Решение от 08.02.2024 по делу № 2-870/2024 (2-8395/2023;) от 20.10.2023

Дело № 2-870/2024

74RS0001-01-2023-007591-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск                      08 февраля 2024 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,

при секретаре Копытовой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой ФИО4 к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности по включению в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

Романова Е.Н. обратилась в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее - МСО Челябинской области) о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности по включению в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В обосновании иска указано, что Романова Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обратилась в МСО Челябинской области с заявлением о включении ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Решением МСО Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа. Полагает, что данный отказ не соответствует закону.

Истец Романова Е.Н. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.

Представитель ответчика МСО Челябинской области в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения, представил отзыв на исковое заявление.

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Агаповского муниципального района в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель третьего лица Администрации Агаповского муниципального района Челябинской области, привлеченный к участию в деле определением суда протокольной формы от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явились, будучи извещены о времени и месте его проведения.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся в судебное заседание.

Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Романова (Ахметгалеева) Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относилась к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Агаповского районного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ родители истца лишены родительских прав.

Постановлением главы администрации Агаповского муниципального района Челябинской области Романова Е.Н. была помещена на полное государственное обеспечение в МБУ СО Центр помощи детям Агаповского муниципального района. За Романовой Е.Н. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

В период с 1991 года по 2001 год проходила обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище» <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Приморского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области и Романовой Е.Н. заключен договор социального найма жилого помещения №, согласно которого истцу в бессрочное владение и пользование передано жилое помещение – квартира, находящаяся в муниципальной собственности Агаповского муниципального района, расположенная по адресу <адрес>, для проживания в нем.

Постановлением Агаповского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Установлен срок отселения физических лиц, проживающих в многоквартирном доме, до ДД.ММ.ГГГГ часов.

Романова Е.Н. обратилась с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа.

Решением МСО Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, по мотиву того, что постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ней сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. На момент признания дома непригодным для проживания заявитель достигла возраста 38 лет.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с.п. 2 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

     В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Аналогичные положения закреплены в ч.4 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье».

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из содержания приведенных норм следует, что до 01 января 2013 года обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа (в возрасте от 18 до 23 лет), являлось отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.

При этом, до января 2013 года указанной категории граждан жилые помещения предоставлялись в силу п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма во внеочередном порядке.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей сирот и детей, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом п.1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 ст. 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пп.1,3).

Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законном субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Постановлением главы администрации Агаповского муниципального района <адрес> за Романовой Е.Н. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

Постановлением Агаповского муниципального района Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>. Установлен срок отселения физических лиц, проживающих в многоквартирном доме, до ДД.ММ.ГГГГ часов.

На момент признания закрепленного за истцом жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, Романова Е.Н. достигла возраста 38 лет.

До достижения 23 лет Романова Е.Н. не обращалась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На момент обращения с заявлением, истцом был утрачен статус лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе право на обеспечение жилым помещением.

Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствующих обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки ее на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы не содержат.

Оценивая исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Романова Е.Н. являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возврата 23 лет была обеспечена жилым помещением, которое в 2023 году (по достижению истцом 38 лет) признано аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, при этом для жильцов аварийного дома предусмотрен срок до ДД.ММ.ГГГГ для отселения, в связи с чем, оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, требования истца о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности по включению в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░4 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:     ░/░     ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░     

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-870/2024 (2-8395/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Романова Екатерина Нигматулаевна
Ответчики
Министерство социальных отношений Челябинской области
Другие
Администрация Агаповского муниципального района Челябинской области
УСЗН Агаповского муниципального района
Суд
Центральный районный суд г. Челябинск
Судья
Резниченко Юлия Николаевна
Дело на сайте суда
centr.chel.sudrf.ru
20.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2023Передача материалов судье
23.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.01.2024Предварительное судебное заседание
11.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2024Дело оформлено
08.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее