Решение по делу № 2-1251/2022 от 28.04.2022

Дело № 2-1251/2022                        23 июня 2022 года                        город Котлас

УИД 29RS0008-01-2022-001722-88

                                                      

                                                        Р Е Ш Е Н И Е

                                          Именем Российской Федерации

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего Кузнецовой О.Н.

при секретаре                     Шмаковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Д.В. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Котласский», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, обязании восстановить на учете на получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

установил:

Кузнецов Д.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (далее - УМВД России по Архангельской области, Управление), Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Котласский» (далее - ОМВД России «Котласский», Отдел) о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, обязании восстановить на учете на получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указано, что истец проходил службу в органах внутренних дел с 1998 года по 31 декабря 2015 года, с 9 октября 2012 года состоял на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из трех человек (истец, супруга ФИО1 и дочь ФИО2). На момент постановки на учет семья была зарегистрирована и проживала в муниципальной квартире по адресу: Архангельская область, город Котлас, ул..... кв.4.

__.__.__ 2017 года брак с ФИО1 расторгнут, стороны совместно не проживают.

С 30 августа 2018 года по настоящее время истец зарегистрирован в жилом помещении, находящемся в собственности его брата - ФИО3, по адресу: Архангельская область, город Котлас, ул. ...., комн. 34, площадью 18,1 кв.м.

С 19 апреля 2019 года дочь ФИО2 зарегистрирована по адресу: Архангельская область, город Котлас, ул..... кв.30, в квартире площадью 50,8 кв.м., принадлежащей на праве общей совместной собственности бывшей супруге и ее мужу ФИО4 на основании договора купли-продажи от __.__.__ 2019 года.

Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД по Архангельской области от 14 апреля 2022 года истец снят с семьей из 3-х человек с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании пп. «б» п.19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства от 30 декабря 2011 № 1223 (в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты).

Истец считает данное решение незаконным, так как квартира, в которой в настоящее время проживает истец, является коммунальной, а в соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он проживает в коммунальной квартире независимо от размера занимаемого жилого помещения. В связи с изложенным, просит решение жилищно-бытовой комиссии от 14 апреля 2022 года признать незаконным и обязать Управление восстановить истца на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Истец в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие. Интересы истца в судебном заседании представляет адвокат Шестаков А.А., действующий на основании ордера, который требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что жилое помещение, в котором проживает истец, является комнатой в коммунальной квартире. Здание, в котором находится комната, ранее являлось общежитием, впоследствии ему был присвоен статус жилого дома с коммунальными квартирами, так как в одной квартире проживает несколько семей. У каждой семьи есть отдельная комната, вместе с тем кухня, санузел и ванная комната являются общими.

Представитель ответчиков Управления, Отделения Салимуллина С.В., действующая на основании доверенностей, требования не признала, просит в иске отказать. Из отзыва на исковое заявление следует, что решение о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято на основании документов, имеющихся в распоряжении комиссии, из которых следует, что уровень обеспеченности жилой площадью Кузнецова Д.В. составляет 18, 1 кв.м., что более требуемых 15 кв.м. на одного человека.

Рассмотрев иск, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.

Так, согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец является пенсионером МВД, уволен со службы 31 декабря 2015 года.

9 октября 2012 года истцом подано заявление о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из трех человек (истец, супруга ФИО1 и дочь ФИО2). На момент постановки на учет семья была зарегистрирована и проживала в муниципальной квартире по адресу: Архангельская область, город Котлас, ул. .... кв. 4.

С момента постановке на учет изменилось семейное положение и жилищные условия истца.

__.__.__ 2017 года брак с ФИО1 расторгнут, стороны совместно не проживают.

С 30 августа 2018 года по настоящее время истец зарегистрирован в жилом помещении, находящемся в собственности брата ФИО3, по адресу: Архангельская область, город Котлас, ул. ...., комн. 34, площадью 18,1 кв.м. Брат в жилом помещение не зарегистрирован. Истец вселен как член семьи собственника жилого помещения.

С __.__.__ 2019 года дочь ФИО2 зарегистрирована по адресу: Архангельская область, город Котлас, ул....., кв.30, в квартире площадью 50,8 кв.м., принадлежащей на праве общей совместной собственности бывшей супруге истца и ее мужу ФИО4 на основании договора купли-продажи от __.__.__ 2019 года.

В связи с изменением семейного положения и жилищных условий истец 10 декабря 2021 года обратился заявление в жилищно-бытовую комиссию Управления.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и были предметом рассмотрения жилищно-бытовой комиссии Управления.

Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД по Архангельской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, оформленным протоколом № от 14 апреля 2022 года, утвержденным распоряжением УМВД России по Архангельской области от 14 апреля 2022 года № , истец снят с семьей из 3-х человек с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. «б» п.19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства от 30 декабря 2011 № 1223 (в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты).

Рассматривая требования истца, суд находит обоснованным его довод о сохранении права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так как в настоящее время он проживает в коммунальной квартире.

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее ЖК РФ) не содержит непосредственного определения понятия коммунальной квартиры. В то же время часть 3 статьи 16 ЖК РФ содержит общее понятие квартиры, в рамках которого с учетом особенностей может быть определено и понятие коммунальной квартиры.

В силу части 3 статьи 16 ЖК РФ в ее системном толковании с положениями части 1 статьи 59 ЖК РФ под коммунальной квартирой следует понимать структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из двух или более комнат, в которых проживают разные наниматели и (или) собственники, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Анализ вышеуказанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что квартира становится коммунальной в силу особенностей ее заселения, когда она не предназначена для заселения членами одной семьи. При этом собственники (наниматели) комнат в коммунальной квартире пользуются помещениями в данной квартире, предназначенными для обслуживания более одной комнаты (общее имущество в коммунальной квартире), к которым, как правило, относятся кухня, коридор, ванная комната, туалет.

Так, из договора купли-продажи от 27 августа 2015 года и свидетельства о государственной регистрации права следует, что ФИО3 (брат истца) приобрел 4/87 доли в праве общей долевой собственности на семнадцатикомнатную квартиру общей площадью 381,9 квадратных метров. Отчуждение 4/87 доли в праве общей долевой собственности на квартиру дает «покупателю» право пользования комнатой номер 34, жилой площадью 12,7 кв.м., а также местами общего пользования.

Согласно техническому паспорту квартиры, она состоит из семнадцати комнат, одной кухни, четырех туалетов, четырех душевых, коридоров и лоджий. Непосредственно в жилых комнатах отсутствует водопровод, канализация, газоснабжение, кухня, ванная комната, туалет.

Более того, согласно технических паспортов дома № .... в г. Котласа, данное здание с момента постройки -декабря 1983 года, являлось общежитием, впоследствии ему был присвоен статус жилого дома с коммунальными квартирами, так как в одной квартире проживает несколько семей.

Таким образом, в квартире № 3 дома ...., в г.Котласе проживает несколько семей, каждая семья имеет отдельную комнату, вместе с тем в общем пользовании всех жильцов квартиры находятся туалеты, душевые, кухня, лоджии, что свидетельствует о том, что данная квартира является коммунальной.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что истец проживает в коммунальной квартире и в соответствии с положениями пункта 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ имеет право состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты независимо от размеров занимаемого жилого помещения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности решения жилищно-бытовой комиссии Управления о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и наличии оснований для удовлетворения требований, заявленных к Управлению.

Требования истца к ОМВД России «Котласский» удовлетворению не подлежат, как заявленные к ненадлежащему ответчику.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Кузнецова Д.В. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Котласский», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, обязании восстановить на учете на получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения удовлетворить частично.

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, оформленное протоколом № от 14 апреля 2022 года, утвержденным распоряжением Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области от 14 апреля 2022 года № , о снятии Кузнецова Д.В. с семьей из 3-х человек с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области восстановить Кузнецова Д.В. на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В удовлетворении иска Кузнецова Д.В. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Котласский» о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, обязании восстановить на учете на получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения     отказать.                                                

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.

Председательствующий                                                                     О.Н. Кузнецова

Мотивированное решение суда составлено 30 июня 2022 года

Дело № 2-1251/2022                        23 июня 2022 года                        город Котлас

УИД 29RS0008-01-2022-001722-88

                                                      

                                                        Р Е Ш Е Н И Е

                                          Именем Российской Федерации

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего Кузнецовой О.Н.

при секретаре                     Шмаковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Д.В. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Котласский», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, обязании восстановить на учете на получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

установил:

Кузнецов Д.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (далее - УМВД России по Архангельской области, Управление), Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Котласский» (далее - ОМВД России «Котласский», Отдел) о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, обязании восстановить на учете на получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указано, что истец проходил службу в органах внутренних дел с 1998 года по 31 декабря 2015 года, с 9 октября 2012 года состоял на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из трех человек (истец, супруга ФИО1 и дочь ФИО2). На момент постановки на учет семья была зарегистрирована и проживала в муниципальной квартире по адресу: Архангельская область, город Котлас, ул..... кв.4.

__.__.__ 2017 года брак с ФИО1 расторгнут, стороны совместно не проживают.

С 30 августа 2018 года по настоящее время истец зарегистрирован в жилом помещении, находящемся в собственности его брата - ФИО3, по адресу: Архангельская область, город Котлас, ул. ...., комн. 34, площадью 18,1 кв.м.

С 19 апреля 2019 года дочь ФИО2 зарегистрирована по адресу: Архангельская область, город Котлас, ул..... кв.30, в квартире площадью 50,8 кв.м., принадлежащей на праве общей совместной собственности бывшей супруге и ее мужу ФИО4 на основании договора купли-продажи от __.__.__ 2019 года.

Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД по Архангельской области от 14 апреля 2022 года истец снят с семьей из 3-х человек с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании пп. «б» п.19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства от 30 декабря 2011 № 1223 (в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты).

Истец считает данное решение незаконным, так как квартира, в которой в настоящее время проживает истец, является коммунальной, а в соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он проживает в коммунальной квартире независимо от размера занимаемого жилого помещения. В связи с изложенным, просит решение жилищно-бытовой комиссии от 14 апреля 2022 года признать незаконным и обязать Управление восстановить истца на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Истец в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие. Интересы истца в судебном заседании представляет адвокат Шестаков А.А., действующий на основании ордера, который требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что жилое помещение, в котором проживает истец, является комнатой в коммунальной квартире. Здание, в котором находится комната, ранее являлось общежитием, впоследствии ему был присвоен статус жилого дома с коммунальными квартирами, так как в одной квартире проживает несколько семей. У каждой семьи есть отдельная комната, вместе с тем кухня, санузел и ванная комната являются общими.

Представитель ответчиков Управления, Отделения Салимуллина С.В., действующая на основании доверенностей, требования не признала, просит в иске отказать. Из отзыва на исковое заявление следует, что решение о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято на основании документов, имеющихся в распоряжении комиссии, из которых следует, что уровень обеспеченности жилой площадью Кузнецова Д.В. составляет 18, 1 кв.м., что более требуемых 15 кв.м. на одного человека.

Рассмотрев иск, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.

Так, согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец является пенсионером МВД, уволен со службы 31 декабря 2015 года.

9 октября 2012 года истцом подано заявление о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из трех человек (истец, супруга ФИО1 и дочь ФИО2). На момент постановки на учет семья была зарегистрирована и проживала в муниципальной квартире по адресу: Архангельская область, город Котлас, ул. .... кв. 4.

С момента постановке на учет изменилось семейное положение и жилищные условия истца.

__.__.__ 2017 года брак с ФИО1 расторгнут, стороны совместно не проживают.

С 30 августа 2018 года по настоящее время истец зарегистрирован в жилом помещении, находящемся в собственности брата ФИО3, по адресу: Архангельская область, город Котлас, ул. ...., комн. 34, площадью 18,1 кв.м. Брат в жилом помещение не зарегистрирован. Истец вселен как член семьи собственника жилого помещения.

С __.__.__ 2019 года дочь ФИО2 зарегистрирована по адресу: Архангельская область, город Котлас, ул....., кв.30, в квартире площадью 50,8 кв.м., принадлежащей на праве общей совместной собственности бывшей супруге истца и ее мужу ФИО4 на основании договора купли-продажи от __.__.__ 2019 года.

В связи с изменением семейного положения и жилищных условий истец 10 декабря 2021 года обратился заявление в жилищно-бытовую комиссию Управления.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и были предметом рассмотрения жилищно-бытовой комиссии Управления.

Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД по Архангельской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, оформленным протоколом № от 14 апреля 2022 года, утвержденным распоряжением УМВД России по Архангельской области от 14 апреля 2022 года № , истец снят с семьей из 3-х человек с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. «б» п.19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства от 30 декабря 2011 № 1223 (в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты).

Рассматривая требования истца, суд находит обоснованным его довод о сохранении права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так как в настоящее время он проживает в коммунальной квартире.

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее ЖК РФ) не содержит непосредственного определения понятия коммунальной квартиры. В то же время часть 3 статьи 16 ЖК РФ содержит общее понятие квартиры, в рамках которого с учетом особенностей может быть определено и понятие коммунальной квартиры.

В силу части 3 статьи 16 ЖК РФ в ее системном толковании с положениями части 1 статьи 59 ЖК РФ под коммунальной квартирой следует понимать структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из двух или более комнат, в которых проживают разные наниматели и (или) собственники, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Анализ вышеуказанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что квартира становится коммунальной в силу особенностей ее заселения, когда она не предназначена для заселения членами одной семьи. При этом собственники (наниматели) комнат в коммунальной квартире пользуются помещениями в данной квартире, предназначенными для обслуживания более одной комнаты (общее имущество в коммунальной квартире), к которым, как правило, относятся кухня, коридор, ванная комната, туалет.

Так, из договора купли-продажи от 27 августа 2015 года и свидетельства о государственной регистрации права следует, что ФИО3 (брат истца) приобрел 4/87 доли в праве общей долевой собственности на семнадцатикомнатную квартиру общей площадью 381,9 квадратных метров. Отчуждение 4/87 доли в праве общей долевой собственности на квартиру дает «покупателю» право пользования комнатой номер 34, жилой площадью 12,7 кв.м., а также местами общего пользования.

Согласно техническому паспорту квартиры, она состоит из семнадцати комнат, одной кухни, четырех туалетов, четырех душевых, коридоров и лоджий. Непосредственно в жилых комнатах отсутствует водопровод, канализация, газоснабжение, кухня, ванная комната, туалет.

Более того, согласно технических паспортов дома № .... в г. Котласа, данное здание с момента постройки -декабря 1983 года, являлось общежитием, впоследствии ему был присвоен статус жилого дома с коммунальными квартирами, так как в одной квартире проживает несколько семей.

Таким образом, в квартире № 3 дома ...., в г.Котласе проживает несколько семей, каждая семья имеет отдельную комнату, вместе с тем в общем пользовании всех жильцов квартиры находятся туалеты, душевые, кухня, лоджии, что свидетельствует о том, что данная квартира является коммунальной.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что истец проживает в коммунальной квартире и в соответствии с положениями пункта 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ имеет право состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты независимо от размеров занимаемого жилого помещения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности решения жилищно-бытовой комиссии Управления о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и наличии оснований для удовлетворения требований, заявленных к Управлению.

Требования истца к ОМВД России «Котласский» удовлетворению не подлежат, как заявленные к ненадлежащему ответчику.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Кузнецова Д.В. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Котласский», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, обязании восстановить на учете на получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения удовлетворить частично.

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, оформленное протоколом № от 14 апреля 2022 года, утвержденным распоряжением Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области от 14 апреля 2022 года № , о снятии Кузнецова Д.В. с семьей из 3-х человек с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области восстановить Кузнецова Д.В. на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В удовлетворении иска Кузнецова Д.В. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Котласский» о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, обязании восстановить на учете на получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения     отказать.                                                

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.

Председательствующий                                                                     О.Н. Кузнецова

Мотивированное решение суда составлено 30 июня 2022 года

Дело № 2-1251/2022                        23 июня 2022 года                        город Котлас

УИД 29RS0008-01-2022-001722-88

                                                      

                                                        Р Е Ш Е Н И Е

                                          Именем Российской Федерации

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего Кузнецовой О.Н.

при секретаре                     Шмаковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Д.В. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Котласский», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, обязании восстановить на учете на получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

установил:

Кузнецов Д.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (далее - УМВД России по Архангельской области, Управление), Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Котласский» (далее - ОМВД России «Котласский», Отдел) о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, обязании восстановить на учете на получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указано, что истец проходил службу в органах внутренних дел с 1998 года по 31 декабря 2015 года, с 9 октября 2012 года состоял на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из трех человек (истец, супруга ФИО1 и дочь ФИО2). На момент постановки на учет семья была зарегистрирована и проживала в муниципальной квартире по адресу: Архангельская область, город Котлас, ул..... кв.4.

__.__.__ 2017 года брак с ФИО1 расторгнут, стороны совместно не проживают.

С 30 августа 2018 года по настоящее время истец зарегистрирован в жилом помещении, находящемся в собственности его брата - ФИО3, по адресу: Архангельская область, город Котлас, ул. ...., комн. 34, площадью 18,1 кв.м.

С 19 апреля 2019 года дочь ФИО2 зарегистрирована по адресу: Архангельская область, город Котлас, ул..... кв.30, в квартире площадью 50,8 кв.м., принадлежащей на праве общей совместной собственности бывшей супруге и ее мужу ФИО4 на основании договора купли-продажи от __.__.__ 2019 года.

Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД по Архангельской области от 14 апреля 2022 года истец снят с семьей из 3-х человек с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании пп. «б» п.19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства от 30 декабря 2011 № 1223 (в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты).

Истец считает данное решение незаконным, так как квартира, в которой в настоящее время проживает истец, является коммунальной, а в соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он проживает в коммунальной квартире независимо от размера занимаемого жилого помещения. В связи с изложенным, просит решение жилищно-бытовой комиссии от 14 апреля 2022 года признать незаконным и обязать Управление восстановить истца на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Истец в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие. Интересы истца в судебном заседании представляет адвокат Шестаков А.А., действующий на основании ордера, который требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что жилое помещение, в котором проживает истец, является комнатой в коммунальной квартире. Здание, в котором находится комната, ранее являлось общежитием, впоследствии ему был присвоен статус жилого дома с коммунальными квартирами, так как в одной квартире проживает несколько семей. У каждой семьи есть отдельная комната, вместе с тем кухня, санузел и ванная комната являются общими.

Представитель ответчиков Управления, Отделения Салимуллина С.В., действующая на основании доверенностей, требования не признала, просит в иске отказать. Из отзыва на исковое заявление следует, что решение о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято на основании документов, имеющихся в распоряжении комиссии, из которых следует, что уровень обеспеченности жилой площадью Кузнецова Д.В. составляет 18, 1 кв.м., что более требуемых 15 кв.м. на одного человека.

Рассмотрев иск, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.

Так, согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец является пенсионером МВД, уволен со службы 31 декабря 2015 года.

9 октября 2012 года истцом подано заявление о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из трех человек (истец, супруга ФИО1 и дочь ФИО2). На момент постановки на учет семья была зарегистрирована и проживала в муниципальной квартире по адресу: Архангельская область, город Котлас, ул. .... кв. 4.

С момента постановке на учет изменилось семейное положение и жилищные условия истца.

__.__.__ 2017 года брак с ФИО1 расторгнут, стороны совместно не проживают.

С 30 августа 2018 года по настоящее время истец зарегистрирован в жилом помещении, находящемся в собственности брата ФИО3, по адресу: Архангельская область, город Котлас, ул. ...., комн. 34, площадью 18,1 кв.м. Брат в жилом помещение не зарегистрирован. Истец вселен как член семьи собственника жилого помещения.

С __.__.__ 2019 года дочь ФИО2 зарегистрирована по адресу: Архангельская область, город Котлас, ул....., кв.30, в квартире площадью 50,8 кв.м., принадлежащей на праве общей совместной собственности бывшей супруге истца и ее мужу ФИО4 на основании договора купли-продажи от __.__.__ 2019 года.

В связи с изменением семейного положения и жилищных условий истец 10 декабря 2021 года обратился заявление в жилищно-бытовую комиссию Управления.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и были предметом рассмотрения жилищно-бытовой комиссии Управления.

Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД по Архангельской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, оформленным протоколом № от 14 апреля 2022 года, утвержденным распоряжением УМВД России по Архангельской области от 14 апреля 2022 года № , истец снят с семьей из 3-х человек с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. «б» п.19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства от 30 декабря 2011 № 1223 (в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты).

Рассматривая требования истца, суд находит обоснованным его довод о сохранении права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так как в настоящее время он проживает в коммунальной квартире.

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее ЖК РФ) не содержит непосредственного определения понятия коммунальной квартиры. В то же время часть 3 статьи 16 ЖК РФ содержит общее понятие квартиры, в рамках которого с учетом особенностей может быть определено и понятие коммунальной квартиры.

В силу части 3 статьи 16 ЖК РФ в ее системном толковании с положениями части 1 статьи 59 ЖК РФ под коммунальной квартирой следует понимать структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из двух или более комнат, в которых проживают разные наниматели и (или) собственники, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Анализ вышеуказанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что квартира становится коммунальной в силу особенностей ее заселения, когда она не предназначена для заселения членами одной семьи. При этом собственники (наниматели) комнат в коммунальной квартире пользуются помещениями в данной квартире, предназначенными для обслуживания более одной комнаты (общее имущество в коммунальной квартире), к которым, как правило, относятся кухня, коридор, ванная комната, туалет.

Так, из договора купли-продажи от 27 августа 2015 года и свидетельства о государственной регистрации права следует, что ФИО3 (брат истца) приобрел 4/87 доли в праве общей долевой собственности на семнадцатикомнатную квартиру общей площадью 381,9 квадратных метров. Отчуждение 4/87 доли в праве общей долевой собственности на квартиру дает «покупателю» право пользования комнатой номер 34, жилой площадью 12,7 кв.м., а также местами общего пользования.

Согласно техническому паспорту квартиры, она состоит из семнадцати комнат, одной кухни, четырех туалетов, четырех душевых, коридоров и лоджий. Непосредственно в жилых комнатах отсутствует водопровод, канализация, газоснабжение, кухня, ванная комната, туалет.

Более того, согласно технических паспортов дома № .... в г. Котласа, данное здание с момента постройки -декабря 1983 года, являлось общежитием, впоследствии ему был присвоен статус жилого дома с коммунальными квартирами, так как в одной квартире проживает несколько семей.

Таким образом, в квартире № 3 дома ...., в г.Котласе проживает несколько семей, каждая семья имеет отдельную комнату, вместе с тем в общем пользовании всех жильцов квартиры находятся туалеты, душевые, кухня, лоджии, что свидетельствует о том, что данная квартира является коммунальной.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что истец проживает в коммунальной квартире и в соответствии с положениями пункта 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ имеет право состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты независимо от размеров занимаемого жилого помещения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности решения жилищно-бытовой комиссии Управления о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и наличии оснований для удовлетворения требований, заявленных к Управлению.

Требования истца к ОМВД России «Котласский» удовлетворению не подлежат, как заявленные к ненадлежащему ответчику.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Кузнецова Д.В. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Котласский», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, обязании восстановить на учете на получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения удовлетворить частично.

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, оформленное протоколом № от 14 апреля 2022 года, утвержденным распоряжением Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области от 14 апреля 2022 года № , о снятии Кузнецова Д.В. с семьей из 3-х человек с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области восстановить Кузнецова Д.В. на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В удовлетворении иска Кузнецова Д.В. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Котласский» о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, обязании восстановить на учете на получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения     отказать.                                                

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.

Председательствующий                                                                     О.Н. Кузнецова

Мотивированное решение суда составлено 30 июня 2022 года

2-1251/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кузнецов Денис Валентинович
Ответчики
ОМВД России "Котласский"
УМВД России по Архангельской области
Другие
Шестаков Алексей Александрович
Суд
Котласский городской суд Архангельской области
Судья
Кузнецова Ольга Николаевна
Дело на странице суда
kotlasgrsud.arh.sudrf.ru
28.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.04.2022Передача материалов судье
04.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2022Судебное заседание
23.06.2022Судебное заседание
30.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее