Решение по делу № 2а-646/2019 от 26.12.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 января 2019 года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Надцаловой Г.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рахманина А. И. к ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» о признании решения о постановке на диспансерный учет незаконным, обязании снять с диспансерного учета,

У С Т А Н О В И Л :

Обращаясь в суд, Разманин А.Т. признать незаконной постановку на диспансерный учет в ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>». Обязать ответчика снять его с наркологического учета.

В судебное заседание административный истец Рахманин А.И. и его представитель Халанов А.Б. административные исковые требования поддержали в полном объеме. Пояснили суду, что ДД.ММ.ГГГГ Рахманин А.И. обратился в ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» по направлению уголовно-исполнительной инспекции, где был поставлен на диспансерный учет в отсутствие письменного информированного согласия. Как на момент первичного обращения, так и за весь период нахождения на учете результаты химико-токсикологических исследований были отрицательными. Постановка на учет произведена на основании анамнеза со слов истца, высказанных в результате давления органов следствия. Незаконная постановка на учет нарушает права Разманина А.И., поскольку явилась основанием для лишения его права управления транспортным средством. Истец работает водителем в <данные изъяты>, содержит мать. Просили заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» Борисова Л.А. исковые требования не признала. Пояснила суду, что постановка на диспансерный учет произведена врачом на основании собранного анамнеза, в частности пояснений самого Рахманина А.И., пояснившего, что употреблял наркотические вещества на протяжении <данные изъяты>. Просила оставить административный иск без удовлетворения.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Таким образом, из указанных положений следует, что для признания оспариваемых решения, действий незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений, действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Между тем, совокупности таких условий в ходе рассмотрения дела не установлено.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец Рахманин А.И. был поставлен на диспансерный учет в ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» с диагнозом <данные изъяты>».

Согласно действовавшей на момент постановки Рахманина А.И. на диспансерный учет Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ (утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: <данные изъяты>. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).

За лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение.

На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного (ф. N 025-5/у-88) и контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным (ф. N 030-1/у). Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР. В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.

При установлении диагноза хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании больные в обязательном порядке предупреждаются о социально-правовых аспектах, связанных с наличием наркологических заболеваний (ограничения на определенные виды трудовой деятельности, возможность принудительного лечения и т.д.). Аналогичная работа проводится с лицами, замеченными в немедицинском потреблении наркотических средств.

Порядок постановки на учет в наркологических учреждениях (подразделениях) лиц с немедицинским потреблением наркотических и других одурманивающих средств изложен в Приказе Минздрава СССР и МВД СССР от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, в соответствии с требованиями данного нормативного акта основанием для организации профилактического наблюдения являются одновременно два условия: злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами без клинических проявлений заболевания и обращение лица за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел.

Рахманин А.И. был направлен в ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» уголовно - исполнительной инспекцией.

Согласно п. 1.2, 1.3, 5.4 Инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформление и направление на принудительное лечение больных наркоманией, утвержденной Приказом N 402/109 от ДД.ММ.ГГГГ Министерства здравоохранения СССР и Министерства внутренних дел СССР, лица, допускающие немедицинское потребление наркотических средств, направляются органами внутренних дел, учреждениями здравоохранения на медицинское освидетельствование в лечебно-профилактическое учреждение. Под лечебно-профилактическим понимается учреждение, обеспечивающее наркологическую помощь на административной территории (наркологический диспансер, центральная районная больница).

Основанием для постановки на учет таких лиц является заключение врача психиатра-нарколога медицинского учреждения, подтверждающее диагноз "<данные изъяты>" или установление факта <данные изъяты>.

Установление диагноза или факта потребления наркотических или других веществ, влекущих одурманивание, и решение вопроса о постановке на учет врачом-наркологом зависят от всей совокупности данных обследования и имеющихся объективных материалов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" к медицинскому вмешательству относит выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Статьей 20 указанного выше Федерального закона определено, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Как установлено Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" <данные изъяты> - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества; больной наркоманией - лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, поставлен диагноз "<данные изъяты>".

Согласно п. 2 ст. 54 указанного Федерального закона наркологическая помощь больным наркоманией оказывается при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, полученного в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

Представителем административного ответчика не представлено доказательств наличия информированного добровольного согласия Рахманина А.И. на медицинское вмешательство. Рахманин А.И. отрицал дачу им информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Представленный лист диспансерного больного таковым не является, данный документ заполняется уже после постановки на учет и содержит предупреждение о социально-правовых аспектах, связанных с наличием наркологических заболеваний по правилам пп.5 п.1 Приложения к приказу Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 704.

О том, что информированное добровольное согласие заполняется на отдельном, бланке подтвердил допрошенный свидетель ФИО1

Таким образом, информированное добровольное согласие получено не было. Вместе с тем, по мнению суда, реализация Рахманиным А.И. установленного законом права на информированное добровольное согласие не должна нарушать права иных граждан, в том числе участников дорожного движения.

В соответствии с п. 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

На основании п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене ДД.ММ.ГГГГ. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

На основании ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий отнесены к задачам в сфере безопасности дорожного движения.

Как следует из ст. 3 указанного Федерального закона, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 5 того же Федерального закона одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 28 Закона, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.

Положениями ст. 24 ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Статьями 25, 26 Закона определены условия получения права на управление транспортными средства и основные требования по подготовке водителей транспортных средств. При этом предусмотрено, что право на управление транспортными средствами приобретают граждане, не имеющие ограничений к водительской деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ Рахманин А.И. был осмотрен врачом-наркологом ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер». Врачом-наркологом был произведен первичный осмотр пациента, результаты которого отражены в медицинской карте амбулаторного наркологического больного. <данные изъяты> Ранее судим ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> УК РФ.

При наличии таких оснований имелись законные основания для постановки Рахманина А.И. на диспансерный учет. Отсутствие положительных результатов химико-токсикологических исследований не свидетельствует о незаконности такой постановки. Доводы Рахманина А.И. о том, что такие пояснения были даны им под давлением следователя, пообещавшего условный срок, суд находит необоснованными, поскольку обращение истца по направлению уголовно-исполнительной инспекции состоялось уже после вступления приговора в законную силу.

Таким образом, административные исковые требования Разманина А.Т. о признании незаконной постановки на диспансерный учет в ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>», обязании ответчика снять с наркологического учета подлежат отклонению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

.

. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

.

.

2а-646/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Рахманин Андрей Ильич
Рахманин А. И.
Ответчики
ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер"
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Рабданова Г.Г.
Дело на сайте суда
oktiabrsky.bur.sudrf.ru
26.12.2018Регистрация административного искового заявления
26.12.2018Передача материалов судье
27.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
27.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2019Подготовка дела (собеседование)
10.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2019Судебное заседание
21.01.2019Судебное заседание
23.01.2019Судебное заседание
25.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2020Регистрация административного искового заявления
23.03.2020Передача материалов судье
23.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2020Подготовка дела (собеседование)
23.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2020Дело оформлено
23.03.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее