределения в порядке, предусмотренном положениями ст. 39.29 Земельного Кодекса РФ. Указанный межевой план земельного участка с целью постановки на кадастровый учет образуемого вследствие перераспределения земельного участка был направлен в Управление Росреестра по Республике Коми. Уведомлением от 11.08.2020 о приостановлении государственного кадастрового учета, регистратором было указано на наличие оснований для приостановления в связи с тем, что земельный участок, за счет которого осуществляется перераспределение является землями общего пользования и в силу положений ст. 85 Земельного Кодекса РФ не подлежит приватизации. С целью устранения оснований для приостановления кадастрового учета административным истцом в адрес Управления были направлены документы, подтверждающие отсутствие проезда в части земельного участка с кадастровым номером №..., за счет которого согласовано перераспределение, а именно: постановление от 10.02.2020 года № 2/209 «о внесении изменений в постановление АМО MP «Сыктывдинский» от 24.12.2019 № 12/1732», а также справка АМО MP «Сыктывдинский», подтверждающая, что часть земельного участка с кадастровым номером №... не используется под проезд. Уведомлением от 10.11.2020 №КУВД-001/2020-10258801/2 в проведение государственного кадастрового учета было отказано.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков государственные регистраторы Управления Росреестра по Республике Коми Ярукова Т.А. и Шульгин А.А., в качестве заинтересованных лиц администрация МО МР «Сыктывдинский», администрация СП «Выльгорт».

Административный истец Синяк А.В. и его представитель Комарова Е.В., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Коми Малышенко В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на административный иск.

Представитель заинтересованного лица администрации МО МР «Сыктывдинский» Морокова Л.В. в судебном заседании ссылаясь на пропуск административным истцом срока на обращение в суд, предусмотренного ст.219 КАС РФ, указала, что при вынесении постановления о перераспределении земельного участка выдел части земельного участка с земель общего пользования, который участвовал в перераспределении, не производился. В настоящее время административный истец не лишен права обратиться в администрацию МО МР «Сыктывдинский» для выделения в соответствии с требованиями законодательства части земельного участка из земель общего пользования.

Административные ответчики государственные регистраторы Управления Росреестра по Республике Коми Ярукова Т.А. и Шульгин А.А., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Согласно направленных отзывов на административный иск, государственные регистраторы просят в удовлетворении иска отказать.

Заинтересованное лицо администрация СП «Выльгорт», извещенная надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило. В направленном в суду по делу отзыве просят о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, разрешение дела оставляют на усмотрение суда.

Выслушав представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 11:04:100101:76, расположенном по адресу: Республика Коми Сыктывдинский район, с.Выльгорт, ул.Северная, с разрешенным видом использования для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 04.05.2021.

Правообладателем земельного участка с кадастровым номером №... является администрация СП «Выльгорт», земельный участок площадью 9159+/-33 категория земли населенных пунктов вид разрешенного использования земельные участки общего пользования, что следует из выписки ЕГРН от 04.05.2021.

Постановлением администрации МО МР «Сыктывдинский» от 24.12.2019 №12/1732 утверждена по заявлению Синяк А.В. от 29.11.2019 схема расположения земельного участка с условным номером №..., площадью 404 кв.м. в составе земель населенных пунктов, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №... и земель, собственность на которые не разграничена, расположенного в территориальной зоне Ж-1 зона индивидуальных жилых домов с приусадебными участками, по адресу: ..., вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», согласно приложению к постановлению (п.1); утверждена схема расположения земельного участка с условным номером №..., площадью 9132 кв.м. в составе земель населенных пунктов, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №... и земель, собственность на которые не разграничена, расположенного в территориальной зоне Ж-1 – зона индивидуальных жилых домов с приусадебными участками, по адресу: ... вид разрешенного использования «земельные участка (территории) общего пользования (код классификатора 10.0), согласно приложению к постановлению) (П.2.) в пункте 3 указанного постановления обеспечить доступ к образуемому земельному участку через земли общего пользования, установи срок действия постановления два года (п.4). В соответствии с п.5 постановления предоставить Синяк А.В. право обращаться без доверенности с заявлением в государственном кадастровом учете образуемого земельного участка, указанного в п.1 постановления, в Управление Росреестра по Республике Коми и его территориальные подразделения.

10.02.2020 на основании заявления 27.01.2020 Синяка А.В. и руководствуясь ст. 39.2 Земельного кодекса РФ в указанное постановление от 24.12.2019 №12/1732 постановлением администрации МО МР «Сыктывдинский» №2/209 внесены изменения в пункте 1слова « и земель, собственность на которые не разграничена» заменено словами « и земельного участка с кадастровым номером №...»; в пункте 2 слова « и земель, собственность на которые не разграничена» заменено словами « и земельного участка с кадастровым номером №...

31.07.2020 через Центр «Мои документы» административный истец обратился в Управление Росреестра по Республике Коми с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета предоставив: постановление администрации МО MP «Сыктывдинский» от 24.12.2019 № 12/1732 с приложенной к нему схемой расположения земельного участка; постановление администрации МО MP «Сыктывдинский» от 10.02.2020 № 2/209; справку администрации МО MP «Сыктывдинский» от 10.02.2020; межевой план, который подготовлен с целью образования двух земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №....

Уведомлением государственного регистратора Управления Росреестра по Республике Коми от 11.08.2020 № КУВД-001/2020-10258801/1 осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено до 10.11.2020 на основании п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указав, что представленный межевой план подготовлен с целью образования двух земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №.... При этом, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №... - «земельные участки (территории) общего пользования», земельный участок находится в неразграниченной государственной собственности. Таким образом, формируемый земельный участок не соответствует ч. 12 ст.85 Земельного кодекса РФ.

В связи с тем, что причины послужившие основанием для приостановления государственной регистрации не были устранены заявителем, уведомлением № КУВД-001/2020-10258801/2 от 10.11.2020 государственного регистратора Управления Росреестра по Республике Коми в государственном кадастровом учете отказано. При этом заявителю разъяснено, что отказ не лишает заявителя права вновь обратиться с заявлением о государственной регистрации прав в случае устранения причин, препятствующих государственной регистрации прав.

Данное уведомление получено 16.11.2020 административным истцом, что следует из ответа ГАУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми 2 от 20.05.2021 № 11-30/76.

Полагая данный отказ, изложенный в уведомлении № КУВД-001/2020-10258801/2 от 10.11.2020 незаконным, административный истец обратилась в суд с настоящим административным иском.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 №218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ определен порядок проведения государственной регистрации прав, который включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно положениям ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены ч. 2 ст. 14 Закона.

Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (о недвижимости).

Частью 4 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий: 1) государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

2) уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) уведомляет о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, 11.08.2020 государственная регистрация по заявлению административного истца была приостановлена на основании положений п. 7 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, в соответствии с которыми осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, поскольку представленный межевой план подготовлен с целью образования двух земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №..., который согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, имеет вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №... - «земельные участки (территории) общего пользования», земельный участок находится в неразграниченной государственной собственности, в связи с чем формируемый земельный участок не соответствует ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ.

В связи с неустранением оснований, препятствующих государственной регистрации, 10.11.2020 в проведении государственной регистрации было отказано на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

Частью 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является: межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона);

На основании ч. 4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2).

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

В соответствии с пунктами 2 и 3 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в компетенцию органа регистрации прав относится, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов, и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя несколько этапов, одним из которых является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Принимая во внимание требования вышеизложенного законодательства и причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации права собственности, а именно сведения об указанном в межевом плане земельном участке с кадастровым номером №... содержащиеся в ЕГРН, согласно которых указанный земельный участок относится к землям общего пользования, что не соответствует требованиям п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, которые не были устранены административным истцом в установленный уведомлением о приостановлении срок, суд, приходит к выводу о наличии у государственного регистратора Управления Росреестра по Республике Коми оснований для отказа административному истцу в соответствии с требованиями ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в государственной регистрации прав на испрашиваемый земельный участок.

Нарушения прав административного истца и его законных интересов судом не уставлено.

Оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленные по делу доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Синяк А.В. требований в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Синяк Анатолия Васильевича к Управлению Росреестра по Республике Коми, Государственным регистраторам Управления Росреестра по Республике Коми Яруковой Татьяне Александровне и Шульгину Андрею Александровичу о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в постановке на кадастровый учет образуемого вследствие перераспределения земельного участка, изложенного в уведомлении от 10.11.2020 № КУВД-001/2020-10258801/2; об обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья          И.С.Мишарина

Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2021 года.

2а-3674/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Синяк Анатолий Васильевич
Ответчики
Управление Росреестра по Республике Коми
Другие
Администрация МО МР «Сыктывдинский»
Администрация СП "Выльгорт"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Мишарина Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
12.02.2021Регистрация административного искового заявления
12.02.2021Передача материалов судье
15.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.03.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.04.2021Предварительное судебное заседание
09.06.2021Судебное заседание
05.08.2021Судебное заседание
05.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее