Решение по делу № 33-7717/2024 от 04.06.2024

УИД 59RS0028-01-2023-002438-26

Дело № 33-7717/2024 (2-65/2024)

Судья: Войтко Н.Р.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Пермь 18.07.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Гладковой О.В.

и судей Петуховой Е.В., Владыкиной О.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дьяковой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гореловой Ирины Николаевны к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме,

по апелляционной жалобе некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 26.02.2024.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Горелова И.Н. обратилась с иском к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (далее – Фонд капитального ремонта, Фонд) о возложении обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, крыши, фасада, фундамента в многоквартирном доме, расположенном по адресу: **** 21, возложении обязанности на администрацию Лысьвенского городского округа обеспечить участие в приемке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту в составе комиссии, созданной НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».

В обоснование требований указала на то, что является собственником жилого помещения – квартиры № ** в доме № 21 по ул. ****. Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-П утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы. Данной региональной Программой предусмотрено выполнение в многоквартирном доме по адресу: **** 21, в период с 2021 года по 2023 года работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, крыши, фасада, фундамента. В целях формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений указанного многоквартирного дома взносы на капитальный ремонт перечисляются на счет регионального оператора. В нарушение указанных норм ответчиком вышеуказанные обязанности по проведению работ по капитальному ремонту данного дома в 2021-2023 годах исполнены не были, каких-либо уважительных причин отсутствия капитального ремонта не представлено. Указанные факты нарушают ее жилищные права на гарантированное федеральным законодательством проведение капитального ремонта в многоквартирных домах.

Производство по делу в части требований к администрации Лысьвенского городского округа прекращено, о чем судом вынесено отдельное определение.

В судебном заседании истец Горелова И.Н. и ее представитель Огородова Е.Е. требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель Фонда капитального ремонта в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, направил письменные возражения, в которых с иском не согласился.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменных возражениях просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель управляющей организации - общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Сервис Плюс № 1» (далее – ООО УК Сервис Плюс № 1) в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании указала на то, что обязанности по организации проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по ул. **** 21 в г. Лысьве Пермского края региональным оператором не выполнены.

Представитель администрации Лысьвенского городского округа и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Лысьвенского городского округа в судебное заседание не явились.

Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 26.02.2024 постановлено:

возложить обязанность на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, крыши, фасада, фундамента в многоквартирном доме, расположенном по адресу **** 21.

В апелляционной жалобе некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» просит названое решение суда отменить, указывая на то, что работы должны производиться не ранее назначенного срока. Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта, многоквартирный дом по адресу: **** 21, включен в Программу с плановым проведением ремонтов отдельных элементов с 2017 по 2044. С 01.01.2024 вступила в силу новая региональная программа по капитальному ремонту, сроки проведения работ по капитальному ремонту отдельных элементов указанного многоквартирного дома изменились, установлены до 2074 года. При переносе сроков проведения капитального ремонта элементов многоквартирного дома в соответствии с ежегодно актуализируемым краткосрочным планом в рамках одного этапа Программы решения собственников в порядке части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации не требовалось.

Заявитель считает необходимым принять во внимание результаты технического обследования многоквартирного дома по адресу: **** 21. Согласно техническому отчету ООО «Промэнерго-Аудит» №88 на 2018 год по результатам визуального технического обследования строительных конструкций здания, расположенного по адресу ****21, техническое состояние крыши - работоспособное, фактический износ составляет 20 %; фундамента - ограниченно работоспособное, фактический износ составляет 55 %; фасада - ограниченно работоспособное, фактический износ составляет 55 %. Срок проведения работ по ремонту в соответствии с региональной программой установлен в период 2042-2044, что позволяет осуществлять функционирование указанных конструктивных элементов в ближайшее время до момента проведения работ в указанном периоде.

При наличии оснований собственники указанного многоквартирного дома вправе принять решение об изменении сроков выполнения работ по капитальному ремонту отдельных конструкций.

Работы должны производиться не ранее назначенного срока.

Обязанности регионального оператора закреплены в статье 24 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края». Заявленные истцом требования подлежат отклонению в связи с тем, что обязанность регионального оператора по проведению капитального ремонта уже установлена в силу закона. Исполнение обязанности в натуре невозможно также и по объективным причинам, т.к. Фонд исполняет региональную программу путем заключения соответствующих договоров с подрядными организациями. Поэтому требования о понуждении к исполнению обязательства в натуре не могут быть предъявлены к Фонду. Заключение соответствующих договоров не является исполнением обязательства в натуре, поскольку само понуждение к исполнению обязанности в натуре вытекает из существа договорного правоотношения, является мерой договорной ответственности. Более того, требования не могли бы быть предъявлены и к подрядчику. В данном случае отсутствуют основания для применения мер гражданско-правовой ответственности согласно главе 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку собственники жилых и нежилых помещений и иные жильцы многоквартирных домов не являются стороной обязательственного правоотношения с Фондом. Истец не указал на отношения, в которых он состоит с Фондом, то есть не указал нарушенного предмета обязательства.

Изменение сроков в региональной программе вызвано рядом причин, одна из которых - дефицит денежных средств в Пермском крае. Проведение работ по спорному многоквартирному дому возможно при условии субсидирования и (или) за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт, в соответствии с частью 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Региональный оператор осуществляет исполнение обязанностей по организации проведения капитального ремонта на основании региональной программы, в соответствии со статьей 190 Жилищного кодекса Российской Федерации. Органом ответственным за разработку и изменение региональной программы является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Региональная программа утверждается постановлением Правительства Пермского края. С принятием новой региональной программы отдельным постановлением Правительства Пермского края с 01.01.2024 отменяется предыдущая программа. Исходя из изложенного следует сделать вывод об отсутствии доказательств неисполнения Фондом региональной программы и отсутствии юридических оснований для присуждения к исполнению обязательств в натуре, поскольку отсутствует нарушенное право истца.

Понуждение к исполнению обязанности в натуре невозможно, поскольку исполнение такой обязанности будет противоречить постановлению Правительства Пермского края № 328-П. Фонд также не должен нести гражданско-правовую ответственность, поскольку не нарушает обязательств по указанному истцом договору, не создал оснований для возникновения внедоговорной ответственности, исполняет свои обязанности путем заключения договоров с подрядными организациями.

Доводы представителя истца являются ошибочными, поскольку Фонд не обязан производить указанные виды работ в срок до 31.12.2023. Фонд укладывается в установленные новой региональной программой сроки и не нарушает жилищное законодательство.

В деле имеются возражения Гореловой И.Н., ее представителя Огородовой Е.Е. на поданную ответчиком – НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» апелляционную жалобу, в которых указано на отсутствие оснований к отмене решения суда.

От Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором указано на наличие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».

В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

От истца Гореловой И.Н. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Стороной истца по запросу судебной коллегии представлен акт осмотра технического состояния общего имущества собственников помещений в жилом доме по адресу: **** 21, от ноября 2023.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и установлено судом при разрешении спора, что постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта.

Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта» (далее – Программа № 288-п).

Указанной Программой № 288-п предусмотрено выполнение в многоквартирном доме по адресу: **** 21 в период с 2018 года по 2020 год работ по комплексному обследованию технического состояния многоквартирного дома в целях проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и ремонту внутридомовых инженерных систем.

В рамках региональной программы в 2018 году Фондом капитального ремонта организовано комплексное обследование технического состояния многоквартирного дома по адресу: **** 21.

Согласно техническому отчету № 78, составленному ООО «Промэнерго-Аудит» (л.д. 65-74), и принятому по акту от 04.12.2018 комиссией, сформированной Фондом (л.д. 75-76) по результатам обследования состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу **** 21, установлено: выгорание окрасочного слоя цоколя; отслаивание и разрушение штукатурного слоя цоколя; разрушение отмостки; биокоррозия цоколя и отмостки; выгорание окрасочного слоя наружных стен, трещины в стыках шлакоблоков; замачивание стен в подвале, сырость; выпадение кирпича в стенах подвала; отслаивание, разрушение штукатурного слоя стен, трещины в местах сопряжения со смежными конструкциями; замачивание перекрытий, оголение арматуры в плитах перекрытия; замачивание карниза и трещины по карнизу; следы замачивания стропильной системы крыши; оконные деревянные переплеты и коробки рассохлись, покоробились; отсутвуют некоторые оконные отливы; отслаивание окрасочного слоя оконных блоков; дверные коробки перекошены; отслоение окрасочного слоя дверных полотен и повреждения; сколы и отслоение плитки по полу, разрушение и сколы бетона крылец; стертость и сколы ступеней лестниц; замачивание и загнивание деревянных конструкций козырьков; раскрошивание балконных плит; трещины на нижней поверхности балконных плит, оголение арматуры; поражение ржавчиной водонесущих инженерных коммуникаций отопления; нарушение целостности теплоизоляции участка трубопровода системы отопления; капельные течи системы отопления; капельные течи в местах врезки кранов и запорной арматуры системы холодного водоснабжения; поражение коррозией сетей холодного и горячего водоснабжения, утечки воды, течи в местах соединения приборов сети водоотведения; повреждение трубопроводов водоотведения ржавчиной, разрушение изоляционного слоя, общее моральное устаревание элементов системы электроснабжения, ненадежные скрутки электрических проводов.

Установлено неудовлетворительное состояние окон, дверей, полов, крылец, лестниц, отмостки, балконов, инженерных сетей теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения.

При этом неудовлетворительное состояние – категория технического состояния конструкций, инженерных систем или их элементов, требующая проведения ремонтно-восстановительных работ или замены. Фактический износ здания на момент обследования составляет 55%. Дальнейшая эксплуатация конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: **** 21, допускается при выполнении рекомендаций данного отчета по капитальному ремонту. По результатам обследования рекомендовано проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения в 2019 году, ремонт крыши – в 2022 году, ремонт перекрытий – в 2019 году, ремонт фундамента – в 2019 году.

Согласно приложению 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, крыши, фасада и фундамента многоквартирного жилого дома по адресу: **** 21 предусмотрено в период 2021-2023 годы.

Как следует из представленных ответчиком сведений и документов в рамках предусмотренных Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 (л.д. 157-173) Фондом капитального ремонта было организовано проведение обследования состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: **** 21, организованы работы по подготовке проекта капитального ремонта общего имущества, сметной документации, а также договор на строительный контроль в целях обеспечения качества проведения работ по ремонту систем электроснабжения.

Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции, проанализировав фактические обстоятельства по делу, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 2, 12, 13, 166, 168, 178, 182, 188, 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 21, 22, 24 Закона Пермского края № 304-ПК от 11.03.2014 «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края», исходил из того, что, несмотря на проведение обследования конструкций и инженерных систем многоквартирного жилого дома по адресу: **** 21, и установления необходимости проведения капитального ремонта, до настоящего времени ответчиком проведение спорных работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме, расположенном по адресу: **** 21 не организовано, что подтверждается представленными в материалы дела документами.

Учитывая, что установленные нормативные сроки эксплуатации зданий и отдельных элементов зданий до капитального ремонта с момента постройки многоквартирного жилого дома по ул. **** 21 в г. Лысьве Пермского края истекли, работы по капитальному ремонту не проводились, по результатам обследования технического состояния, проведенного ООО «Промэнерго-Аудит» в 2018 году, выявлено неудовлетворительное состояние внутридомовых инженерных систем, крыши, фасада, фундамента, систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, рекомендованные сроки проведения работ по капитальному ремонту по результатам обследования, а также установленные Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы сроки проведения капитального ремонта в 2021-2023 годах, суд сделал вывод о наличии необходимости проведения спорных работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома по ул. **** 21 в г. Лысьве Пермского края.

В доводах апелляционной жалобы ответчик – заявитель жалобы указывает на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку в настоящее время изменились сроки проведения заявленных в иске спорных работ в соответствии с утверждением постановлением Правительства Пермского края от 28.04.2023 № 328-п новой региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2024-2074 годы (далее – Программа № 328-п), а также на необходимость учета технического состояния конструкций названного многоквартирного дома.

Судебная коллегия считает частично заслуживающими внимания указанные доводы апелляционной жалобы (в части возложения на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта крыши) в связи со следующим.

Судебная коллегия принимает во внимание, что с 01.09.2023 вступило в силу постановление Правительства Пермского края от 28.04.2023 № 328-п, которым принята новая программа проведения этих же спорных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, но в более поздние сроки (пункт 2).

В разделе I Программы № 328-п указано, что ранее действовавшая Программа № 288-п принималась без учета реального технического состояния многоквартирного жилищного фонда и показала отсутствие финансового обеспечения.

В разделе I также указано, что дальнейшее выполнение капитального ремонта жилищного фонда необходимо осуществлять в рамках настоящей Программы (№ 328-п), обеспеченной соответствующим финансированием, а также системой планирования и контроля, с учетом выполненных работ за период 2014-2023 годов в рамках реализации Программы № 288-п.

Таким образом, из буквального содержания Программы № 328-п следует, что с 01.09.2023 проведение капитального ремонта многоквартирных домов возможно в рамках именно этой программы с учетом выполненных работ в рамках Программы № 288-п.

Согласно постановлению Правительства Пермского края от 28.04.2023 № 327-п с 01.01.2024 утрачивает действие программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п.

Таким образом, на момент принятия судом решения, с 01.09.2023 вступила в силу Программа № 328-п, которой сроки проведения работ по капитальному ремонту фасада, фундамента, систем ГВС, теплоснабжения многоквартирного дома по адресу: **** 21, - 2042-2044 годы, крыши – 2072-2074 годы.

Судебная коллегия исходит из того обстоятельства, что на момент принятия судом решения 26.02.2024 действовала Программа № 328-п, а запланированные на 2023 год по Программе № 288-п спорные работы не были выполнены.

Исходя из раздела I Программы № 328-п (обоснование), вновь установленные сроки в отношении спорных работ определялись с учетом технического состояния конструкций и исходя из финансового обеспечения их выполнения.

Судебная коллегия также принимает во внимание результаты технического обследования дома по адресу: **** 21. Согласно техническому отчету ООО «Промэнерго-Аудит» от 19.11.2018 № 88 техническое состояние крыши оценивается как работоспособное, техническое состояние кровли оценивается как удовлетворительное, техническое состояние утеплителя чердачного перекрытия оценивается как удовлетворительное.

Удовлетворительное состояние конструкций означает категорию технического состояния, не требующую проведения ремонтно-восстановительных работ, работоспособное техническое состояние – это категория технического состояния, при которой некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и необходимая несущая способность конструкций и грунтов основания с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений обеспечивается.

Эксперт в заключении указывает о состоянии конструкций многоквартирного дома в целом как ограниченно-работоспособных (л.д. 74 т. 1). Им даны рекомендации для дальнейшей эксплуатации здания: дальнейшая эксплуатация конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: **** 21, допускается при выполнении рекомендаций данного отчета и проведения работ по капитальному ремонту. Для дальнейшей надежной эксплуатации здания необходимо осуществлять постоянный контроль над состоянием строительных конструкций здания. При появлении повреждений, влияющих на несущую способность основных конструкций здания, необходимо провести внеплановое обследование.

В суд апелляционной инстанции истцом представлена информация в отношении многоквартирного дома по адресу: **** 21, - акт осмотра технического состояния общего имущества собственников помещений в жилом доме по адресу: **** 21, от ноября 2023 года, где указано на необходимость капитального ремонта кровли. Аналогичный акт имеется в материалах дела (л.д. 78-80 т.1).

Вместе с тем, данная информация не может быть принята во внимание, поскольку не понятно, кто именно провел техническое обследование и дал квалифицированное заключение, что за время предыдущего обследования – 19.11.2018 (л.д. 65-74 т. 1) состояние крыши с работоспособного стало аварийным, требующим капитального ремонта.

При этом в материалах дела также имеется информация об оценке технического состояния многоквартирного дома по адресу: **** 21, по состоянию на 22.02.2024, где указано, что износ крыши составляет 20 %, что согласно Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» свидетельствует о том, что конструкция (отдельный элемент) (в рассматриваемом случае крыша) требует текущего, а не капитального ремонта (л.д. 8-9 т. 2).

Поскольку техническое состояние крыши являлось работоспособным (согласно вышеприведенному техническому заключению), то в рамках Программы № 288-п ее включение на этап 2021-2023 годов было необоснованным (без учета технического состояния и финансового обеспечения), что следует из приведенного обоснования раздела I Программы № 328-п.

По итогам технического обследования и, исходя из технического состояния, указанные конструкции запланированы к проведению капитального ремонта в рамках действующей с 01.09.2023 Программы № 328-п на 2072-2074 годы (крыша).

В связи с изложенным решение суда в части возложения на ответчика обязанности по обеспечению проведения работ по капитальному ремонту крыши не может быть признано законным и обоснованным, в данной части подлежит отмене, а требования истца в указанной части удовлетворению не подлежат.

При этом судебная коллегия отмечает, что собственники многоквартирного дома по адресу: **** 21, не принимали решений о проведении капитального ремонта крыши в соответствии с частями 4,5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также решений о переносе сроков на более ранние по сравнению со сроками Программы № 328-п.

В ответе на вопрос № 14 в Письме Минстроя России от 07.07.2014 № 12315-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации по вопросам организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» указано о возможности перенесения работ по капитальному ремонту на более ранние сроки при наличии соответствующего решения собрания собственников в порядке статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации. Таким образом, при наличии оснований собственники указанного многоквартирного дома вправе принять решение об изменении сроков выполнения работ по капитальному ремонту отдельных конструкций многоквартирного дома (крыши).

Однако, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в части возложения на ответчика - некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности по проведению работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, фасада, фундамента в многоквартирном доме, расположенном по адресу: **** 21.

Разрешая исковые требования Гореловой И.Н. к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в указанной части о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, фасада, фундамента, судом первой инстанции обоснованно учтено, что ответчиком длительное время не принимаются действенные и эффективные меры по своевременной реализации программы, краткосрочных планов 2021-2023 годов, что влечет нарушение прав граждан.

Доводы некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о том, что постановлением Правительства Пермского края № 328-П утверждена новая программа капитального ремонта, в связи с чем срок исполнения обязанности по проведению капитального ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, фасада, фундамента в отношении многоквартирного дома не наступил, отклоняются судебной коллегией на основании следующего.

При оценке правомерности заявленных исковых требований в обозначенной части юридически значимым обстоятельством при разрешении гражданско-правового спора является установление технического состояния конструктивных элементов многоквартирного дома, в данном случае внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, фасада, фундамента.

Согласно техническому отчету ООО «Промэнерго-Аудит» от 19.11.2018 № 88 техническое состояние фасада (наружных и внутренних стен) – ограниченно-работоспособное, физический износ составляет 55%; техническое состояние фундаментов оценивается как ограниченно-работоспособное, физический износ 55 %, техническое состояние инженерных сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения оценивается как неудовлетворительное.

Ограниченно - работоспособное состояние означает категорию технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, при которой имеются крены, дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного обрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация здания или сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости).

Неудовлетворительное состояние – категория технического состояния ограждающих конструкций, инженерных систем или их элементов, требующая проведения ремонтно-восстановительных работ или замены.

Согласно имеющейся в материалах дела информации об оценке технического состояния многоквартирного дома по адресу: г**** 21, по состоянию на 22.02.2024 износ фасада, (наружных ограждающих конструкций), фундамента, системы горячего водоснабжения, системы отопления составляет 55%, что согласно Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», свидетельствует о том, что конструкции (отдельные элементы)(в рассматриваемом случае внутридомовые инженерные системы теплоснабжения, горячего водоснабжения, фасад, фундамент) требуют проведения немедленного капитального ремонта (реконструкции) всего здания с восстановлением фундаментов, стен и полной заменой крыши, перекрытий и перегородок, полов, т.к. фундаменты, стены, перекрытия и перегородки имеют значительные неисправности при их массовом распространении по всему зданию; эксплуатация здания должна быть немедленно прекращена (общая характеристика технического состояния)(л.д. 8-9 т. 2).

Таким образом, при разрешении спора установлено техническое состояние указанных конструкций и инженерных систем названного многоквартирного дома, которое требует их капитальный ремонт. При том, что НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» длительное время не принимаются действенные и эффективные меры по своевременной реализации программы, что влечет нарушение прав граждан. Неисполнение НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности по проведению капитального ремонта указанных элементов многоквартирного дома в первоначально установленный региональной программой срок проведения капитального ремонта нарушает права собственников многоквартирного дома на безопасные и комфортные условия проживания, в том числе права истца. Обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме действующим законодательством возложена на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».

Доказательств, опровергающих заключение ООО «Промэнерго-Аудит» от 19.11.2018 № 88 о нахождении внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, фасада, фундамента многоквартирного дома в неудовлетворительном техническом состоянии, стороной ответчика не представлено.

Возможность дальнейшего безопасного функционирования внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, фасада, фундамента многоквартирного дома до даты, установленной в новой региональной программе (2042-2044 годы), утвержденной постановлением Правительства Пермского края №328-П от 28.04.2023, также допустимыми доказательствами не подтверждена.

В то же время из материалов дела следует, что указанные элементы многоквартирного дома находятся в недопустимом для эксплуатации состоянии, требуют проведения капитального ремонта, в связи с чем перенесение срока не основано на объективном осмотре многоквартирного дома и не может быть признано обоснованным.

Таким образом, при установленных по делу обстоятельствах, учитывая невыполнение ответчиком - НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в установленный срок обязанности по проведению капитального ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, фасада, фундамента многоквартирного дома, их нахождение в неудовлетворительном техническом состоянии, что подтверждается заключением специализированной организации, принятие новой региональной программы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края №328-П от 28.04.2023, не может являться основанием для освобождения некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» от исполнения обязанности по проведению ранее предусмотренных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.

Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку указанные в решении обязанности регионального оператора уже установлены в силу закона, то требования истца о возложении на ответчика соответствующих обязанностей не подлежали удовлетворению, отмену решения суда не влекут. При условии, что в рамках разрешения настоящего спора установлен факт неисполнения ответчиком обязанностей по организации проведения капитального ремонта в конкретном многоквартирном доме по адресу: **** 21, возложение судом на Фонд соответствующих обязанностей закону не противоречит.

Доводы заявителя о невозможности понуждения ответчика к исполнению обязанности в натуре состоятельными признаны быть не могут. В соответствии со статьей 22 Закона Пермского края № 304-ПК предметом деятельности регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, в том числе финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (часть 1).

Основными целями деятельности регионального оператора являются организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных, не запрещенных законом, источников финансирования (часть 2).

Вопреки вышеуказанным доводам апелляционной жалобы на ответчика возложена обязанность осуществить действия по организации проведения капитального ремонта, предусмотренные Законом Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК. При том, что, как было установлено при разрешении спора, в нарушение требований закона региональным оператором каких-либо действий, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, фасада, фундамента в спорном многоквартирном доме в сроки, предусмотренные региональной программой, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, предпринято не было, тогда как проведение капитального ремонта указанных элементов общего имущества многоквартирного дома было необходимо до принятия новой региональной программы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края №328-П от 28.04.2023. Мероприятия по организации проведения капитального ремонта спорного многоквартирного дома не проводятся длительное время. Таким образом, длительное бездействие Фонда по исполнению возложенных на него обязанностей нарушает права граждан, проживающих в данном многоквартирном доме, посягает на их безопасность и сохранность их личного имущества.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 26.02.2024 отменить в части возложения на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по капитальному ремонту крыши в многоквартирном доме, расположенном по адресу: **** 21.

В указанной части принять новое решение.

Исковые требования Гореловой Ирины Николаевны к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по капитальному ремонту крыши в многоквартирном доме, расположенном по адресу: **** 21, оставить без удовлетворения.

В остальной части решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 26.02.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное определение изготовлено дата.

УИД 59RS0028-01-2023-002438-26

Дело № 33-7717/2024 (2-65/2024)

Судья: Войтко Н.Р.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Пермь 18.07.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Гладковой О.В.

и судей Петуховой Е.В., Владыкиной О.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дьяковой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гореловой Ирины Николаевны к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме,

по апелляционной жалобе некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 26.02.2024.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Горелова И.Н. обратилась с иском к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (далее – Фонд капитального ремонта, Фонд) о возложении обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, крыши, фасада, фундамента в многоквартирном доме, расположенном по адресу: **** 21, возложении обязанности на администрацию Лысьвенского городского округа обеспечить участие в приемке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту в составе комиссии, созданной НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».

В обоснование требований указала на то, что является собственником жилого помещения – квартиры № ** в доме № 21 по ул. ****. Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-П утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы. Данной региональной Программой предусмотрено выполнение в многоквартирном доме по адресу: **** 21, в период с 2021 года по 2023 года работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, крыши, фасада, фундамента. В целях формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений указанного многоквартирного дома взносы на капитальный ремонт перечисляются на счет регионального оператора. В нарушение указанных норм ответчиком вышеуказанные обязанности по проведению работ по капитальному ремонту данного дома в 2021-2023 годах исполнены не были, каких-либо уважительных причин отсутствия капитального ремонта не представлено. Указанные факты нарушают ее жилищные права на гарантированное федеральным законодательством проведение капитального ремонта в многоквартирных домах.

Производство по делу в части требований к администрации Лысьвенского городского округа прекращено, о чем судом вынесено отдельное определение.

В судебном заседании истец Горелова И.Н. и ее представитель Огородова Е.Е. требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель Фонда капитального ремонта в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, направил письменные возражения, в которых с иском не согласился.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменных возражениях просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель управляющей организации - общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Сервис Плюс № 1» (далее – ООО УК Сервис Плюс № 1) в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании указала на то, что обязанности по организации проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по ул. **** 21 в г. Лысьве Пермского края региональным оператором не выполнены.

Представитель администрации Лысьвенского городского округа и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Лысьвенского городского округа в судебное заседание не явились.

Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 26.02.2024 постановлено:

возложить обязанность на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, крыши, фасада, фундамента в многоквартирном доме, расположенном по адресу **** 21.

В апелляционной жалобе некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» просит названое решение суда отменить, указывая на то, что работы должны производиться не ранее назначенного срока. Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта, многоквартирный дом по адресу: **** 21, включен в Программу с плановым проведением ремонтов отдельных элементов с 2017 по 2044. С 01.01.2024 вступила в силу новая региональная программа по капитальному ремонту, сроки проведения работ по капитальному ремонту отдельных элементов указанного многоквартирного дома изменились, установлены до 2074 года. При переносе сроков проведения капитального ремонта элементов многоквартирного дома в соответствии с ежегодно актуализируемым краткосрочным планом в рамках одного этапа Программы решения собственников в порядке части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации не требовалось.

Заявитель считает необходимым принять во внимание результаты технического обследования многоквартирного дома по адресу: **** 21. Согласно техническому отчету ООО «Промэнерго-Аудит» №88 на 2018 год по результатам визуального технического обследования строительных конструкций здания, расположенного по адресу ****21, техническое состояние крыши - работоспособное, фактический износ составляет 20 %; фундамента - ограниченно работоспособное, фактический износ составляет 55 %; фасада - ограниченно работоспособное, фактический износ составляет 55 %. Срок проведения работ по ремонту в соответствии с региональной программой установлен в период 2042-2044, что позволяет осуществлять функционирование указанных конструктивных элементов в ближайшее время до момента проведения работ в указанном периоде.

При наличии оснований собственники указанного многоквартирного дома вправе принять решение об изменении сроков выполнения работ по капитальному ремонту отдельных конструкций.

Работы должны производиться не ранее назначенного срока.

Обязанности регионального оператора закреплены в статье 24 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края». Заявленные истцом требования подлежат отклонению в связи с тем, что обязанность регионального оператора по проведению капитального ремонта уже установлена в силу закона. Исполнение обязанности в натуре невозможно также и по объективным причинам, т.к. Фонд исполняет региональную программу путем заключения соответствующих договоров с подрядными организациями. Поэтому требования о понуждении к исполнению обязательства в натуре не могут быть предъявлены к Фонду. Заключение соответствующих договоров не является исполнением обязательства в натуре, поскольку само понуждение к исполнению обязанности в натуре вытекает из существа договорного правоотношения, является мерой договорной ответственности. Более того, требования не могли бы быть предъявлены и к подрядчику. В данном случае отсутствуют основания для применения мер гражданско-правовой ответственности согласно главе 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку собственники жилых и нежилых помещений и иные жильцы многоквартирных домов не являются стороной обязательственного правоотношения с Фондом. Истец не указал на отношения, в которых он состоит с Фондом, то есть не указал нарушенного предмета обязательства.

Изменение сроков в региональной программе вызвано рядом причин, одна из которых - дефицит денежных средств в Пермском крае. Проведение работ по спорному многоквартирному дому возможно при условии субсидирования и (или) за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт, в соответствии с частью 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Региональный оператор осуществляет исполнение обязанностей по организации проведения капитального ремонта на основании региональной программы, в соответствии со статьей 190 Жилищного кодекса Российской Федерации. Органом ответственным за разработку и изменение региональной программы является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Региональная программа утверждается постановлением Правительства Пермского края. С принятием новой региональной программы отдельным постановлением Правительства Пермского края с 01.01.2024 отменяется предыдущая программа. Исходя из изложенного следует сделать вывод об отсутствии доказательств неисполнения Фондом региональной программы и отсутствии юридических оснований для присуждения к исполнению обязательств в натуре, поскольку отсутствует нарушенное право истца.

Понуждение к исполнению обязанности в натуре невозможно, поскольку исполнение такой обязанности будет противоречить постановлению Правительства Пермского края № 328-П. Фонд также не должен нести гражданско-правовую ответственность, поскольку не нарушает обязательств по указанному истцом договору, не создал оснований для возникновения внедоговорной ответственности, исполняет свои обязанности путем заключения договоров с подрядными организациями.

Доводы представителя истца являются ошибочными, поскольку Фонд не обязан производить указанные виды работ в срок до 31.12.2023. Фонд укладывается в установленные новой региональной программой сроки и не нарушает жилищное законодательство.

В деле имеются возражения Гореловой И.Н., ее представителя Огородовой Е.Е. на поданную ответчиком – НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» апелляционную жалобу, в которых указано на отсутствие оснований к отмене решения суда.

От Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором указано на наличие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».

В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

От истца Гореловой И.Н. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Стороной истца по запросу судебной коллегии представлен акт осмотра технического состояния общего имущества собственников помещений в жилом доме по адресу: **** 21, от ноября 2023.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и установлено судом при разрешении спора, что постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта.

Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта» (далее – Программа № 288-п).

Указанной Программой № 288-п предусмотрено выполнение в многоквартирном доме по адресу: **** 21 в период с 2018 года по 2020 год работ по комплексному обследованию технического состояния многоквартирного дома в целях проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и ремонту внутридомовых инженерных систем.

В рамках региональной программы в 2018 году Фондом капитального ремонта организовано комплексное обследование технического состояния многоквартирного дома по адресу: **** 21.

Согласно техническому отчету № 78, составленному ООО «Промэнерго-Аудит» (л.д. 65-74), и принятому по акту от 04.12.2018 комиссией, сформированной Фондом (л.д. 75-76) по результатам обследования состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу **** 21, установлено: выгорание окрасочного слоя цоколя; отслаивание и разрушение штукатурного слоя цоколя; разрушение отмостки; биокоррозия цоколя и отмостки; выгорание окрасочного слоя наружных стен, трещины в стыках шлакоблоков; замачивание стен в подвале, сырость; выпадение кирпича в стенах подвала; отслаивание, разрушение штукатурного слоя стен, трещины в местах сопряжения со смежными конструкциями; замачивание перекрытий, оголение арматуры в плитах перекрытия; замачивание карниза и трещины по карнизу; следы замачивания стропильной системы крыши; оконные деревянные переплеты и коробки рассохлись, покоробились; отсутвуют некоторые оконные отливы; отслаивание окрасочного слоя оконных блоков; дверные коробки перекошены; отслоение окрасочного слоя дверных полотен и повреждения; сколы и отслоение плитки по полу, разрушение и сколы бетона крылец; стертость и сколы ступеней лестниц; замачивание и загнивание деревянных конструкций козырьков; раскрошивание балконных плит; трещины на нижней поверхности балконных плит, оголение арматуры; поражение ржавчиной водонесущих инженерных коммуникаций отопления; нарушение целостности теплоизоляции участка трубопровода системы отопления; капельные течи системы отопления; капельные течи в местах врезки кранов и запорной арматуры системы холодного водоснабжения; поражение коррозией сетей холодного и горячего водоснабжения, утечки воды, течи в местах соединения приборов сети водоотведения; повреждение трубопроводов водоотведения ржавчиной, разрушение изоляционного слоя, общее моральное устаревание элементов системы электроснабжения, ненадежные скрутки электрических проводов.

Установлено неудовлетворительное состояние окон, дверей, полов, крылец, лестниц, отмостки, балконов, инженерных сетей теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения.

При этом неудовлетворительное состояние – категория технического состояния конструкций, инженерных систем или их элементов, требующая проведения ремонтно-восстановительных работ или замены. Фактический износ здания на момент обследования составляет 55%. Дальнейшая эксплуатация конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: **** 21, допускается при выполнении рекомендаций данного отчета по капитальному ремонту. По результатам обследования рекомендовано проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения в 2019 году, ремонт крыши – в 2022 году, ремонт перекрытий – в 2019 году, ремонт фундамента – в 2019 году.

Согласно приложению 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, крыши, фасада и фундамента многоквартирного жилого дома по адресу: **** 21 предусмотрено в период 2021-2023 годы.

Как следует из представленных ответчиком сведений и документов в рамках предусмотренных Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 (л.д. 157-173) Фондом капитального ремонта было организовано проведение обследования состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: **** 21, организованы работы по подготовке проекта капитального ремонта общего имущества, сметной документации, а также договор на строительный контроль в целях обеспечения качества проведения работ по ремонту систем электроснабжения.

Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции, проанализировав фактические обстоятельства по делу, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 2, 12, 13, 166, 168, 178, 182, 188, 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 21, 22, 24 Закона Пермского края № 304-ПК от 11.03.2014 «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края», исходил из того, что, несмотря на проведение обследования конструкций и инженерных систем многоквартирного жилого дома по адресу: **** 21, и установления необходимости проведения капитального ремонта, до настоящего времени ответчиком проведение спорных работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме, расположенном по адресу: **** 21 не организовано, что подтверждается представленными в материалы дела документами.

Учитывая, что установленные нормативные сроки эксплуатации зданий и отдельных элементов зданий до капитального ремонта с момента постройки многоквартирного жилого дома по ул. **** 21 в г. Лысьве Пермского края истекли, работы по капитальному ремонту не проводились, по результатам обследования технического состояния, проведенного ООО «Промэнерго-Аудит» в 2018 году, выявлено неудовлетворительное состояние внутридомовых инженерных систем, крыши, фасада, фундамента, систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, рекомендованные сроки проведения работ по капитальному ремонту по результатам обследования, а также установленные Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы сроки проведения капитального ремонта в 2021-2023 годах, суд сделал вывод о наличии необходимости проведения спорных работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома по ул. **** 21 в г. Лысьве Пермского края.

В доводах апелляционной жалобы ответчик – заявитель жалобы указывает на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку в настоящее время изменились сроки проведения заявленных в иске спорных работ в соответствии с утверждением постановлением Правительства Пермского края от 28.04.2023 № 328-п новой региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2024-2074 годы (далее – Программа № 328-п), а также на необходимость учета технического состояния конструкций названного многоквартирного дома.

Судебная коллегия считает частично заслуживающими внимания указанные доводы апелляционной жалобы (в части возложения на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта крыши) в связи со следующим.

Судебная коллегия принимает во внимание, что с 01.09.2023 вступило в силу постановление Правительства Пермского края от 28.04.2023 № 328-п, которым принята новая программа проведения этих же спорных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, но в более поздние сроки (пункт 2).

В разделе I Программы № 328-п указано, что ранее действовавшая Программа № 288-п принималась без учета реального технического состояния многоквартирного жилищного фонда и показала отсутствие финансового обеспечения.

В разделе I также указано, что дальнейшее выполнение капитального ремонта жилищного фонда необходимо осуществлять в рамках настоящей Программы (№ 328-п), обеспеченной соответствующим финансированием, а также системой планирования и контроля, с учетом выполненных работ за период 2014-2023 годов в рамках реализации Программы № 288-п.

Таким образом, из буквального содержания Программы № 328-п следует, что с 01.09.2023 проведение капитального ремонта многоквартирных домов возможно в рамках именно этой программы с учетом выполненных работ в рамках Программы № 288-п.

Согласно постановлению Правительства Пермского края от 28.04.2023 № 327-п с 01.01.2024 утрачивает действие программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п.

Таким образом, на момент принятия судом решения, с 01.09.2023 вступила в силу Программа № 328-п, которой сроки проведения работ по капитальному ремонту фасада, фундамента, систем ГВС, теплоснабжения многоквартирного дома по адресу: **** 21, - 2042-2044 годы, крыши – 2072-2074 годы.

Судебная коллегия исходит из того обстоятельства, что на момент принятия судом решения 26.02.2024 действовала Программа № 328-п, а запланированные на 2023 год по Программе № 288-п спорные работы не были выполнены.

Исходя из раздела I Программы № 328-п (обоснование), вновь установленные сроки в отношении спорных работ определялись с учетом технического состояния конструкций и исходя из финансового обеспечения их выполнения.

Судебная коллегия также принимает во внимание результаты технического обследования дома по адресу: **** 21. Согласно техническому отчету ООО «Промэнерго-Аудит» от 19.11.2018 № 88 техническое состояние крыши оценивается как работоспособное, техническое состояние кровли оценивается как удовлетворительное, техническое состояние утеплителя чердачного перекрытия оценивается как удовлетворительное.

Удовлетворительное состояние конструкций означает категорию технического состояния, не требующую проведения ремонтно-восстановительных работ, работоспособное техническое состояние – это категория технического состояния, при которой некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и необходимая несущая способность конструкций и грунтов основания с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений обеспечивается.

Эксперт в заключении указывает о состоянии конструкций многоквартирного дома в целом как ограниченно-работоспособных (л.д. 74 т. 1). Им даны рекомендации для дальнейшей эксплуатации здания: дальнейшая эксплуатация конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: **** 21, допускается при выполнении рекомендаций данного отчета и проведения работ по капитальному ремонту. Для дальнейшей надежной эксплуатации здания необходимо осуществлять постоянный контроль над состоянием строительных конструкций здания. При появлении повреждений, влияющих на несущую способность основных конструкций здания, необходимо провести внеплановое обследование.

В суд апелляционной инстанции истцом представлена информация в отношении многоквартирного дома по адресу: **** 21, - акт осмотра технического состояния общего имущества собственников помещений в жилом доме по адресу: **** 21, от ноября 2023 года, где указано на необходимость капитального ремонта кровли. Аналогичный акт имеется в материалах дела (л.д. 78-80 т.1).

Вместе с тем, данная информация не может быть принята во внимание, поскольку не понятно, кто именно провел техническое обследование и дал квалифицированное заключение, что за время предыдущего обследования – 19.11.2018 (л.д. 65-74 т. 1) состояние крыши с работоспособного стало аварийным, требующим капитального ремонта.

При этом в материалах дела также имеется информация об оценке технического состояния многоквартирного дома по адресу: **** 21, по состоянию на 22.02.2024, где указано, что износ крыши составляет 20 %, что согласно Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» свидетельствует о том, что конструкция (отдельный элемент) (в рассматриваемом случае крыша) требует текущего, а не капитального ремонта (л.д. 8-9 т. 2).

Поскольку техническое состояние крыши являлось работоспособным (согласно вышеприведенному техническому заключению), то в рамках Программы № 288-п ее включение на этап 2021-2023 годов было необоснованным (без учета технического состояния и финансового обеспечения), что следует из приведенного обоснования раздела I Программы № 328-п.

По итогам технического обследования и, исходя из технического состояния, указанные конструкции запланированы к проведению капитального ремонта в рамках действующей с 01.09.2023 Программы № 328-п на 2072-2074 годы (крыша).

В связи с изложенным решение суда в части возложения на ответчика обязанности по обеспечению проведения работ по капитальному ремонту крыши не может быть признано законным и обоснованным, в данной части подлежит отмене, а требования истца в указанной части удовлетворению не подлежат.

При этом судебная коллегия отмечает, что собственники многоквартирного дома по адресу: **** 21, не принимали решений о проведении капитального ремонта крыши в соответствии с частями 4,5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также решений о переносе сроков на более ранние по сравнению со сроками Программы № 328-п.

В ответе на вопрос № 14 в Письме Минстроя России от 07.07.2014 № 12315-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации по вопросам организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» указано о возможности перенесения работ по капитальному ремонту на более ранние сроки при наличии соответствующего решения собрания собственников в порядке статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации. Таким образом, при наличии оснований собственники указанного многоквартирного дома вправе принять решение об изменении сроков выполнения работ по капитальному ремонту отдельных конструкций многоквартирного дома (крыши).

Однако, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в части возложения на ответчика - некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности по проведению работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, фасада, фундамента в многоквартирном доме, расположенном по адресу: **** 21.

Разрешая исковые требования Гореловой И.Н. к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в указанной части о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, фасада, фундамента, судом первой инстанции обоснованно учтено, что ответчиком длительное время не принимаются действенные и эффективные меры по своевременной реализации программы, краткосрочных планов 2021-2023 годов, что влечет нарушение прав граждан.

Доводы некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о том, что постановлением Правительства Пермского края № 328-П утверждена новая программа капитального ремонта, в связи с чем срок исполнения обязанности по проведению капитального ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, фасада, фундамента в отношении многоквартирного дома не наступил, отклоняются судебной коллегией на основании следующего.

При оценке правомерности заявленных исковых требований в обозначенной части юридически значимым обстоятельством при разрешении гражданско-правового спора является установление технического состояния конструктивных элементов многоквартирного дома, в данном случае внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, фасада, фундамента.

Согласно техническому отчету ООО «Промэнерго-Аудит» от 19.11.2018 № 88 техническое состояние фасада (наружных и внутренних стен) – ограниченно-работоспособное, физический износ составляет 55%; техническое состояние фундаментов оценивается как ограниченно-работоспособное, физический износ 55 %, техническое состояние инженерных сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения оценивается как неудовлетворительное.

Ограниченно - работоспособное состояние означает категорию технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, при которой имеются крены, дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного обрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация здания или сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости).

Неудовлетворительное состояние – категория технического состояния ограждающих конструкций, инженерных систем или их элементов, требующая проведения ремонтно-восстановительных работ или замены.

Согласно имеющейся в материалах дела информации об оценке технического состояния многоквартирного дома по адресу: г**** 21, по состоянию на 22.02.2024 износ фасада, (наружных ограждающих конструкций), фундамента, системы горячего водоснабжения, системы отопления составляет 55%, что согласно Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», свидетельствует о том, что конструкции (отдельные элементы)(в рассматриваемом случае внутридомовые инженерные системы теплоснабжения, горячего водоснабжения, фасад, фундамент) требуют проведения немедленного капитального ремонта (реконструкции) всего здания с восстановлением фундаментов, стен и полной заменой крыши, перекрытий и перегородок, полов, т.к. фундаменты, стены, перекрытия и перегородки имеют значительные неисправности при их массовом распространении по всему зданию; эксплуатация здания должна быть немедленно прекращена (общая характеристика технического состояния)(л.д. 8-9 т. 2).

Таким образом, при разрешении спора установлено техническое состояние указанных конструкций и инженерных систем названного многоквартирного дома, которое требует их капитальный ремонт. При том, что НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» длительное время не принимаются действенные и эффективные меры по своевременной реализации программы, что влечет нарушение прав граждан. Неисполнение НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности по проведению капитального ремонта указанных элементов многоквартирного дома в первоначально установленный региональной программой срок проведения капитального ремонта нарушает права собственников многоквартирного дома на безопасные и комфортные условия проживания, в том числе права истца. Обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме действующим законодательством возложена на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».

Доказательств, опровергающих заключение ООО «Промэнерго-Аудит» от 19.11.2018 № 88 о нахождении внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, фасада, фундамента многоквартирного дома в неудовлетворительном техническом состоянии, стороной ответчика не представлено.

Возможность дальнейшего безопасного функционирования внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, фасада, фундамента многоквартирного дома до даты, установленной в новой региональной программе (2042-2044 годы), утвержденной постановлением Правительства Пермского края №328-П от 28.04.2023, также допустимыми доказательствами не подтверждена.

В то же время из материалов дела следует, что указанные элементы многоквартирного дома находятся в недопустимом для эксплуатации состоянии, требуют проведения капитального ремонта, в связи с чем перенесение срока не основано на объективном осмотре многоквартирного дома и не может быть признано обоснованным.

Таким образом, при установленных по делу обстоятельствах, учитывая невыполнение ответчиком - НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в установленный срок обязанности по проведению капитального ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, фасада, фундамента многоквартирного дома, их нахождение в неудовлетворительном техническом состоянии, что подтверждается заключением специализированной организации, принятие новой региональной программы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края №328-П от 28.04.2023, не может являться основанием для освобождения некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» от исполнения обязанности по проведению ранее предусмотренных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.

Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку указанные в решении обязанности регионального оператора уже установлены в силу закона, то требования истца о возложении на ответчика соответствующих обязанностей не подлежали удовлетворению, отмену решения суда не влекут. При условии, что в рамках разрешения настоящего спора установлен факт неисполнения ответчиком обязанностей по организации проведения капитального ремонта в конкретном многоквартирном доме по адресу: **** 21, возложение судом на Фонд соответствующих обязанностей закону не противоречит.

Доводы заявителя о невозможности понуждения ответчика к исполнению обязанности в натуре состоятельными признаны быть не могут. В соответствии со статьей 22 Закона Пермского края № 304-ПК предметом деятельности регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, в том числе финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (часть 1).

Основными целями деятельности регионального оператора являются организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных, не запрещенных законом, источников финансирования (часть 2).

Вопреки вышеуказанным доводам апелляционной жалобы на ответчика возложена обязанность осуществить действия по организации проведения капитального ремонта, предусмотренные Законом Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК. При том, что, как было установлено при разрешении спора, в нарушение требований закона региональным оператором каких-либо действий, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, фасада, фундамента в спорном многоквартирном доме в сроки, предусмотренные региональной программой, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, предпринято не было, тогда как проведение капитального ремонта указанных элементов общего имущества многоквартирного дома было необходимо до принятия новой региональной программы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края №328-П от 28.04.2023. Мероприятия по организации проведения капитального ремонта спорного многоквартирного дома не проводятся длительное время. Таким образом, длительное бездействие Фонда по исполнению возложенных на него обязанностей нарушает права граждан, проживающих в данном многоквартирном доме, посягает на их безопасность и сохранность их личного имущества.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 26.02.2024 отменить в части возложения на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по капитальному ремонту крыши в многоквартирном доме, расположенном по адресу: **** 21.

В указанной части принять новое решение.

Исковые требования Гореловой Ирины Николаевны к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по капитальному ремонту крыши в многоквартирном доме, расположенном по адресу: **** 21, оставить без удовлетворения.

В остальной части решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 26.02.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное определение изготовлено дата.

33-7717/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Горелова Ирина Николаевна
Ответчики
Администрация Лысьвенского городского округа Пермского края
НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае"
Другие
Министерство ЖКХ и благоустройства Пермского края
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Лысьвенского городского округа
Огородова Елена Евгеньевна
ООО УК "Сервис Плюс №1"
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Петухова Елена Валентиновна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
04.06.2024Передача дела судье
11.07.2024Судебное заседание
18.07.2024Судебное заседание
24.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2024Передано в экспедицию
18.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее