Дело № 2а-108/2021
УИД: 51RS0020-01-2021-000098-72
Мотивированное решение изготовлено 21.04.2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 апреля 2021 года город Полярный
Полярный районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Болотской Р.В.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области к Кириченко Е. Ю. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области) обратилась в суд с административным иском к Кириченко Е.Ю. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.
В обоснование требований указано, что Кириченко Е.Ю. является адвокатом и в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязана уплачивать законно установленные страховые взносы. Налоговой инспекцией в адрес Кириченко Е.Ю. направлено требование №... от 02 апреля 2020 года со сроком уплаты до 06 мая 2020 года, которое до настоящего времени не исполнено налогоплательщиком. Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляет 29 354,00 рублей и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 549,90 рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование составляет 6 884 рублей и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 128,96 рублей.
10 июля 2020 года по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка №1 Александровского судебного района Мурманской области вынесен судебный приказ №2а-3131/2020 о взыскании с Кириченко Е.Ю. суммы задолженности по страховым взносам и пени, который отменен определением мирового судьи 27 июля 2020 года в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
В связи с чем, Межрайонная ИФНС России №9 по Мурманской области просит взыскать с Кириченко Е.Ю. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354,00 рублей за 2019 год, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 549,90 рублей, а также задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 6 884,00 рублей за 2019 год и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 128,96 рублей.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик Кириченко Е.Ю., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении административного дела в свое отсутствие. В ходе рассмотрения дела с исковыми требованиями не согласилась, указала, что административным истцом пропущен срок обращения с иском в суд, а также не представлено доказательств о сумме ее дохода.
Протокольным определением от 22 марта 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная ИФНС России № 2 по Мурманской области.
Заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 2 по Мурманской области извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, о причинах неявки суд не уведомило.
В соответствии с положениями части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела.
Исследовав материалы административного дела, материалы административного дела №2а-3131/2020, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год.
Статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации установлены тарифы страховых взносов.
Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
На основании части 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей по состоянию на дату возникновения у ответчика обязанности по уплате взносов) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей.
В силу статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Материалами дела и в ходе рассмотрения дела подтверждено, что Кириченко Е.Ю. имеет статус адвоката и является страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.
В нарушение требований статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате страховых взносов за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года административным ответчиком Кириченко Е.Ю. не исполнена, что привело к возникновению задолженности по уплате страховых взносов за указанный период.
Налоговым органом административному ответчику Кириченко Е.Ю. за 2019 год начислена сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 рублей и обязательное медицинское страхование в размере 6 884 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 9 приведенной правовой нормы правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку сумма страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в установленные сроки не была уплачена, налоговый орган в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислил административному ответчику пени за неуплату обязательных платежей в общем размере 678,86 рублей, из которых размер пени на обязательное пенсионное страхование составляет 549,90 рублей, размер пени на обязательное медицинское страхование составляет 128,96 рублей.
06 апреля 2020 года Межрайонной ИФНС России №9 по Мурманской области в адрес Кириченко Е.Ю. направлено требование №... от 02 апреля 2020 года об уплате страховых взносов и пени в срок до 06 мая 2020 года, которое до настоящего времени налогоплательщиком не исполнено.
Согласно расчету, представленному налоговым органом, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляет 29 354,00 рубля и пени в размере 549,90 рублей, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование составляет 6 884,00 рублей и пени в размере 128,96 рублей.
Доводы административного ответчика Кириченко Е.Ю. о недоказанности административным истцом суммы ее дохода, опровергаются представленной в материалы дела справкой о доходах и суммах налога физического лица за 2019 год №4 от 14.05.2020, в которой сумма дохода Кириченко Е.Ю. составляет 208 000 рублей (л.д. 62, 64).
Анализируя приведенные правовые нормы в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, принимая во внимание, что Кириченко Е.Ю. в спорный период времени являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и обязана была самостоятельно уплачивать страховые взносы, однако такую обязанность не исполнила, суд приходит к выводу об обосновании заявленных Межрайонной ИФНС России №9 по Мурманской области требований административного иска.
Расчет задолженности по страховым взносам и пени произведен налоговым органов в соответствии с требованиями статей 75, 430 Налогового кодекса Российской Федерации, административным ответчиком не оспорен, в связи с чем, принимается судом.
Доказательств, свидетельствующих об исполнении обязанности по уплате страховых взносов и пени за указанный период в добровольном порядке, административным ответчиком в нарушение требований статей 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.
Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регулируется главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 2 приведенной правовой нормы заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года №62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Исходя из смысла приведенных правовых норм в совокупности с разъяснениями по их применению, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей, процессуальных полномочий для проверки вынесения мировым судьей судебного приказа у районного суда при рассмотрении административного дела не имеется.
Материалами дела подтверждено, что 06 июля 2020 года в связи с неуплатой административным ответчиком обязательных платежей и санкций Межрайонная ИФНС России №9 по Мурманской области обратилась к мировому судье судебного участка №1 Александровского судебного района Мурманской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Кириченко Е.Ю. задолженности по страховым взносам и пени.
10 июля 2020 года мировым судьей судебного участка №1 Александровского судебного района Мурманской области выдан судебный приказ №2а-3131/2020 о взыскании с Кириченко Е.Ю. задолженности по страховым взносам за 2019 год и пени, который отменен 27 июля 2020 года в связи с подачей должником возражений относительно его исполнения.
Принимая во внимание, что настоящее административное исковое заявление направлено налоговым органом посредством почтовой связи 30 декабря 2020 года, вопреки доводам административного ответчика Кириченко Е.Ю. о пропуске установленного законом срок для обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, суд приходит к выводу, что срок, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, обращения в суд с требованием о взыскании страховых взносов и пени в порядке искового производства не пропущен.
При таких обстоятельствах, с Кириченко Е.Ю. в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 рублей и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 549,90 рублей копеек, а также задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6 884 рублей и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 128,96 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области к Кириченко Е. Ю. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени - удовлетворить.
Взыскать с Кириченко Е. Ю. в доход соответствующего бюджета задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 рубля, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 549 рублей 90 копеек, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6 884 рубля и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 128 рублей 96 копеек, а всего 36 916 рублей 86 копеек.
Взыскать с Кириченко Е. Ю. в бюджет муниципального образования государственную пошлину в размере 1 397 рублей 51 копейку.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Мурманский областной суд через Полярный районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Р.В. Болотская