Дело № 2-2/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Быково 14 января 2019 года
Быковский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Демьяновой С.Н.,
при секретаре Нарумбаеве К.В.,
с участием представителя истца - Нагибиной Е.А., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Матвеевой Н.М., представителей ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Быковском районе Волгоградской области – Слепухина В.Ю., Гончаровой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муртазовой Гулчехры Балабековны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Быковском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, установлении факта ухода, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Муртазова Г.Б. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Быковском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии. В обоснование иска указала, что 13.07.2018 г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда в Быковском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как матери родившей и воспитавшей пять и более детей. Решением Управления от 06.08.2018 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием на дату обращения необходимого страхового стажа. При этом в её страховой стаж не был включен период с 04.02.2014 года по 28.02.2015 года ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет Матвеевой В.М., поскольку он учтен в страховом стаже другого лица. Считает решение необоснованным, так как оно не учитывает заявление законного представителя ребенка-инвалида, подтверждающее факт ухода со стороны истца, а также заявление лица, которому выплачивалась соответствующая компенсация об отказе от данного периода страхового стажа в пользу истца.
С учетом уточненных исковых требований просит суд признать решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии от 06.08.2018 года необоснованным в части исключения из страхового стажа периода ухода с 04.02.2014 года по 28.02.2015 года за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет Матвеевой В.М., установить факт ухода с 04.02.2014 года 28.02.2015 года за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет Матвеевой В.М., возложить на ответчика обязанность включить указанный период в страховой стаж, исключив его из страхового стажа Криулина А.А., назначить досрочную страховую пенсию по старости с 13.07.2018 года.
Истец Муртазова Г.Б. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Представитель истца Муртазовой Г.Б. - Нагибина Е.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила удовлетворить их в полном объеме, суду пояснила, что уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет Матвеевой В.М. с 04.02.2014 года по 28.02.2015 года осуществляли Муртазова Г.Б. и Криулин А.А.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Матвеева Н.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что уход за её дочерью - ребенком-инвалидом Матвеевой В.М. осуществляли Муртазова Г.Б. и Криулин А.А. совместно.
Представители ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Быковском районе Волгоградской области Слепухин В.Ю. и Гончарова О.Н. в судебном заседании исковые требования не признали. Просили отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в оспариваемом решении и возражениях.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Криулин А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, поступило заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие, не возражает относительно включения спорного периода в страховой стаж истца.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, проверив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу пп. 6 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за <данные изъяты>
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам - женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
В соответствии с п.6 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 № для назначения компенсационной выплаты предоставляются: а) заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства; б) заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом. При необходимости подлинность подписи нетрудоспособного гражданина на указанном заявлении может подтверждаться актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии. В случае если уход осуществляется за ребенком-инвалидом либо лицом, признанным в установленном порядке недееспособным, такое заявление подается от имени его законного представителя. <данные изъяты> вправе подать заявление от своего имени. От родителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, такое заявление не требуется.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.07.2002 № "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и Постановлению Правительства РФ от 02.10.2014 № «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии» определен порядок подтверждения иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитывается в страховой стаж решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.
При раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо перечисленных документов представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя, о том, что за ним в действительности осуществлялся уход, указываются фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего уход, и период ухода.
Период ухода за нетрудоспособным лицом, осуществлявшегося трудоспособными лицами, которым в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и 26.02.2013 № «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» производились соответственно компенсационные (ежемесячные) выплаты, согласно пункту 463 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 №, такие периоды подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, учтенными на основании решения органа, осуществляющего пенсионное обеспечение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход.
В соответствии со ст.264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение и прекращение личных и имущественных прав граждан.
В судебном заседании установлено, что 09 февраля 2018 г. Муртазова Г.Б. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Быковском районе Волгоградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением № от 07 мая 2018 г. истцу было отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, в связи с отсутствием 15 лет страхового стажа.
13 июля 2018 г. Муртазова Г.Б. обратилась в Управление с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с указанием в заявлении периода осуществления ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет Матвеевой В.М. с 04.02.2014 г. по 28.02.2015 г.
Решением № от 06.08.2018 г. истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ по причине отсутствия на дату обращения 15 лет необходимого страхового стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости. В подсчет стажа истца были включены периоды общей продолжительностью 14 лет 26 дней.
При этом вышеуказанный спорный период не засчитан в страховой стаж истца, поскольку учтен решением Управления другому застрахованному лицу, осуществлявшему уход за данным лицом, и получавшему ежемесячную компенсационную выплату, в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 г. № «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».
Решением № от 06.08.2018 г. истцу также отказано в удовлетворении заявления о включении данного периода в страховой стаж, поскольку этот период учтен другому застрахованному лицу, получавшему ежемесячную компенсационную выплату.
Матвеева Н.М. обращалась в Управление в интересах Матвеевой В.М. с заявлением от 21.02.2014 года о назначении дочери социальной пенсии, а также с заявлением об установлении ежемесячной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 26.02.2013 №.
Как усматривается из данного заявления, уход за Матвеевой В.М. осуществляет Криулин А.А.
Указанное обстоятельство подтверждается и заявлением Криулина А.А. от 21.02.2014 года о назначении ему соответствующей выплаты.
Факт осуществления ухода Криулиным А.А. за ребенком-инвалидом Матвеевой В.М. в период с 04.02.2014 года по 28.02.2015 года и получения выплаты подтверждается сведениями индивидуального лицевого счета Криулина А.А. на 25.10.2018 г., а также справками ответчика от 31.10.2018 г., 09.11.2018 г.
В судебном заседании свидетели Хуртина Т.М., Матвеева В.М. показали, что уход за Матвеевой В.М. с 04.02.2014 года по 28.02.2015 года Муртазова Г.Б. и Криулин А.А. осуществляли совместно.
Решение об установлении периода ухода за нетрудоспособным лицом было принято ответчиком без заявления трудоспособного лица об установлении периода ухода и данные сведения внесены в его индивидуальный лицевой счет без обращения застрахованного лица.
Факт получения трудоспособным лицом выплаты в связи с осуществлением ухода за нетрудоспособным лицом является приоритетным при решении вопроса о трудоспособном лице, которому надлежит установить данной период ухода.
Заявления Матвеевой Н.М. и Криулина А.А. об отсутствии возражений относительно включения спорного периода в страховой стаж истца, заявление Криулина А.А. об отказе от данного периода страхового стажа в пользу истца, правового значения для разрешения настоящего спора, не имеют.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Муртазовой Гулчехры Балабековны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Быковском районе Волгоградской области о признании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии от 06.08.2018 года необоснованным в части исключения из страхового стажа периода ухода с 04.02.2014 года по 28.02.2015 года за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет Матвеевой В.М., установлении факта ухода с 04.02.2014 года по 28.02.2015 года за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет Матвеевой В.М., возложении на ответчика обязанности включить указанный период в страховой стаж истца, исключив его из страхового стажа Криулина А.А., назначить досрочную страховую пенсию по старости, следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Муртазовой Гулчехры Балабековны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Быковском районе Волгоградской области о признании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии от 06.08.2018 года необоснованным в части исключения из страхового стажа периода ухода с 04.02.2014 года по 28.02.2015 года за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет Матвеевой В.М., установлении факта ухода с 04.02.2014 года по 28.02.2015 года за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет Матвеевой В.М., возложении обязанности включить период ухода с 04.02.2014 года по 28.02.2015 года за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет Матвеевой В.М. в страховой стаж Муртазовой Гулчехры Балабековны, исключив его из страхового стажа Криулина Алексея Александровича, назначить досрочную страховую пенсию по старости - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Быковский районный суд Волгоградской области.
Мотивированное решение изготовлено 21.01.2019 года.
Судья: