УИД № 57RS0022-01-2024-002727-28
Производство № 2-2455/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2024 года г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе председательствующего судьи Большаковой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шечилиной Н.А.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ранжева Сергея Николаевича к Федеральной службе судебных приставов России, Управлению Федеральной службы судебных приставов о признании права на назначении пенсии
установил:
Ранжев Сергей Николаевич (далее – Ранжев С.Н., истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на назначении пенсии. В обоснование исковых требований указал, что им был получен ответ от ОСФР по Орловской области об отказе в назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. 31.12.2020 от УФССП России по Орловской области получен ответ, согласно которого, период работы в соответствующем управлении составил 19 лет 8 дней. 14.05.2021 им получена выписка из приказа, согласно которого по состоянию на 14.05.2021 выслуга лет истца составила 19 лет 4 месяца 21 день. С названными отказами он не согласен, просит назначить ему страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
На основании ходатайства истца, в качестве ответчиков по делу привлечены ФССП России и УФССП России по Орловской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской области исключено из числа ответчиков, привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
В судебном заседании истец Ранжев С.Н. и его представители Сериков С.С. и Багиров А.Б. неоднократно уточняя исковые требования просили суд обязать ФССП России и УФССП России по Орловской области назначить Ранжеву С.Н. пенсию за выслугу лет в соответствии Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993. В судебном заседании пояснили, что Ранжев С.Н. работал в органах принудительного исполнения. На дату увольнения его выслуга составила 19 лет 04 месяца 21 день. При этом, ответчиками не учтен в стаж за выслугу лет период его учебы с 01.09.1990 по 30.06.1993 в ПУ № 32 пос. Хотынец Орловской области (из расчета два месяца обучения за один месяц службы), работу водителем 2 класса в ГУ Управление Федеральной почтовой связи Орловской области в период с 12.11.2002 по 23.11.2003. Кроме того, при назначении пенсии не учтен тот факт, что истец работал начальником отделения-старшим судебным приставом Хотынецкого МОСП на территории двух районов – Хотынецкого и Знаменского, часть которых отнесена к зоне с льготным социально-экономическим статусом, что дает право на снижение общеустановленного пенсионного возраста. Кроме того, Ранжев С.Н. обращался с заявлением о направлении его на ВВК в связи с состоянием его здоровья. Полагает, служба в армии должна засчитываться в льготном исчислении в соответствии с положениями Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Представитель ответчиков ФССП России и УФССП России по Орловской области Поцелуева А.В. в судебном заедании исковые требования не признала, суду пояснила, что на момент увольнения сотрудника органа принудительного исполнения, стаж, необходимый для назначения пенсии по выслуге лет составляет на день увольнения 20 лет. На дату увольнения стаж службы Ранжева С.Н. составил 19 лет 04 месяца 21 день. Спорные периоды не подлежат включению в стаж по выслуге лет как не предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941. На момент увольнения Ранжев С.Н. не имел права на назначение пенсии по выслуге лет. Кроме того, ответчиком заявлено о применении срока исковой давности, просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской области Резникова Е.А. полагала, что исковые требования Ранжева С.Н. удовлетворению не подлежат. Права на назначение страховой пенсии у Ранжева С.Н. также не имеется.
Суд, выслушав истца, его представителей, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, иных категорий лиц и их семей урегулирован Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, определен круг лиц, на которых распространяется действие этого Закона. В их числе названы лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы.
В статье 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 указаны виды пенсий, назначаемых в соответствии с названным Законом.
В их числе - пенсия за выслугу лет (пункт "а" части первой статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
Согласно пункту "а" части первой статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 лица, указанные в статье 1 этого Закона, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную данным Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной - гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более (подпункт "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
Согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации; служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), Федеральной службы судебных приставов, непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации. Такой порядок определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника определяются Федеральным законом от 01.10.2019 № 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 328-ФЗ).
Как следует из ст. 36 Закона № 328-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В судебном заседании установлено, что Ранжев С.Н. 24.11.2003 назначен на государственную должность государственной службы – судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
С 01.01.2005 Ранжев С.Н. в порядке перевода назначен судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов Хотынецкого межрайонного отдела службы судебных приставов.
Приказом от 06.05.2015 Ранжев С.Н. в порядке перевода назначен на должность федеральной государственной гражданской службы – начальником отдела старшим судебным приставом Хотынецкого межрайонного отдела судебных приставов.
20.05.2020 Ранжев С.Н. назначен на должность начальника отделения – старшего судебного пристава.
Приказом от 27.05.2020 с Ранжевым С.Н. с 31.05.2020 прекращен служебный контракт в связи с переводом гражданских служащих по их просьбе на государственную службу иного вида.
14.05.2021 Ранжев С.Н. уволен из органов принудительного исполнения по инициативе сотрудника.
По состоянию на 14.05.2021 выслуга лет Ранжева С.Н. составила 19 лет 04 месяца 21 день. При этом в выслугу лет Ранжеву С.Н. включены периоды: военная служба с 19.06.1994 по 20.05.1996; с 24.11.2003 по 31.12.2004 – государственная гражданская служба в Управлении Минюста России; с 01.01.2005 по 31.05.2020 – государственная гражданская служба в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Орловской области; с 01.06.2020 по день увольнения – служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
При обращении с исковым заявлением Ранжев С.Н. просил включить в стаж по выслуге лет период его учебы с 01.09.1990 по 30.06.1993 в ПУ № 32 пос. Хотынец Орловской области (из расчета два месяца обучения за один месяц службы), работу водителем 2 класса в ГУ Управление Федеральной почтовой связи Орловской области в период с 12.11.2002 по 23.11.2003.
Между тем, спорные периоды не подлежат включению в стаж по выслуге лет, для назначения пенсии, ввиду следующего.
Согласно ч. 2 № 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; 2) период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 3) период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона; 4) период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; 5) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; 6) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; 7) период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; 8) период работы судьей; 9) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; 10) срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения.
Спорные периоды, которые Ранжев С.Н. просит учесть при исчислении выслуги лет, в указанной норме права не поименованы и включены в выслугу лет быть не могут.
Так, Ранжев С.Н. просит зачесть в выслугу лет периоды его обучения с 01.09.1990 по 30.06.1993 в ПУ № 32 пос. Хотынец Орловской области. Между тем, из приведенной выше нормы следует, что время обучения сотрудника включается в стаж службы в случае, если учеба предшествовала поступлению на службу, осуществлялась по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня.
Как следует из материалов дела, Ранжев С.Н. с период с 01.09.1990 по 30.06.1993 обучался в ПУ № 32 п. Хотынец по специальности тракторист-машинист широкого профиля, после чего был трудоустроен в Заготконтору Хотынецкого РАЙПО в качестве водителя.
Период работы в должности водителя 2 класса автоколонны № 2 (Хотынец) в транспортном цехе Управления федеральной почтовой связи Орловской области не подлежит включению в выслугу лет ввиду следующего.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 22.08.2024) "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" утвержден Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, в который не включена должность водителя.
Довод о том, что Ранжев С.Н. проходит перед увольнением военно-врачебную комиссию и мог быть уволен по состоянию здоровья, суд находит несостоятельным, поскольку согласно ответа ФКУ «Медико-санитарная часть МВД России по Орловской области» данных о прохождении Ранжевым С.Н. в период с 2019 по 2021 военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) нет.
Более того, представитель ответчика в судебном заседании пояснила, и представила доказательства того, что Ранжеву С.Н. соответствующего направления для прохождения ВВК не выдавалось, а данное направление является обязательным.
Довод истца о том, что периоды военной службы должны быть зачтены в стаж в льготном исчислении ссылаясь на положения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», несостоятельная, поскольку при этом истец ссылается на норму права, утратившую законную силу и не подлежащую применению при рассмотрении настоящего спора.
Таким образом, оснований, для включения спорных периодов в выслугу лет не имеется, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Основания для назначения страховой пенсии также не имеется, поскольку Ранжев С.Н. не достиг необходимого возраста.
Ответчиком по делу заявлено также о применении срока исковой давности.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу своих компетенций и полномочий должно было узнать о таком нарушении права.
Таким образом, Ранжев С.Н. узнал о нарушении права 31.12.2020, дата, когда Ранжеву С.Н. направлен ответ по его рапорту об увольнении. Ранжеву С.Н. направлен расчет выслуги лет. Кроме того, на дату увольнения 14.05.2021, Ранжеву С.Н. также было известно о рассчитанной выслуге лет, поскольку данная информация содержится в приказе об увольнении № 2285-лс.
Таким образом, суд считает, что срок исковой давности для обращения за защитой прав Ранжевым С.Н. пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Ранжева Сергея Николаевича к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области о признании права на назначении пенсии – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2024 года.
Судья Ю.В. Большакова