11RS0002-01-2023-003040-22
Дело №2-3267/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Боричевой У.Н.
при секретаре Шакировой П.А.
с участием представителя истца – третьего лица Сницар А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте
26 октября 2023 года дело по иску Сницар О.Д. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о восстановлении в списках граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «инвалиды»,
установил:
Сницар О.Д. обратилась с иском, в обоснование которого указала, что состояла в очереди на получение жилищной субсидии по категории «работающие» с датой постановки на учет – 24.04.1997. С 20.09.2013 истец состояла в указанной очереди по категории «пенсионеры». 16.05.2023 Сницар О.Д. обратилась в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о переводе ее из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды» с даты возникновения права на такой перевод – 25.04.2023. Однако администрация МО ГО «Воркута» не только отказала в переводе её очередности в категорию «инвалиды», но и сняла её с соответствующего учета по категории «пенсионеры». Основанием для принятия такого решения послужило наличие в период с 18.09.2020 в собственности её сына – Сницар О.А. – жилого помещения в <адрес>. В то же время, Сницар О.А. на дату приобретения в собственность жилого помещения в <адрес> членом её семьи не являлся, поскольку проживал за пределами <адрес> и имел собственную семью. На получение жилищной субсидии в составе семьи истца Сницар О.А. также не претендовал. В связи с этим истец просит: признать незаконным решение ответчика об исключении её из списков граждан, претендующих на получение жилищной субсидии; признать недействительными протокол от 26.05.2023 и постановление администрации МО ГО «Воркута» от 29.05.2023. Также, Сницар О.Д. просит восстановить её в списках граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, по категории «инвалиды», но с датой постановки на учет по категории «пенсионеры» – 20.09.2013. Кроме того, истец просит взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда 10000,00 руб.
Истец Сницар О.Д., третьи лица Сницар О.А. и Сницар С.А., надлежащим образом уведомленные о слушании дела, в судебное заседание не явились.
Сницар О.А. и Сницар С.А. о причинах неявки суд не уведомили.
Истец представила свои интересы через представителя по доверенности и одновременно третье лицо по делу – Сницар А.Б.
Ответчик администрация МО ГО «Воркута» и третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебном заседании не участвовали, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
С учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца по доверенности – третье лицо Сницар А.Б. заявленные требования подержал, приведя в обоснование доводы изложенные в иске. Также пояснил, что Сницар О.А. совместно с родителями не проживает и членом их семьи не является. Квартиру в <адрес> Сницар О.А. купил в браке и живет в этой квартире со своей женой и детьми. Истец не предоставляла в администрацию МО ГО «Воркута» недостоверных сведений, поскольку после выезда сыновей из <адрес>, в составе своей семьи она их не указывала.
В представленном письменном отзыве на иск ответчик администрация МО ГО «Воркута» указал, что Сницар О.Д. состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, с датой постановки на учет – 20.09.2013 по категории «пенсионеры». 16.05.2023 Сницар О.Д. обратилась в адрес администрации МО ГО «Воркута» с заявлением о переводе её из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды» с момента установления ... группы инвалидности – 25.04.2023, то есть с даты возникновения права на переход в указанную категорию. Заявление истца было рассмотрено 26.05.2023 на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам одновременно с рассмотрением вопроса о правомочности Сницар О.Д. состоять на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами <адрес>. Вопрос правомочности рассматривался ответчиком по причине выявления наличия в собственности сына истца – Сницар О.А. в период с 29.09.2020 по 12.07.2021 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 26.05.2023 (протокол ..., утвержденный постановлением администрации МО ГО «Воркута» от <дата> ...) Сницар О.Д. отказано в переводе в категорию «инвалиды». Кроме того, Сницар О.Д. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами <адрес>, в связи с выявлением в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений. Свое решение ответчик считает основанным на законе и просит в полном объеме отказать истцу в удовлетворении её требований.
Третье лицо – Минстрой Республики Коми в отзыве на иск указало, что истец обеспечена жильем за пределами районов Крайнего Севера, в связи с чем утратила право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами таких районов.
Выслушав представителя истца – третье лицо Сницар А.Б., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.3 ст.40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, а также Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879.
Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
Положениями указанной статьи установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории (ч.2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ).
Граждане, указанные в ч.1 ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан (ч.3 ст. 2 ФЗ от 25.10.2002 №125-ФЗ).
24.04.1997 Сницар О.Д. обратилась в администрацию МО «Город Воркута» с заявлением о постановке в очередь на получение жилья за пределами <адрес> с составом семьи из шести человек.
24.04.2019 истец просила перевести её из категории «работающие» в категорию «пенсионеры» с даты назначения ей пенсии – 20.09.2013.
Решением администрации МО ГО «Воркута», оформленным протоколом от <дата> ..., утвержденным постановлением от <дата> ..., в соответствии с п. 20 постановления Правительства РФ от <дата> ... Сницар О.Д. переведена из категории «работающие» (дата постановки на учет <дата>) в категорию «пенсионеры» с момента возникновения права на переход в эту категорию, а именно с даты назначения пенсии – 20.09.2013.
Согласно справке МСЭ-2014 ..., выданной <дата> ФКУ ГБ МСЭ по <адрес>, <дата> на срок до <дата> Сницар О.Д. установлена инвалидность ... группы с причиной «общее заболевание».
16.05.2023 истец обратилась в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о переводе её очерёдности из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды» с латы установления инвалидности ... группы – 25.04.2023.
Однако администрацией МО ГО «Воркута» (протокол от 26.05.2023 №21 утвержден постановлением от 29.05.2023 №596) отказано Сницар О.Д. в переводе из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды», а также принято решение о снятии её с учета граждан, претендующих на получение жилья за пределами РКС, по причине выявления в предоставленных документах сведений не соответствующих действительности.Разрешая вопрос о правомерности принятого ответчиком решения, суд исходит из следующего.Подпунктом «в» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879, установлено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений. Перечень документов необходимых для регистрации и постановки на учет гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», установлен п.9 указанного Положения от 10.12.2002 №879. Помимо заявления, установленной формы, заявитель при обращении в муниципальный орган предоставляет копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи. На момент первоначального обращения с соответствующим заявлением (24.04.1997) истец указала состав семьи из шести человек, состоящий из самой заявительницы, её мужа – Сницар А.Б., сына – Сницар О.А. (<дата>. рождения), сына – Сницар С.А. (<дата>. рождения), свекрови ФИО1 и свёкра – ФИО2 В подтверждение наличия указанного состава семьи заявителем представлена справка с места жительства. В 2004г. Сницар О.Д. предоставлена в администрацию МО ГО «Воркута» справка МУП ЖКХ «Центральное» от 03.08.2004, согласно которой состав семьи истца изменился. На указанную дату семья истца состояла из: истца Сницар О.Д., её мужа – Сницар А.Б. и двух сыновей Сницар О.А. и Сницар С.А. Впоследствии истец неоднократно обращалась с заявлениями о выделении ей жилищной субсидии: 04.03.2008, 07.04.2009, 30.06.2010, 26.04.2011, 25.04.2017, 22.05.2018, 23.04.2019. Обращаясь, с указанными заявлениями, Сницар О.Д. указывала состав семьи четыре человека. Однако на дату обращения истца в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением от 09.06.2021 Сницар О.Д. в указанном заявлении сообщила, что состав её семьи на 09.06.2021 два человека. Аналогичные сведения о составе семьи истца (два человека) указаны и в заявлении от 10.05.2023. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18.05.2023 в собственности сына истца Сницар О.А. в период с 29.09.2020 по 12.07.2021 имелось жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера, а именно по адресу: <адрес>. При этом указанное жилое помещение из владения Сницар О.А. не выбывало, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН от 20.10.2023. В представленном письменном отзыве на иск Сницар О.А., привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, указал, что с 2006г. в <адрес> он не проживает, с 2006г. обучался и работал в <адрес>, в 2016г. переехал в <адрес>, где и живет по настоящее время с супругой и детьми: Сницар О.А. и Ф. Брак с Ф. (в настоящее время Сницар) Е.Ю. был зарегистрирован в <адрес> в 2020г. Квартира по адресу: <адрес> была приобретена им в браке на средства материнского капитала и ипотечные средства. На получение жилищной субсидии в составе семьи истца он не претендует. В подтверждение третьим лицом представлена копия свидетельства I-ИР ... о заключении брака 15.01.2020. Доводы Сницар О.А. подтверждены выпиской из ЕГРН от 20.10.2023 согласно которой, квартира по адресу: <адрес> период с 29.09.2020 по 12.07.2021 находилась в совместной собственности Сницар О.А. и ФИО3, <дата> рождения, а с 12.07.2021 по настоящее Сницар О.А. и ФИО3 принадлежит 20/22 долей, а по 1/22 доли находится в собственности ФИО4, <дата>. рождения, и Ф., <дата>. рождения. Как уже указано ранее, до 2019г. истец указывала своего сына Сницар О.А. в составе своей семьи, а в заявлении от 09.06.2021 она сообщила в администрацию МО ГО «Воркута» о составе семьи два человека. Также указанные сведения истец подтвердила и в последующих заявлениях. С учетом изложенного, тот факт, что Сницар О.А. до 08.02.2021 сохранял регистрацию по адресу проживания истца: <адрес> не свидетельствует о наличии оснований для признания его членом семьи истца. Второй сын истца – третье лицо по делу – Сницар С.А. снят с регистрационного учета в <адрес> 22.06.2018 и, как следует из представленного в суд заявления, Сницар С.А. с 2016г. в <адрес> не проживает. В настоящее время живет по адресу: <адрес>. Супруг истца – Сницар А.Б. и сама истец Сницар О.Д. не имеют жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера, о чем свидетельствуют выписки из ЕГРН от 18.05.2023. При таких обстоятельствах доводы иска заслуживают внимания, поскольку ответчику не предоставлялись недостоверные сведения относительно отсутствия в собственности истца и члена её семьи – третьего лица Сницар А.Б. жилья за пределами <адрес>. Таким образом, подлежит удовлетворению требование истца о восстановлении её в списках граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, по категории «инвалиды». В то же время, в силу ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ и п.20 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан. В рассматриваемом случае право на перевод в категорию «инвалиды» возникло у истца с 25.04.2023 – даты установления ей ... группы инвалидности. Соответственно, оснований для восстановления истца в указанных списках по категории «инвалиды» с 20.09.2013, как заявлено в иске (а также в его уточненной версии), у суда не имеется. В соответствии с приведенными положениями закона истец подлежит восстановлению в списках граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, по категории «инвалиды» с 25.04.2023.
При этом суд соглашается с доводом ответчика об отсутствии оснований для признания незаконными в целом протокола № 21 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 26.05.2023 и постановления администрации МО ГО «Воркута» от 29.05.2023 №596, поскольку протокол и постановление касаются не только Сницар О.Д., но и иных граждан, отношения к которым истец не имеет.
Разрешая вопрос о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.
Жилищный кодекс Российской Федерации, а также другие федеральные законы, регулирующие жилищные отношения, не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений.
Возможность компенсации морального вреда, причиненного гражданину в связи с нарушением его жилищных прав, зависит от того, какой характер носят те права, которые нарушены: если заявленное требование о компенсации морального вреда связано с нарушением жилищных прав гражданина, которые носят имущественный характер, то моральный вред компенсации не подлежит; если нарушены права, носящие неимущественный характер, то моральный вред подлежит компенсации (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 г., утвержденный Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14.06.2006).
В рассматриваемом случае требования истца производны от ее нарушенных прав на получение жилищной субсидии, т.е. единовременной социальной выплаты, выделяемой за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений, которая подлежит оценке в твердой денежной сумме. Соответственно, фактически её требования производны от нарушенных личных имущественных прав истца.
Нарушенное право истца состоять на учете в качестве граждан, претендующих на получение жилищной субсидии, судом восстановлено путем признания за ней такого права.
Доказательства нарушения ответчиком личных неимущественных прав истца либо совершения иных неправомерных действий, посягающих на принадлежащие истцу другие нематериальные блага, материалы дела не содержат.
Таким образом, в рассматриваемом случае нарушение имущественных прав Сницар О.Д. не влечет компенсацию морального вреда, поскольку не имеется доказательств того, что за период отсутствия истца в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, ею были утрачены какие-либо права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Сницар О.Д. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» восстановить Сницар О.Д. в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, по категории «инвалиды» с даты возникновения права на переход в указанную категорию, а именно с 25 апреля 2023 года.
В удовлетворении требований Сницар О.Д. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о восстановлении в списках лиц, претендующих на получение жилищной субсидии, по категории «инвалиды» с 20.09.2013, признании незаконными протокола № 21 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 26.05.2023 и постановления администрации МО ГО «Воркута» от 29.05.2023 №596, компенсации морального вреда отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 27.10.2023.
Судья У.Н. Боричева