Дело №2-1-1157/2023
64RS0007-01-2023-002429-71
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 ноября 2023 года город Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Шапкиной И.М.,
при секретаре Гаврилюк Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Саратовской области «Центр занятости населения Саратовской области» к Обидиной Елене Александровне о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Государственное казенное учреждение Саратовской области «Центр занятости населения Саратовской области» обратилось в суд с иском к Обидиной Е.А. о взыскании неосновательно полученного пособия по безработице в размере <данные изъяты> коп., расходов по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> коп.
Свои требования истец мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ Обидина Е.А. признана безработной, размеры пособия составили: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб.; ДД.ММ.ГГГГ поступили сведения, что с ДД.ММ.ГГГГ ответчик имела статус индивидуального предпринимателя. На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Обидиной Е.А. приостановлена выплата пособия, с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ истцом прекращена выплата пособия, Обидина Е.А. снята с учета в связи с признанием гражданина занятым. В исковом заявлении истец указывает о том, что поскольку ответчик являлась занятой на момент обращения в Центр занятости населения, однако скрыла данный факт, соответственно, соответственно, она не имела права на получение статуса безработного и получение пособия по безработице с даты обращения. ДД.ММ.ГГГГ Обидиной Е.А. направлено уведомление о возврате незаконно полученного пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб., однако до настоящего времени необоснованно полученное пособие ответчиком не возвращено.
Истец Государственное казенное учреждение Саратовской области «Центр занятости населения Саратовской области», представитель истца по доверенности Петракова Е.А. при надлежащем извещении, не явились в судебное заседание, в просительной части искового заявления содержится просьба истца о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик Обидина Е.А. надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, возражения на иск не представила.
Третье лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 22 по Саратовской области, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 2 ст. 40 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее Закон N 1032-1) сумма излишне выплаченного пособия по безработице подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является неосновательное обогащение. При рассмотрении требований о взыскании неосновательного обогащения должны быть установлены факт такого обогащения и его размер.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ).
Исходя из вышеизложенных норм права следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Поскольку добросовестность получателя спорных денежных средств презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственных пособий и льгот.
Следовательно, к спорным отношениям подлежат применению положения п. 3 ст. 1109 ГК РФ о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом РФ N 1032-1 «О занятости населения в РФ».
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона N 1032-1).
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона N 1032-1). Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (п. 1 ст. 31 Закон N 1032-1).
Статьей 2, абзацем 8 пункта 3 статьи 3 Закона N 1032-1 предусмотрено, что безработными не могут быть признаны, помимо прочих, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели); граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 года N 460 утверждены "Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" (далее Временные правила), в соответствии с п. 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции. Временные правила действовали в период с 09.04.2020 по 31.12.2022 года, а потому подлежат применению к спорным отношениям.
Согласно п. 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (п. 3 Временных правил).
В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (п. 9 Временных правил).
Согласно п. 17 Временных правил, центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.
В соответствии с п. 18(1) Временных правил, граждане, состоящие на регистрационном учете в качестве безработных, через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала, либо иным доступным способом уведомляются о том, что в случае отнесения их к категории занятых граждан в период безработицы, в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" они обязаны в течение 3 рабочих дней с даты возникновения данных изменений проинформировать об этом центры занятости населения.
Пунктом 19 Временных правил установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абз. 2 п. 19 Временных правил).
Из указанных норм следует, что зарегистрированный в установленном порядке гражданин в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает статус безработного и подлежит снятию с учета, соответственно, ему не подлежит выплата и пособие по безработице. Излишне выплаченное такому гражданину пособие может быть взыскано с него при доказанности недобросовестности гражданина.
При рассмотрении дел данной категории, юридически значимым обстоятельством, с учетом заявленных исковых требований, а также регулирующих спорные отношения норм материального права, является установление факта уведомления гражданина о том, что в случае отнесения его к категории занятых граждан в период безработицы, он обязан в течение 3 рабочих дней, с даты возникновения изменений в его трудовой или иной деятельности, проинформировать об этом Центр занятости, а также установление факта недобросовестности гражданина, не исполнившего такой обязанности.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Обидина Е.А. в целях поиска работы обратилась в дистанционной форме через портал "Работа в России" в Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Саратова» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске работы, признании безработной и назначении пособия по безработице по месту проживания, указав последнее место работы ООО «<данные изъяты>», с датой увольнения ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-14).
В соответствии с представленными данными, Обидиной Е.А. присвоен статус безработного и назначено пособие по безработице.
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № Обидиной Е.А. начислено пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере - <данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 75% среднего заработка гражданина (<данные изъяты> руб.) - <данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 60% среднего заработка гражданина (<данные изъяты> руб.) - <данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 60% среднего заработка гражданина (<данные изъяты> руб.) – <данные изъяты> руб. (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ истцом установлен факт наличия у Обидиной Е.А. статуса индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-30).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, Обидиной Е.А. приостановлена выплата пособия по безработице (л.д. 16).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, Обидиной Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ прекращена выплата пособия по безработице, в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 Закон N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации" (л.д. 17).
Приказом № П3437/21 от ДД.ММ.ГГГГ, Обидина Е.А. снята с регистрационного учета в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).
Согласно представленному истцом расчету за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на счет безработной Обидиной Е.А. перечислена сумма пособия в размере <данные изъяты> коп. (л.д. 19).
ДД.ММ.ГГГГ Государственным казенным учреждением Саратовской области «Центр занятости населения Саратовской области» на адрес электронной почты ответчика, указанного Обидиной Е.А. в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, направлено уведомление № о возврате незаконно полученного пособия по безработице в сумме <данные изъяты> коп. (л.д.22-25).
До настоящего времени денежные средства ответчиком не возвращены.
Постановлением УУП МО МВД России «Балашовский» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 по обращению ГКУ СО «ЦЗН г. Балашова» о факте мошеннических действий, в результате которых Обидиной Е.А. незаконно было получено пособие по безработице, отказано в возбуждении уголовного дела (л.д.32).
С учетом приведенных выше требований закона в совокупности с общими положениями гражданского законодательства о взыскании неосновательного обогащения, истцом не представлено в суд доказательств наличия в действиях ответчика Обидиной Е.А. недобросовестности и злоупотребления, направленных на неосновательное обогащение.
Из материалов дела не усматривается, что ответчик при постановке на учет в качестве безработного предупреждался о необходимости уведомления Центра занятости о трудоустройстве и об ответственности за непредоставление данных сведений. Электронная форма заявления, заполняемая ответчиком в Центр занятости населения о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, признании безработной и назначении пособия по безработице, не содержит сведений, о том, что Обидина Е.А. предупреждалась о необходимости уведомления Центра занятости о трудоустройстве и об ответственности за непредоставление данных сведений.
Законом РФ N 1032-1 и Временными правилами не определен порядок действий получателя пособия по безработице, форма, вид и способ уведомления органа службы занятости о занятости гражданина.
Исходя из материалов дела, также усматривается, что решением Арбитражного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ Обидина Е.А. признана банкротом, введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим утвержден ФИО5
Определением Арбитражного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, завершена процедура реализации имущества гражданина Обидиной Е.А. о признании несостоятельным (банкротом). Обидина Е.А. освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина (л.д. 64-71).
Согласно ч. 3 ст. 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств и исследованных материалов дела, усматривается, что обязательства ответчика перед истцом к текущим платежам не относятся и возникли до возбуждения дела о банкротстве, следовательно, требования истца подлежали рассмотрению в рамках дела о признании гражданина банкротом.
Учитывая, что на дату рассмотрения дела процедура реализации имущества ответчика завершена и ответчик освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при реализации имущества гражданина, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (05 ░░░░░░░ 2023 ░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.