Судья Алексеев А.А.
Дело №33-10799
01 декабря 2014 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.В.,
судей Пьянкова Д. А. и Фомина В.И.,
при секретаре Кармановой Ж П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 01 декабря 2014 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 04 сентября 2014 г. которым постановлено:
«Иск прокурора Орджоникидзевского района г.Перми в интересах Ахметсафиной К.А. к Правительству Пермского края удовлетворить:
обязать Правительство Пермского края предоставить Ахметсафиной К.А. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение в черте г.Перми, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В удовлетворении иска прокурора Орджоникидзевского района г.Перми в интересах Ахметсафиной К.А. к ТУ МСР Пермского края по г.Перми о предоставлении жилого помещения отказать.»
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения представителя прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орджоникидзевского района г.Перми, действующий в интересах Ахметсафиной К.А., обратился в Ленинский районный суд г.Перми с иском к Правительству Пермского края, ТУ Минсоцразвития Пермского края по г.Перми о возложении обязанности по предоставлению Ахметсафиной К. А., благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в границах г.Перми, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что Ахметсафина К.А. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, проживает в г.Перми, состоит на жилищном учете в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, обеспечена жилым помещением менее учетной нормы.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель прокуратуры на удовлетворении завяленных требований настаивала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение. В апелляционной жалобе представитель Правительства Пермского края просит решение суда отменить в части предоставления истцу благоустроенного жилья на территории г.Перми и определить место предоставления жилого помещения на территории Пермского края. Ссылаясь на положения ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приводится довод о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья, детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права истца на предоставление жилья территорией г.Перми не основано на действующем законодательстве.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор Орджоникидзевского района г.Перми полагает вынесенное решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры Пермского края полагала решение суда не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом.
Судебная коллегия, заслушав мнение представителя прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., проверив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает: дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ч. 1, 3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как следует из материалов дела и установлено судом: первой инстанции в соответствии с положения ст.56, 67 ГПК РФ Ахметсафина К.А. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку ее мать была лишена родительских прав решением Оджоникидзевского районного суда г.Перми от 4 сентября 2003 г., сведения об отце в свидетельстве о рождении записаны со слов матери, Ахметсафина К.А. с сентября 2010 г. по август 2011 г. находилась на полном государственном обеспечении в детском доме. В настоящее время истец состоит на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Ахметсафина К.А. обеспечена жилым помещением по адресу: **** по договору социального найма менее учетной нормы, установленной в г.Перми, иных жилых помещений в пользовании либо собственности не имеет.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, доказательств иного суду на день рассмотрения дела не представлено
Принимая решение по заявленным требованиям, суд первой инстанции, установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь положениями ст.40 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.5, ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.1, 8 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1, 2 и 5 ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к обоснованному выводу о возложении на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) «(3 дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 (ред. Закона № 147-ПК от 14.12.2012 года) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам: из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам., являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации -Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
Согласно ст. 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 года (в редакции Закона Пермского края от 27.11.2012 года № 134-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 07.09.2007 года № 107-ПК «О системе органов государственной власти Пермского края» система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.
Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
Учитывая, что Правительство Пермского края является наивысшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена именно на Правительство Пермского края.
При разрешении спора по существу суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 09 сентября 2013г. № 1194-п фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений. КГБУ «Дирекция по капитальному строительству » в соответствии с названным. Порядком осуществляет только управление специализированным фондом. Предоставление же и заключение договора социального найма данным учреждением производится лишь на основании Списка граждан, формирование которого в исключительную компетенцию данного учреждения не относится.
Не влечет отмену постановленного судом решения довод апелляционной жалобы о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права истца на предоставление жилья территорией г.Перми не основано на действующем законодательстве.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения: родителей» детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения, по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п ) жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:... жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства
Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.
Как следует из материалов дела, истец поставлена на учета как нуждающаяся в жилых помещениях на территории г.Перми, проживает также на территории того же муниципального образования. Невозможность предоставления жилого помещения по месту его постановки на учет в г.Перми материалами дела не доказана, согласие на предоставление им жилого помещения не по месту проживания на территории всего Пермского края также отсутствует.
Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению истцу жилого помещения в пределах г.Перми требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 04 сентября 2014 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи