ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 2-3894/2021 (№ 33-21588/2021)
22 декабря 2021 года город Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Набиева Р.Р., Сыртлановой О.В.,
при секретаре судебного заседания Тукаеве Т.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 6 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Набиева Р.Р., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Коломасова М.Г. обратилась в суд с иском к администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как вдову ветерана Великой Отечественной войны с составом семьи три человека. Требования обоснованы тем, что истец, является инвалидом 2 группы, Ветераном ВОВ и вдовой инвалида ВОВ Коломасова В.Е. На обращение в феврале 2020 г. ответчик отказывается в постановке истца на учет как нуждающуюся в жилом помещении в связи с тем, что истец зарегистрирована в доме у своей внучки Сухоносовой И.В., и несмотря на то, что в тот момент, истец предоставляла документы, о том, что дом не пригоден к круглогодичному проживанию, была проведена экспертиза дома, никто не обратил своего внимания на то, что истец никак не может проживать в доме без воды, и тепла. Ни кто не приехал и не посмотрел в каких условиях истец живет. На обращение от 12 июня 2021 г. ответчик вновь отказал в постановке истца на учет как нуждающуюся в жилом помещении в связи с тем, что истец зарегистрирована по тому же адресу: адрес, и имеет обеспеченность свыше учетной нормы. Однако, ответчиком не учтено, что жилое помещение по указанному адресу перешло в собственность от внучки истца к Смагину А.А., в связи с решением суда о взыскании денежных средств и обращении взыскания на заложенное имущество, который в судебном порядке требует выселении истца и ее семьи из указанного дома. В связи с чем, истец и ее семья в настоящее время не имеют прав в отношении указанного дома.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 6 сентября 2021 г. постановлено:
«удовлетворить частично исковые требования Коломасову М.Г. к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа РБ о возложении обязанности поставить с составом семьи три человека на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как вдову ветерана Великой Отечественной войны.
Обязать Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан поставить Коломасову М.Г., 1923 года рождения, участника Великой Отечественной войны, на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В остальной части иска отказать».
В апелляционной жалобе администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда его незаконности и необоснованности. Требования мотивированы тем, что в соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, а учитывая, что с 21 сентября 2021 г. истец снята с регистрационного учета по адресу: адрес, в настоящее время место жительство истца юридически не определено.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя истца Латыпову С.В. просившую в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 3 и 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях содержится в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим.
Согласно ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащим им на праве собственности.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08 июня 2006 г. № 12/22 учетная норма площади жилого помещения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен в размере менее 12 кв. м общей площади на одного человека.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Коломасова М.Г. является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой ветерана Великой Отечественной войны.
С 16 апреля 2019 г. истец была зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес, в котором также зарегистрированы и проживают: дочь Латыпова С.В. (регистрация с 16 апреля 2019 г.), внучка Сухоносова И.В. (регистрация с 14 февраля 2019 г.), а сам дом принадлежит на праве собственности Смагину А.А.
Вышеуказанное жилое помещение, представляет собой жилой дом общей площадью 91,1 кв.м., общей площадью жилых помещений 72,5 кв.м., жилую площадью 24 кв.м., (одна комната), площадь подсобных помещений 48,5 кв.м., площадь вспомогательных помещений (веранды) 18,6 кв.м.
Распоряжением Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 73 от 3 февраля 2020 г. Коломасовой М.Г. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, на основании п. 2 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).
2 июня 2021 г. истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно материалам учетного дела, в собственности истца и вышеуказанных членов ее семьи иных жилых помещений в собственности не имеется.
Ранее внучка истца являлась собственником жилого дома по адресу: адрес, который с 11 января 2021 г. принадлежит на праве собственности Смагину А.А., который приобрел указанное имущество в рамках исполнительного производства № 6420/20/02005-ИП от 22 января 2020 г. об исполнении решения суда по обращению взыскания на заложенное имущество и его реализации с публичных торгов, на основании акта о передаче нереализованного имущества от 30 сентября 2020 г., согласия об установлении не реализованного в принудительном порядке имущества за собой от 11 сентября 2020 г. (запись о регистрации №..., дата регистрации 11 января 2021 г.).
Также, ранее внучка истца являлась собственником квартиры по адресу: адресА-37 (право собственности прекращено 17 декабря 2018 г. на основании договора дарения от 10 июня 2016 г., которое на основании договора установления долей и дарения жилой площади от 5 ноября 1998 г. принадлежало в 1/3 доли истцу.
Письмом №... от 16 июня 2021 г. ответчик отказал в принятии истца на учет на основании п. 2 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) ввиду проживания в жилом помещении по адресу: адрес, и обеспеченностью жилой площадью свыше учетной нормы.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 июля 2021 г. постановлено:
«удовлетворить частично исковые требования Смагина А.А. к Сухоносову И.В., Коломасову М.Г., Латыпову С.В. о признании утратившими права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета.
Признать Сухоносову И.В., дата г.р., Коломасову М.Г., дата г.р., Латыпову С.В., дата г.р., утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес
Данное решение является основанием для снятия Сухоносову И.В., дата г.р., Коломасову М.Г., дата г.р., Латыпову С.В., дата г.р., с регистрационного учета по адресу: адрес.
Взыскать с Сухоносову И.В., дата г.р., Коломасову М.Г., дата г.р., Латыпову С.В., дата г.р., в пользу Смагина А.А. расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб., почтовые расходы в размере 1 080,72 руб.».
Апелляционным определением от 6 декабря 2021 г. постановлено:
«решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от 28 июля 2021 г. отменить в части взыскания с Сухоносову И.В., Коломасову М.Г., Латыпову С.В. в пользу Смагина А.А. расходов по оплате госпошлины в размере 300 руб., почтовых расходов в размере 1 080,72 руб.
Принять в указанной части новое решение.
Взыскать с Сухоносову И.В., Коломасову М.Г., Латыпову С.В. в пользу Смагина А.А. по 100 руб. с каждой в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины за подачу иска, по 360,24 руб. с каждой в счет возмещения почтовых расходов.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 июля 2021 г. оставить без изменения».
С 21 сентября 2021 г. истец снята с регистрационного учета по указанному адресу. Иного места жительства не имеет.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Коломасовой М.Г., суд первой инстанции, принимая во внимание, что льгота предоставляется только гражданину, обладающему данной льготой, без учета членов семьи, не согласился с доводами ответчика о том, что уровень обеспеченности жилым помещением на каждого члена семьи истца составляет более учетной нормы, поскольку несмотря на регистрацию ответчика по месту жительства по адресу: адрес, решением суда право пользования истца указанным жилым помещением прекращено, что является основанием для снятия истца с регистрационного учета по указанному адресу. Указанные обстоятельства, по мнению суда первой инстанции, свидетельствует о стечении тяжелых жизненных обстоятельств, которые не позволяют проживать Коломасовой М.Г. в доме по ранее указанному адресу.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регламентирующих вопросы возмещения вреда, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтвержденным представленными в материалах дела доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку, согласно правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации,
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 21 названного Закона указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства.
Таким образом, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", а также Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1975 годов" обеспечение жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны осуществляется только в том случае, если данная категория граждан в установленном законодательством порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях содержится в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим.
Согласно части 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Согласно ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащим им на праве собственности.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Таким образом, для получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется с учетом постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявления истца о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, ответчик сослался на п. 2 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно, что представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку истец проживает в жилом помещении по адресу: адрес, и имеет обеспеченность жилой площадью свыше учетной нормы, то есть свыше 12 кв.м. (72,5 кв.м /3 = 24 кв.м.).
Вместе с тем, судом верно указано, что в настоящее время право пользования указанным жилым помещением у истца и членов ее семьи прекращено в связи с переходом права собственности на него к другому лицу 11 января 2021 г., с которым отсутствует соглашение, по которому истец сохраняет право пользования жилым помещением. Доказательств наличия у истца и членов ее семьи в собственности либо в пользовании иных жилых помещений материалы учетного дела, а также настоящего дела, не содержат.
В связи с чем на момент отказа в постановке на учет - 16 июня 2021 г., у истца и членов ее семьи отсутствовало в пользовании, собственности или ином вещном праве, иное жилое помещение, предназначенного для проживания.
Иных оснований для отказа в принятии истца граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчиком не приведено.
Таким образом, по настоящему делу у суда имелись основания для принятия решения о возложении на ответчика обязанности по постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Доводы апелляционной жалобы администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о том, что в соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, а учитывая, что с 21 сентября 2021 г. истец снята с регистрационного учета по адресу: адрес, в настоящее время место жительство истца юридически не определено, не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы ответчика о том, что истец снята с регистрационного учета в связи с переходом права собственности на жилой дом к другому лицу, не свидетельствует о том, что истец фактически не проживает на территории Октябрьского района городского округа город Уфа. При этом указанные доводы сделаны без учета правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2019 г. № 160-О, согласно которой оспариваемые положения ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятые законодателем в порядке реализации конституционных гарантий, предусмотренных ст. 40 Конституции Российской Федерации, подлежащие применению во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не лишают граждан при отсутствии у них постоянного места жительства права встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях путем подачи заявления и документов, подтверждающие их право состоять на учете (кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет), в орган местного самоуправления по месту пребывания (фактического проживания) либо через многофункциональный центр и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителей.
Указанное также подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.02.2015 N 47-КГ14-13, который указал, что законодательство устанавливает право на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по месту жительства гражданина.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ) местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Однако понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), так и в других нормативных актах.
При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, отсутствие у истца регистрации по месту жительства не может являться к ущемлению права истца, поскольку законом не предусмотрено право органа местного самоуправления отказывать в принятии к рассмотрению заявления гражданина, обратившего за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. В силу указанных выше нормативных предписаний, администрация обязана принять заявление и после рассмотрения вынести решение о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, либо об отказе в принятии на такой учет.
Таким образом, отсутствие у Коломасовой М.Г. по объективным причинам регистрации по месту ее жительства, не может являться препятствием к реализации права на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и соответственно к рассмотрению заявления истца, поданного ею по фактическому месту жительства, которое совпадает с местом нахождения ответчика, и установление наличие или отсутствие оснований для постановки истца на соответствующий учет.
При этом необходимо отметить, что в доводах апелляционной жалобы ответчик не оспаривает, что в настоящее время Коломасова М.Г., имеющий вышеуказанный социальный статус, которой исполнилось 98 лет, в пользовании, в собственности какого-либо жилого помещения не имеет, соответственно она не обеспечена минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется ее уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного постановления в апелляционном порядке по изложенным в жалобе доводам не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 6 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий: О.Ю. Кривцова
Судьи: Р.Р. Набиев
О.В. Сыртланова
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 декабря 2021 г.
Справка: судья Гибадатов У.И.