Дело № 2а-130/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23.01.2019 г. г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Казакова Р.А.
при секретаре Ворончихиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Пермскому краю к Сафину И.Д. о взыскании транспортного налога, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №18 по Пермскому краю 23.11.2018г. обратилась в суд с административным иском к Сафину И.Д. о взыскании транспортного налога, пени. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Сафин И.Д. является плательщиком транспортного налога. Административный ответчик имеет в собственности объект налогообложения транспортное средство ВАЗ-21061 г/н №. В установленный законом срок налог не уплачен. В связи с тем, что административным ответчиком была допущена просрочка в исполнении обязательств по уплате транспортного налога налоговым органом административному ответчику начислены пени, в размере одной трехсотой действующей в соответствующий период ставки рефинансирования Центрального банка РФ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки. До настоящего времени задолженность административным ответчиком не погашена. Обратившись в суд, административный истец просит взыскать с Сафина И.Д. недоимку по транспортному налогу за налоговые периоды 2015-2016 г.г. в размере 3574 руб., пени по транспортному налогу в размере 76,15 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик Сафин И.Д. в судебное заседание не явился, извещен, посредством телефонной связи просил рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие, сообщил, что с иском Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Пермскому краю не согласен, поскольку транспортное средство продал в 2015г.
Административный иск не подлежит удовлетворению.
Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч.1 ст. 8 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или муниципальных) образований.
Согласно ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога (далее - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со ст. 22 Закона Пермской области от 30.08.2001 № 1685-296 «О налогообложении в Пермском крае» (в редакции, актуальной для спорного налогового периода), ставка транспортного налога установлена в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. (п.2 ст.69 НК РФ).
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (ст. 70 Налогового кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, с 24.05.2013г. по настоящее время Сафин И.Д. является собственником объекта налогообложения - транспортного средства ВАЗ-21061 г/н № (л.д. 14).
Согласно налогового уведомления № 96603585 от 29.07.2016г. (л.д. 19) Сафину И.Д. был начислен транспортный налог за 2015г. в сумме 1787 руб. В установленный срок - до 01.12.2016г. налог административным ответчиком не уплачен.
Согласно налогового уведомления № 50576188 от 09.09.2017г. (л.д. 20) Сафину И.Д. был начислен транспортный налог за 2016г. в сумме 1787 руб. В установленный срок - до 01.12.2017г. налог административным ответчиком не уплачен.
Согласно данных налогового обязательства (л.д. 16), в связи с неисполнением до настоящего времени обязательств по уплате транспортного налога за 2015-2016г.г., административному ответчику начислены пени за период со 02.12.2016г. по 05.02.2017г. в размере 39,31 руб., за период с 02.12.2017г. по 18.02.2018г. в размере 36,84 руб., всего 76,15 руб.
В соответствии с положениями налогового законодательства Сафину И.Д. были направлены требования об уплате транспортного налога:
№293 по состоянию на 06.02.2017г. со сроком добровольной уплаты до 03.04.2017г. с указанием на наличие недоимки по уплате транспортного налога за 2015г., пени (л.д. 23);№4951 по состоянию на 19.02.2018г. со сроком добровольной уплаты до 16.04.2018г. с указанием на наличие недоимки по уплате транспортного налога за 2016г., пени (л.д. 24).
Отправка указанных требований административному ответчику подтверждена реестрами почтовых отправлений (л.д.25-26).
Судом установлено, что 07.05.2018 г. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №18 по Пермскому краю обратилась к мировому судье судебного участка №2 Чайковского судебного района Пермского края с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Сафина И.Д. транспортного налога, пени в общей сумме 3650,15 руб. Судебный приказ по указанному заявлению был выдан 11.05.2018 г.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Чайковского судебного района Пермского края судебный приказ № 2а-1171/2018 от 11.05.2018г. о взыскании транспортного налога, пени с Сафина И.Д. был отменен 21.05.2018г. в связи с поступлением от административного ответчика возражений (л.д. 27).
22.11.2018г. административный истец сдал в отдел почтовой связи для направления в Чайковский городской суд административный иск к Сафину И.Д. о взыскании транспортного налога, пени (конверт на л.д. 31).
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Спорные правоотношения о взыскании налога и пени вытекают из налогового законодательства, поэтому нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие исковую давность, неприменимы к указанным правоотношениям.
По общему правилу, установленному в абзаце первом пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ устанавливает специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подлежит предъявлению налоговым органом в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены налоговым органом только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из представленных суду материалов, включая материалы приказного производства по делу №2а-1171/18, рассмотренному мировым судьей судебного участка №2 Чайковского судебного района Пермского края, следует, что установленный приведенными нормами НК РФ шестимесячный срок обращения в суд с настоящим административным иском начал свое течение 22.05.2018 г. и истек 21.11.2018 года. Однако, в суд с административным иском МИФНС №18 по Пермскому краю, как уже ранее указано, обратилась 22.11.2018 года, то есть с пропуском установленного срока.
Ходатайства о восстановлении срока административным истцом не заявлено.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь установленными обстоятельствами, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Пермскому краю.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Пермскому краю в удовлетворении предъявленного к Сафину И.Д. административного искового заявления о взыскании транспортного налога, пени.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия.
Судья: