Атяшев М.С. Дело № 33 – 5661/ 2020 (№ 2-2848/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2020 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Данилова А.В.
судей: Кузнецова М.В., Решетниковой О.В.
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению (ФИО)1 и (ФИО)2 к АО «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения об исключении из программы «Доступное жилье молодым»,
по апелляционной жалобе (ФИО)1 и (ФИО)2 на решение Нижневартовского городского суда от 28 мая 2020 года, которым постановлено:
«Отказать в иске (ФИО)1 и (ФИО)2 к АО «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения об исключении из программы «Доступное жилье молодым».
Заслушав доклад судьи Данилова А.В., судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 и (ФИО)2 обратились в суд с исковым заявлением к АО «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения об исключении из программы «Доступное жилье молодым». С учетом уточнения иска, просят признать незаконным исключение из программы «Доступное жилье молодым» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года»; Признать незаконным исключение из Единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявление на получение мер государственной поддержки; Обязать АО «Ипотечное агентство Югры» восстановить Истцов (ФИО)1, (ФИО)2 в очередь на получение государственной поддержки по программе «Доступное жилье молодым» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года»; Признать Истцов на дату постановки на учет 13.03.2013 года нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствие с подпрограммой 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года».
Требования иска мотивируют тем, что 13.03.2012 года Ответчик АО «Ипотечное агентство Югры» принял Решение о признании участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года». В состав семьи были включены ответчики (ФИО)1, (ФИО)2, (ФИО)3. 13 марта 2012 года ответчик АО «Ипотечное агентство Югры» принял решение о признании участником подпрограммы «Доступное жилье молодым» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты- Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года». Получателем субсидии признана дочь (ФИО)3, (дата) года рождения. 21 января 2013 года истцами на основании Договора купли- продажи квартиры № (номер) была приобретена 2-х комнатная квартира общей площадью 54,5 кв.м., расположенная по адресу: (адрес). 21 января 2013 года между АО «Ипотечное Агентство Югры», Банк ВТБ 24 и истцами было заключено Трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору (номер) от 21 января 2013 года. В связи с рождением второго ребенка в состав семьи для получения субсидии был включен (ФИО)4, (дата) года рождения. В декабре 2019 года ответчиком было принято решение об исключении из Единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки. Истцами было направлено заявление в адрес ответчика АО «Ипотечное агентство Югры» с просьбой подготовить письменное разъяснения об исключении из единых списков для получения субсидий. На дату подачи искового заявления от ответчика не поступили объяснения. Считают, что данное исключение из программы незаконно, по следующим основаниям: Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 апреля 2011 года № 108-П «О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года, определено: Пунктом 3 статьи 4 Основные условия для осуществления государственной поддержки. Государственная поддержка участникам программы (подпрограммы) оказывается один раз. Государственная поддержка гражданам по подпрограммам 2, 2.1, 3 или 5 может осуществляться путем предоставления права одновременного участия в подпрограмме 4 «Ипотечное жилищное кредитование». В силу действия данного закона, истцы не воспользовались государственной поддержкой в части получения субсидий, на детей, в том числе рожденных во время долговых обязательств. Ответчик АО «Ипотечное агентство Югры» лишил права получения государственной поддержки, в части выплаты субсидии на детей, ссылаясь на отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий. В соответствии с Порядком предоставлении субсидии на приобретение или строительство «жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявление на получение мер государственной поддержки, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 года №346-п «О государственной программе Ханты- Мансийского автономного округа - Югры «Развитие Жилищной сферы» пункт 1 устанавливает: Правила и условия предоставления субсидии за счет средств бюджета ХМАО - Югры на приобретение или строительство жилых помещений в собственность молодым семьям, нуждающимся в жилых помещениях, подавшим после 31 декабря 2010 года заявление на получение мер государственной поддержки, в том числе на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств. Субсидия предоставляется при условии заключения указанными гражданами договоров на приобретение или строительство жилых помещений и предоставления их в уполномоченную организацию до 1 июля 2019 года. Данный порядок определяет молодые семьи, в том, числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день включения в список претендентов, а так же молодые семьи и молодые специалисты, подавшие после 31 декабря 2010 года заявление на получение мер государственной поддержки на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств.
Истец (ФИО)1 и (ФИО)2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суду представлены заявления о рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель ответчика АО «Ипотечное агентство Югры» Татаренко А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, так как истцы были исключены из программы законно и обоснованно, так как у них имело место намеренное ухудшение имущественного положения, равно как и получение господдержки, они были исключены из программы по трем основаниям и восстановлены в списках участниках быть не могут.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе (ФИО)1 и (ФИО)2 просят решение суда отменить, постановить по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывают, что судом неправильно применены нормы материального права, вывод суда о том, что доля в праве (ФИО)2 была отчуждена с целью признания участниками подпрограммы для получения мер государственной поддержки является несостоятельным. Обращают внимание, что истцы вступили в законный брак (дата)2011 года, то есть в момент отчуждения доли в праве (ФИО)2 в браке не состояла, статуса «молодой семьи» не имела, не являлась участником подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование». Отмечают, что истцы были постановлены на учет в качестве нуждающихся по целевой программе ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 года и на период до 2015», утвержденной постановлением правительства ХМАО -Югры от 23.12.2010 года №368-п и порядком реализации целевой программы, утвержденным постановлением правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011 года №108-П. Суд ошибочно сделал вывод о том, что с 31.05.2018 года у (ФИО)1 находится в собственности жилое помещение по адресу: (адрес) общей площадью 58,8 кв.м. Решением Мегионского городского суда от 08.05.2019 года по гражданскому делу № №2-4/2019 (ФИО)1 не приобрел право собственности на квартиру, расположенную по адресу: (адрес) общей площадью 58,8 кв.м. Субсидией по государственной поддержке за счет средств бюджета не пользовался. Спорное имущество было признано совместной собственностью супругов (ФИО)8 и (ФИО)9, нажитой во время брака.
В возражениях на апелляционную жалобу АО «Ипотечное агентство Югры» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционной жалобы и возражений (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 13.03.2012 года АО «Ипотечное агентство Югры» по заявлению истцов от 16.02.2012 г. приняло решение о признании (ФИО)1, (ФИО)2, (ФИО)3 (дочь) участниками подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением правительства ХМАО-Югры № 368-п от 23.12.2010 г.
13.03.2012 года АО «Ипотечное агентство Югры» по заявлению истцов от 16.02.2012 г. также приняло решение о признании семьи (ФИО)13 участником подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением правительства ХМАО-Югры № 368-п от 23.12.2010 г. Получателем субсидии признана дочь (ФИО)3, (дата) года рождения.
21.01.2013 года между АО «Ипотечное Агентство Югры», Банк ВТБ 24 и Истцами было заключено Трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору (номер) от 21.01.2013 года.
21.01.2013 года истцами на основании договора купли-продажи квартиры № (номер) была приобретена 2-х комнатная квартира общей площадью 54,5 кв.м., расположенная по адресу: (адрес).
В связи с рождением второго ребенка в состав семьи для получения субсидии был включен (ФИО)3 (сын), (дата) года рождения.
В рамках мероприятия «Рефинансирование» 10.03.2017 года между АО «Ипотечное агентство Югры», ПАО «Банк ВТБ 24» и Истцами было заключено Соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору (номер) от 01.03.2017 года. Размер компенсации 6 % годовых, процентная ставка Банка - 11 % годовых, сумма кредита - 2 270 493,03 руб., срок кредитования - 242 месяца, с компенсацией - 206 месяцев.
01 января 2019 года вступила в силу государственная программа в рамках которой предусмотрено мероприятие «Предоставление субсидии на приобретение жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки», вошедшего в состав действующей государственной программы (Приложение 15 к государственной программе).
В соответствии с заявлением от 16.02.2012 года за семьей истца сохранялось право принимать участие в мероприятии «Предоставление субсидии на приобретение жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки», вошедшего в состав действующей государственной программы ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 года № 346-п (Приложение № 15 к программе; Порядок 15), по категория «Молодая семья, имеющая детей» следующим составом семьи: (ФИО)1, (ФИО)2, (ФИО)3 (дочь) и (ФИО)3 (сын).
По результатам проверка учетного дела истцов, на основании справки с места жительства о составе семьи № б/н от 15.02.2012 года была установлена обеспеченность истцов в квартире, расположенной по адресу: (адрес), общей площадью 49,8 кв.м., с учетом того, что в соответствии с нормой закона к членам семьи истцов относятся только дети, родители, супруги.
Кроме того, на основании выписки из ЕГРН от 14.08.2019 года Агентством установлено, что (ФИО)2 в период времени с 28.12.2007 года по 10.11.2010 года принадлежала 1/3 доля в праве на жилое помещение по адресу: (адрес) кв.м., общей площадью 39,6 кв.м., что составляло 13,2 кв.м., которая была отчуждена (ФИО)2 в течение 5 лет, предшествующих обращению в Агентство с заявлением на признание участниками подпрограмм и получения мер государственной поддержки на улучшение жилищных условий. Данные обстоятельства не были указаны истцами в заявлениях при постановке на учёт.
Поскольку на момент отчуждения доли (ФИО)2 в браке не состояла, то была обеспечена площадью 13,2 кв.м., соответственно, в результате продажи указанной доли у (ФИО)2 появилась нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Также на основании выписки из ЕГРН от 14.08.2019 года Агентством установлен факт нахождения в собственности (ФИО)1 с 31.05.2018 года жилого помещения по адресу: (адрес), общей площадью 58,8 кв.м., о приобретении которого семья истцов не уведомила.
Согласно письму администрации г. Мегиона от 16.08.2019 года (номер) (ФИО)1 на основании решения Думы от 29.04.2004 года (номер) в 2005 году была предоставлена субсидия из средств местного бюджета в размере 434 634,23 руб. для целей приобретения жилого помещения по адресу: (адрес), в составе семьи: (ФИО)1, (ФИО)8 и (ФИО)9 Данные обстоятельства не были указаны истцами в заявлениях при постановке на учёт.
С учётом вышеизложенного, 24.12.2019 года Агентством было принято решение об исключении семьи истцов из Единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки на основании пп.2, пп. 4, пп.5 и пп. 7 п. 7 Порядка, утвержденного Приложением 15 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 года № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», - получение молодой семьей государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации; утрата оснований, дающих право на получение субсидии в соответствии с Порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий); намеренное ухудшение жилищных условий в соответствии с пунктом 4 порядка.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент подачи заявления семья истца не соответствовала критериям нуждаемости и незаконно была включена в Единый список участников, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считает их правильными, соответствующими требованиям закона и представленным доказательствам.
Государственная поддержка граждан - участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» целевой программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», осуществляется на территории ХМАО-Югры в соответствии с постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23.12.2010 года № 368-п и Порядком реализации целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утв. Постановлением Правительства автономного округа от 05.04.2011 года № 108-п (далее - Порядок).
В соответствии с программой государственная поддержка участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» осуществляется также и по подпрограмме 4 «Ипотечное жилищное кредитование» (пункт 4 Раздела 5 целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года»).
Правила осуществления государственной поддержки граждан Российской Федерации - участников целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» регламентированы Порядком реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05 апреля 2011 года №108-п (далее - Порядок).
В соответствии с действовавшим в момент постановки истцов на учет Порядком (пункты 2.1-2.4 ст.3 Порядка), нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях получения государственной поддержки признаются, среди прочего, граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров.
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 г. № 408-п, Постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011 № 108-п признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
С 01.01.2019 г. вступило в силу постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 г. № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», которым постановление Правительства ХМАО-Югры № 408-п признано утратившим силу с 1 января 2019 г. и утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки (Приложение 15).
В соответствии с п.2 Приложения 15 к категории молодых семей относятся молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день включения в список претендентов, а также молодые семьи и молодые специалисты, подавшие после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, в том числе на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств.
В п.3 Приложения 15 указано, что в целях порядка нуждающимися в улучшении жилищных условий являются члены молодой семьи, если они, в том числе, являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров.
В целях определения нуждаемости в жилом помещении членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи и признаны таковыми в судебном порядке.
В соответствии с п.7 Приложения 15 граждане исключаются из единого списка в случаях:
1) подачи ими заявления об исключении из списка;
2) утраты оснований, дающих право на получение субсидии в соответствии с Порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий);
3) отсутствия гражданства Российской Федерации;
4) намеренного ухудшения жилищных условий в соответствии с п. 4 Порядка;
5) получения молодой семьей государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев направления материнского (семейного) капитала и (или) Югорского капитала на улучшение жилищных условий (в том числе за пределами автономного округа), получения за счет средств бюджета автономного округа компенсации части процентной ставки по ипотечным кредитам, заключенным до 31 декабря 2013 года, в том числе рефинансированным после указанной даты, а также приобретения жилого помещения большей площади, получения в установленном порядке гражданами, имеющими трех и более детей, земельного участка бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома, получение ранее поддержки молодыми семьями, имеющими право на получение субсидии на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств;
6) выезда граждан, претендующих на получение субсидии, и членов его семьи в другой субъект Российской Федерации на постоянное место жительства;
7) выявления в представленных документах и заявлениях не соответствующих действительности сведений;
8) отказа в предоставлении субсидии, принятого на основании п. 15 Порядка;
9) отказа от получения субсидии в текущем финансовом году;
10) непредставление документов в период действия уведомления, указанных в п. 12 Порядка;
11) непредставления членами молодой семьи документов о приобретении жилого помещения в целях получения субсидии в срок, установленный п. 9 Порядка.
Согласно пп. 1 п. 15 Приложения 15 к Постановлению Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 года N 346-п отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий (за исключением случаев приобретения жилья после постановки на учет с целью получения субсидии), является основанием для отказа в признании гражданина участником целевой программы.
Выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений также является основанием для отказа в признании гражданина участником целевой программы (пп. 7 п. 15 Приложения 15).
Согласно п.3 Порядка ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении и предоставленных документах, возлагается на заявителя.
Молодые семьи обязаны уведомить уполномоченную организацию об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на получение государственной поддержки не позднее 30 календарных дней с даты изменения обстоятельств (п. 5 Порядка).
Порядком также предусмотрено, что документы, свидетельствующие об изменениях, связанных с жилищными условиями, получением молодыми семьями государственной поддержки за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, направленных на улучшение жилищных условий, если они не представлены членами молодой семьи, молодым специалистом по собственной инициативе, запрашиваются организацией в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 Приложения 15).
Решение об исключении из списка принимается уполномоченной организацией в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления от гражданина и (или) сведений и документов, полученных от органов государственной власти, органов местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия (п. 7 Приложения 15).
Проанализировав положения Порядка реализации Целевой программы, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011 года N 108-п, действовавшего на момент принятия решения о признании истцов участниками подпрограмм, предусматривающего, что для установления у лица, желающего встать на учет с целью получения государственной поддержки в рамках подпрограммы (признания участником подпрограммы) нуждаемости в жилом помещении, обязательным являлось предоставление достоверных сведений относительно отсутствия ухудшения в период за 5 лет предшествующих подаче заявления своих жилищных условий путем отчуждения жилого помещения, не получения государственной поддержки за счет средств бюджетов всех уровней на приобретение и (или) строительство жилых помещений, наличия (отсутствия) у заявителей иных жилых помещений, суд пришел к выводу о том, что (ФИО)13 в нарушение обязательства, указанного в заявлении для предоставления государственной поддержки, не сообщили об изменении обстоятельств, связанных с получением в 2018 году (ФИО)1 в собственность жилого помещения по адресу: (адрес), общей площадью 58,8 кв.м. Кроме того, истцы при подаче заявлений на признание участниками подпрограмм не сообщили о факте ухудшения своих жилищных условий в период за 5 лет предшествующих подаче заявления путем отчуждения (ФИО)2 в 2010 году 1/3 доли в праве на жилое помещение по адресу: (адрес) кв.м., а также о получении в 2005 году субсидии из средств местного бюджета на состав семьи: (ФИО)1 (истец), (ФИО)8 (мать), (ФИО)9 (отчим) в размере 434 634,23 руб. для целей приобретения жилого помещения по адресу: (адрес), указав в заявлениях недостоверные сведения в части нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Так, (ФИО)13 не отразили факт наличия ранее у (ФИО)2 1/3 доли в праве собственности на квартиру, указав в заявлении об отсутствии ухудшения своих жилищных условий в период за 5 лет предшествующих подаче заявления путем отчуждения. Между тем, принимая во внимание, что на момент отчуждения доли (ФИО)2 в браке не состояла, то была обеспечена площадью 13,2 кв.м., соответственно, нуждаемость у (ФИО)2 в улучшении жилищных условий появилась в результате продажи указанной доли.
При подаче заявления истцы не отразили факт получения в 2005 году (ФИО)1 (в составе семьи: (ФИО)8 и (ФИО)9) на основании решения Думы от 29.04.2004 года № (номер) субсидии из средств местного бюджета в размере 434 634,23 руб. для целей приобретения жилого помещения по адресу: (адрес), в составе семьи: (ФИО)1, (ФИО)8 и (ФИО)9
Истцы, не уведомив о получении (ФИО)1 в 2018 году в собственность жилого помещения по адресу: (адрес), общей площадью 58,8 кв.м., тем самым нарушили предусмотренное п. 5 Порядка обязательство по уведомлению Агентства об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на получение государственной поддержки не позднее 30 календарных дней с даты изменения обстоятельств.
Проанализировав указанные обстоятельства, в связи с установлением Агентством новых сведений об ухудшении жилищных условий путем отчуждения в период за 5 лет, предшествующих подаче заявлений, а также о получении ранее субсидии из средств местного бюджета для целей приобретения жилого помещения, и не уведомлении о нахождении в собственности жилого помещения, суд первой инстанции пришёл к выводу о предоставлении истцами не соответствующих действительности сведений при подаче заявлений на признание участниками подпрограмм, что является основанием для признания решений о признании истцов участниками подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» и подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» недействительными и исключении истцов из единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о признании решением Мегионского городского суда от 08.05.2019 года по гражданскому делу № №2-4/2019 отсутствующим права собственности (ФИО)1 на квартиру по адресу: (адрес) общей площадью 58,8 кв.м., правового значения в данном случае не имеют, поскольку не опровергают факт предоставления истцами не соответствующих действительности сведений при постановке их на учёт, не свидетельствуют об исполнении обязательства по уведомлению уполномоченной организации об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на получение государственной поддержки не позднее 30 календарных дней с даты изменения обстоятельств, основанием для отмены решения суда не являются.
Кроме того, указанное в апелляционной жалобе решение Мегионского городского суда от 08.05.2019 года по гражданскому делу № №2-4/2019 в суд первой инстанции не представлялось.
Согласно абзацу второму части 2 статьи 322 ГПК РФ ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, или прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанных жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Если в апелляционных жалобе, представлении имеется ссылка на дополнительные (новые) доказательства, судья-докладчик, исходя из требований абзаца второго части 2 статьи 327 ГПК РФ, излагает их содержание и ставит на обсуждение вопрос о принятии дополнительных (новых) доказательств с учетом мнения лиц, участвующих в деле (абзац первый пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13).
При этом с учетом предусмотренного статьей 12 ГПК РФ принципа состязательности сторон и положений части 1 статьи 56 ГПК РФ обязанность доказать наличие обстоятельств, препятствовавших лицу, ссылающемуся на дополнительные (новые) доказательства, представить их в суд первой инстанции, возлагается на это лицо. В соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции принимает дополнительные (новые) доказательства, если признает причины невозможности представления таких доказательств в суд первой инстанции уважительными. К таким причинам относятся, в частности, необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании, приобщении к делу, исследовании дополнительных (новых) письменных доказательств либо ходатайств о вызове свидетелей, о назначении экспертизы, о направлении поручения; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) по причине пропуска срока исковой давности или пропуска установленного федеральным законом срока обращения в суд без исследования иных фактических обстоятельств дела.
Новые письменные доказательства, приложенные апеллянтами к апелляционной жалобе, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку данные доказательства не были предоставлены в суд первой инстанции и никаких препятствий в их предоставлении в суд первой инстанции у истцов не имелось. Более того, апеллянты, ссылаясь в апелляционной жалобе на новые доказательства по делу, не просят их приобщить к материалам дела и не предоставляют надлежащим образом заверенную копию решения суда с отметкой о вступлении в силу.
Судебная коллегия также обращает внимание, что гражданин, принимая участие в подпрограмме на добровольных началах, с момента признания участником данной программы становится лишь претендентом на получение соответствующей субсидии, что не является гарантией получения такой субсидии или обязанностью государственного органа ее выдать.
Таким образом, участие в подпрограмме носит добровольный характер. Заявляя о своем желании участия в подпрограмме, истцы должны были учесть, что само по себе признание участником подпрограммы не является безусловным основанием получения субсидии.
Приведенные в апелляционной жалобе иные доводы не влекут отмену обжалуемого решения, не опровергают правильности выводов суда, направлены на переоценку обстоятельств дела, правильно оцененных судом первой инстанции. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, не установлено.
Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижневартовского городского суда от 28 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу (ФИО)1 и (ФИО)2 – без удовлетворения.
Председательствующий Данилов А.В.
Судьи: Кузнецов М.В.
Решетникова О.В.