Дело № 11-54/2020
42MS0035-01-2020-000019-88
Мировой судья: Белозерская Е.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Центральный районный суд города Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего Язовой М.А.
при секретаре Фроловой А.С.
с участием прокурора Шестера Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«03» июня 2020 г.
апелляционную жалобу Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области на решение мирового судьи судебного участка № 4 Центрального судебного района г. Кемерово от 10 февраля 2020 года по гражданскому делу по иску прокурора Заводского района г. Новокузнецка Кемеровской области в интересах Токаревой Е. А. к Департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области о взыскании расходов на приобретение медицинских изделий,
У С Т А Н О В И Л:
... Кемеровской области в интересах Токаревой Е. А. обратился в суд с иском к Департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области о взыскании расходов на приобретение медицинских изделий.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Токарева Е.А., **.**.**** года рождения является ..., диагноз «...», состоит на медикаментозном обеспечении, прикреплена и состоит на диспансерном учете в поликлинике № 1 ГБУЗ КО «Новокузнецкая ГКБ № 29». Согласно имеющегося заболевания Токаревой Е.А. пожизненно для лечения требуется аналог человеческого инсулина средней продолжительности действия, инсулин аспарт, торговое название «Новорапид» 100 МЕ-3.0 56 ЕД в сутки 6 ампул в месяц, инфузионные наборы к инсулиновой помпе «Акку Чек Флекс Линк» 8/60 10 штук в месяц.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р (в редакции от 08.10.2019г.) «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» инфузионные наборы к инсулиновой помпе (351940), резервуары к инсулиновой помпе (207670) с 01.01.2019г. входят в перечень изделий медицинского назначения для инвалидов, которые должны предоставляться льготникам за счет федерального бюджета.
В ходе проверки установлено, что в нарушение норм действующего законодательства рецепты на инфузионные наборы к инсулиновой помпе (351940), резервуары к инсулиновой помпе (207670) Токаревой Е.А. специалистом ГБУЗ КО «НГКБ № 29» не выписывались с **.**.****., и Токарева Е.А. не обеспечивалась в этот период времени указанными медицинскими изделиями за счет средств федерального бюджета.
Органом, уполномоченным обеспечивать Токареву Е.А. соответствующими медицинскими изделиями, является Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области. В связи с тем, что Токарева Е.А. не была обеспечена необходимыми льготными медицинскими изделиями, Токарева Е.А. в период с **.**.**** была вынуждена приобретать инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе, необходимые для введения инсулина, для продолжения курса лечения и в целях сохранения своей жизни, за свои личные средства:
**.**.****. Токарева Е.А. приобрела за свой счет в аптечном магазине «Фармокопейка» ИП Ганина Е.П. по адресу: г. Новокузнецк, ул. Металлургов, 53 согласно кассовому чеку ### Акку-Чек Картридж-систему для инсулина в количестве 3 шт. на общую сумму 780 рублей, Акку-Чек Флекс Линк канюля 8 мм в количестве 6 шт. на общую сумму 3420 рублей;
**.**.****. в аптечном магазине «Фармокопейка» ИП Ганина Е.П. по адресу: г. Новокузнецк, ул. Металлургов, 53 согласно кассовому чеку ### Акку-Чек Флекс Линк канюля 10 мм в количестве 2 шт. на общую сумму 1140 рублей;
**.**.****. в аптечном магазине «Фармокопейка» ИП Ганина Е.П. по адресу: г. Новокузнецк, ул. Металлургов, 53 согласно кассовому чеку ### Акку-Чек Флекс Линк Набор инфузионный 8мм/60 см в количестве 10 шт. на общую сумму 8255 рублей, Акку-Чек Картридж-систему для инсулина в количестве 2 шт. на общую сумму 573 рубля 20 копеек, Акку-Чек Картридж-систему для инсулина в количестве 2 шт. на общую сумму 573 рубля 20 копеек.
Кроме того, **.**.****. Токаревой Е.А. врачом-эндокринологом поликлиники № 1 ГБУЗ КО «Новокузнецкая ГКБ № 29» выписан рецепт серии ### на инфузионный набор Флекс Линк 8/60 в количестве 10 шт. Данный рецепт был предъявлен Токаревой Е.А. в аптеку № 117 ОАО «Аптеки Кузбасса» по адресу: г. Новокузнецк, ул. Горьковская, д. 27. Ввиду того, что данное медицинское изделие в аптеке отсутствовало на дату обращения Токаревой Е.А., рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание, о чем внесена запись в соответствующий журнал, а также сделана отметка на обратной стороне рецепта. По информации ОАО «Аптеки Кузбасса» от **.**.****. по поставленному на отсроченное обслуживание рецепту серии ### от **.**.****. необходимый препарат от регионального склада ОАО «Кузбассфарма» до настоящего времени не поступил.
В связи с отсутствием в аптеке медицинских изделий по рецепту от **.**.****. Токарева Е.А. **.**.****. была вынуждена приобрести Инфузионный набор Акку-Чек Флекс Линк 8/60 в количестве 10 шт. на собственные средства на сайте магазина диабетических товаров ИП Смолин Евгений Викторович на общую сумму 7850 рублей, всего на общую сумму 21451 руб. 40 коп.
На основании изложенного прокурор Заводского района г. Новокузнецка просит взыскать с ответчика в пользу Токаревой Е.А. в возмещение расходов на приобретение медицинских изделий в размере 21451 руб. 04 коп. (л.д. 3-10).
Решением мирового судьи судебного участка № 4 Центрального судебного района г. Кемерово от **.**.**** постановлено:
Исковые требования прокурора Заводского района г. Новокузнецка Кемеровской области в интересах Токаревой Е. А. к Департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области о взыскании расходов на приобретение медицинских изделий удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области в пользу Токаревой Е. А. в возмещение расходов на приобретение медицинских изделий в размере 21451 руб. 04 коп (л.д. 90-100).
В апелляционной жалобе Департамент охраны здоровья населения Кемеровской просит решение мирового судьи отменить как незаконное и не обоснованное и принять по делу новое решение. Указывает, что в период с **.**.**** Токаревой Е.А. был выписан только один рецепт от **.**.**** на Инфузионный набор Акку-Чек Флекс Линк 8/60 в количестве 10 шт., который был поставлен на отсроченное обслуживание. В связи с отсутствием медицинских изделий **.**.****. Токарева Е.А. приобрела за собственные средства инфузионный набор Акку-Флекс-Линк 8/60 в количестве 10 шт. на общую сумму 7850 руб.
Мировым судьей не учтено, что действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов средствами медицинского назначения за счет средств федерального бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и количество необходимых больному медицинских изделий. За предоставлением необходимых лекарственных препаратов, медицинских изделий специализированных продуктов лечебного питания граждане обращаются в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь (п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. приказом Минздравсоцразвития России 29.12.2004г. № 328).
При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на изделия медицинского назначения, в соответствии с перечнем изделий медицинского назначения, утверждаемых в установленном порядке Минздравсоцразвития России (п. 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. приказом Минздравсоцразвития России 29.12.2004г. № 328).
Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-р, в который включены расходные материалы к инсулиновой помпе: 1) инфузионные наборы к инсулиновой помпе (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 351940) набор для введения инсулина амбулаторный; 2) резервуары к инсулиновой помпе (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 207670) резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы.
Тем не менее, включение медицинских изделий в соответствующий перечень и наличие у Токаревой Е.А. заболевания, при котором она подлежит бесплатному обеспечению изделиями медицинского назначения, недостаточно для возложения на ответчика по настоящему делу обязанности предоставить их бесплатно.
Суд не учел, что одним из условий для бесплатного обеспечения Токаревой Е.А. изделиями медицинского назначения является льготный бесплатный рецепт установленного образца, однако на этапе амбулаторного лечения изделия медицинского назначения, указанные в представленных истцом копиях чека и иных платежных документах от **.**.****., рецепты на их бесплатное приобретение не выписывались. Соответственно какое-либо бездействие со стороны департамента охраны здоровья населения Кемеровской области, выразившееся в необеспечении истца изделиями медицинского назначения за указанный период, отсутствует, отсутствуют правовые основания и для возложения на ответчика обязанности обеспечить истца указанными мед.изделиями по представленным истцом копиям чека и иным платежным документам от **.**.****
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Исходя из вышеизложенного, доводы суда в части того, что департамент охраны здоровья населения кемеровской области обязан обеспечить Токареву Е.А. изделиями медицинского назначения бесплатно только исходя из того, что истец в них нуждается либо они были рекомендованы специалистами, не основаны на нормах закона, а потому основанием для взыскания с ДОЗН КО убытков в виде расходов на самостоятельное приобретение изделий медицинского назначения не являются (л.д. 107-108).
Прокурор Заводского района г. Новокузнецка Кемеровской области, действующий в интересах Токаревой Е. А., принес возражения на апелляционную жалобу (л.д. 117-122).
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции Линкевич А.А., действующая на основании доверенности ### от **.**.**** (л.д. 109), доводы апелляционной жалобы поддержала.
Истец Токарева Е.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно и надлежаще (л.д. 131).
Помощник прокурора Центрального района г. Кемерово Кемеровской области Шестера Л.А., действующий в интересах Токаревой Е. А., поддержал доводы возражений, просил оставить решение мирового судьи без изменения.
Суд, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав представителя ответчика, прокурора, исследовав письменные материалы дела, считает решение мирового судьи законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Исходя из статьи 25 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13.12.2006 и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ, государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения. В частности, государства-участники: предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности.
Согласно ст. 6 правила 2 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993, государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 29 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды относятся к категории федеральных льготников. Обеспечение инвалидов лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ оказание модифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно ст.ст. 4.1, 6.1, 6.2 ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами.
Согласно ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ, который к таковым, в том числе, относит организацию обеспечения лекарственными препаратами (пункт 7 части 1 статьи 16 указанного закона).
Решение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и подпунктом 21.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В соответствии с Положением о департаменте охраны здоровья населения Кемеровской области, утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.03.2007 № 68, департамент охраны здоровья населения Кемеровской области являетсяисполнительным органом государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим полномочия в сфере охраны здоровья населения, льготного обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями населения на территории Кемеровской области.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Разрешая спор, мировой судья правильно удовлетворил иск прокурора Заводского района г. Новокузнецка Кемеровской области в интересах Токаревой Е. А., взыскав с Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области в пользу Токаревой Е. А. в возмещение ее расходов на приобретение медицинских изделий в размере 21451 руб. 04 коп в полном размере, поскольку эти убытки причинены истице в результате бездействия ответчика, который не выполнил и нарушил свои обязательства перед Токаревой Е.А. по обеспечению ее медицинскими изделиями в полном объеме в период с июня по август 2019 года, причинив ей вред и убытки.
Как следует из материалов дела и правильно установлено мировым судьей, Токарева Е.А., **.**.**** года рождения является ..., имеет диагноз «...», состоит на медикаментозном обеспечении, прикреплена и состоит на диспансерном учете в поликлинике № 1 ГБУЗ КО «Новокузнецкая ГКБ № 29». Согласно имеющемуся заболеванию Токаревой Е.А. пожизненно для лечения требуется аналог человеческого инсулина средней продолжительности действия, инсулин аспарт, торговое название «Новорапид» 100 МЕ-3.0 56 ЕД в сутки 6 ампул в месяц, инфузионные наборы к инсулиновой помпе «Акку Чек Флекс Линк» 8/60 10 штук в месяц, что подтверждается копией справки серии ### (л.д. 12), справкой-пояснением о наблюдении Токаревой Е.А. в поликлинике № 1 ГБУЗ КО «НГКБ № 29», выданной главным врачом (л.д. 18), копией медицинской амбулаторной карты (л.д. 21-28), и никем не оспаривается.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р инфузионные наборы к инсулиновой помпе (351940), резервуары к инсулиновой помпе (207670) с 01.01.2019 года вошли в перечень изделий медицинского назначения для инвалидов, которые должны предоставляться льготникам за счет федерального бюджета.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что рецепты на инфузионные наборы к инсулиновой помпе (351940), резервуары к инсулиновой помпе (207670) Токаревой Е.А. специалистом ГБУЗ КО «НГКБ № 29» не выписывались с **.**.**** по **.**.****, что подтверждается сведениями о лекарственных средствах, выписанных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, реестром рецептов за период с **.**.**** по **.**.**** (л.д. 19-20).
Из письменных объяснений заведующей поликлиники № 1 ГБУЗ КО «Новокузнецкая ГКБ № 29» К. следует, что рецепты Токаревой Е.А. на инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе до **.**.****. не выписывались, так как данные медицинские изделия отсутствовали в аптеке, ввиду того, что закуп данных медицинских изделий не был произведен на дату обращения в поликлинику. С целью обеспечения всеми необходимыми изделиями медицинского назначения Токаревой Е. А., **.**.**** г.р., поликлиникой № 1 в фармотдел Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области было направлено ходатайство о дополнительном выделении медицинских изделий для обеспечения амбулаторных пациентов бесплатно за счет средств федерального бюджета в соответствии с потребностью (л.д. 34, 35-37).
Согласно ответу Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области от **.**.**** в середине **.**.****. в Министерство здравоохранения департаментом была направлена потребность в расходных материалах с целью решения вопроса дополнительного выделения денежных средств из федерального бюджета, финансирование в регион из федерального бюджета еще не поступало (л.д. 16).
Согласно ответу Министерства Здравоохранения Российской Федерации от **.**.****. на основании статьи 41 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ полномочия по организации обеспечения граждан медицинскими изделиями переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (в данном случае - Департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области). Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета («федеральная льгота») (л.д. 14).
Также из материалов дела в их совокупности следует, что поскольку ответчик не обеспечил в полном объеме Токареву Е.А. льготными медицинскими изделиями, то Токарева Е.А. была вынуждена приобретать инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе, необходимые для введения инсулина, для продолжения курса лечения и в целях сохранения своей жизни и здоровья, за свои личные денежные средства.
Так ею приобретены: **.**.****. в аптечном магазине «Фармокопейка» ИП Ганина Е.П. по адресу; г. Новокузнецк, ул. Металлургов, 53 согласно кассовому чеку ### Акку-Чек Картридж-система для инсулина в количестве 3 шт. на общую сумму 780 рублей, Акку-Чек Флекс Линк канюля 8 мм в количестве 6 шт. на общую сумму 3420 рублей;
**.**.****. в аптечном магазине «Фармокопейка» ИП Ганина Е.П. по адресу: г. Новокузнецк, ул. Металлургов, 53 согласно кассовому чеку ### Акку-Чек Флекс Линк канюля 10 мм в количестве 2 шт. на общую сумму 1140 рублей;
**.**.****. в аптечном магазине «Фармокопейка» ИП Ганина Е.П. по адресу: г. Новокузнецк, ул. Металлургов, 53 согласно кассовому чеку ### Акку-Чек Флекс Линк Набор инфузионный 8мм/60 см в количестве 10 шт. на общую сумму 8255 рублей, Акку-Чек Картридж-система для инсулина в количестве 2 шт. на общую сумму 573 рубля 20 копеек, Акку-Чек Картридж-система для инсулина в количестве 2 шт. на общую сумму 573 рубля 20 копеек, что подтверждается кассовыми чеками (л.д. 39), и размер расходов истицы никем не оспаривается.
Кроме того, **.**.****. Токаревой Е.А. врачом-эндокринологом поликлиники № 1 ГБУЗ КО «Новокузнецкая ГКБ № 29» выписан рецепт серии ### на инфузионный набор Флекс Линк 8/60 в количестве 10 шт. Данный рецепт был предъявлен Токаревой Е.А. в аптеку № 117 ОАО «Аптеки Кузбасса» по адресу: г. Новокузнецк, ул. Горьковская, д. 27. Ввиду того, что данное медицинское изделие в аптеке отсутствовало на дату обращения Токаревой Е.А., рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание, о чем внесена запись в соответствующий журнал, а также сделана отметка на обратной стороне рецепта (л.д. 41).
По информации ОАО «Аптеки Кузбасса» от **.**.**** по поставленному на отсроченное обслуживание рецепту серии ### от **.**.****. необходимый препарат от регионального склада ОАО «Кузбассфарма» до настоящего времени не поступил (л.д. 51).
В связи с отсутствием в аптеке медицинских изделий по рецепту от **.**.****. Токарева Е.А. **.**.****. была вынуждена приобрести Инфузионный набор Акку-Чек Флекс Линк 8/60 в количестве 10 шт. на собственные средства на сайте магазина диабетических товаров ИП Смолин Евгений Викторович на общую сумму 7850 рублей (л.д. 42-45). Общая сумма затрат истицы на приобретение медицинских средств составила всего на общую сумму 21451 руб. 40 коп., что также никем не оспорено.
Согласно Методическим рекомендациям по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (совместное письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21 ноября 2018 г. № 11-7/10/2-7543 и №14525/26-1/и) формирование КСГ осуществляется на основе, в том числе кода МКБ-10 и (или) хирургической операций и (или) другой применяемой медицинской технологии в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 октября 2017 г. № 804н (далее - Номенклатура). В соответствии с Номенклатурой услуга по обеспечению расходными материалами к инсулиновой помпе не предусмотрена. Таким образом, ежемесячное обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в рамках оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров, не осуществляется.
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрено распределение иных межбюджетных трансфертов на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на 2019 год. Объем межбюджетных трансфертов на 2019 год предусмотрен в размере 11613294,0 тыс. рублей (доведены 17 января 2019 г.).
В целях реализации Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178- ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ) распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 2973-р предусмотрено распределение субвенций на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов, на 2019 год в объеме 31 366 870,2 тыс. рублей (доведены 6 февраля 2019 г.).
Отдельные категории граждан, включая инвалидов и детей-инвалидов, в соответствии со статьей 61 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ имеют право обратиться за предоставлением набора социальных услуг, включающего обеспечение необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия за счет средств федерального бюджета.
Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-р, в который включены расходные материалы к инсулиновой помпе: инфузионные наборы к инсулиновой помпе (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий – 351940 набор для введения инсулина амбулаторный; резервуары к инсулиновой помпе (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий – 207670) резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы.
Порядок назначения и выписывания медицинских изделий утвержден приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1181н.
Согласно пункту 2 Порядка, назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется: лечащим врачом медицинской организации; фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в установленном порядке.
При таких данных, факт причинения убытков Токаревой Е.А. по вине ответчика на сумму 21451,04 руб. подтверждается совокупностью приведенных выше доказательств, а размер убытков никем не оспаривается.
Из совокупности приведенных выше доказательств, на основании приведенных выше норм права мировой судья пришел к правильному выводу о том, что отсутствие медицинских изделий в аптеке не является препятствием для получения гражданами качественной, своевременной и доступной медицинской помощи, то обстоятельство, что соответствующее финансирование в регион из федерального бюджета не поступало и то, что в аптеке указанные изделия отсутствуют, не освобождает лечебное учреждение от обязанности выписывать гражданам необходимые для лечения медицинские препараты и изделия медицинского назначения.
Таким образом, в соответствии приведенными выше нормами права, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что ответственность за ущерб, причинный истице в возмещение расходов на приобретение медицинских изделий на общую сумму 21451,04 руб. следует возложить на ответчика.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что бесплатные рецепты установленного образца на этапе амбулаторного лечения на изделия медицинского назначения, указанные в представленных истцом копиях чека и иных платежных документах от **.**.****., рецепты на их бесплатное приобретение, не выписывались, не служат основанием к отмене решения мирового судьи, поскольку право Токаревой Е.А. на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения ее медицинскими изделиями не поставлено законом в зависимость от выписки на них рецепта.
Все доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, которым мировым судьей была дана надлежащая оценка, соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Принимая во внимание, что мировым судьей исследованы все обстоятельства дела, представленным доказательствам дана оценка, заявителем апелляционной жалобы не представлено доказательств в обоснование своих доводов о необоснованности решения, судом не установлено оснований к изменению или отмене решения мирового судьи.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка № 4 Центрального судебного района г. Кемерово от 10 февраля 2020 года по гражданскому делу по иску прокурора Заводского района г. Новокузнецка Кемеровской области в интересах Токаревой Е. А. к Департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области о взыскании расходов на приобретение медицинских изделий - оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области – без удовлетворения.
В мотивированной форме изготовлено 07.06.2020г.
Судья М.А. Язова