Решение по делу № 33-4397/2018 от 21.03.2018

Судья: Захаревская М.Г.                                                      гр. дело № 33-4397/2018

                                          (номер дела суда первой инстанции 2-230/2018)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     г. Самара                                                                            10 апреля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Акининой О.А.

Судей: Черкуновой Л.В., Осиповой С.К.

При секретаре Тимохиной Е.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти на решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 9 февраля     2018 года, которым постановлено:

Иск Варламовой А.П. – удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Комсомольском районе г. Тольятти от 23.10.2017 г. в части не включения Варламовой А.П. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов ее работы с 15.09.1985 г. по 30.09.1993 г. – в должности старшей пионерской вожатой в Русскокандызской средней школе, с 18.02.2008 г. по 22.02.2008 г., с 12.05.2008 г. по 16.05.2008 г. – обучение на курсах повышения квалификации в период работы в должности воспитателя в МДОУ детский сад комбинированного вида № 138 «Дубравушка».

Включить в стаж специальной трудовой деятельности Варламовой А.П., дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды с 15.09.1985 г. по 30.09.1993 г. – в должности старшей пионерской вожатой в Русскокандызской средней школе, с 18.02.2008 г. по 22.02.2008 г., с 12.05.2008 г. по 16.05.2008 г. – обучение на курсах повышения квалификации в период работы в должности воспитателя в МДОУ детский сад комбинированного вида № 138 «Дубравушка».

Назначить пенсию Варламовой А.П. с 21.07.2017 г.

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснение Варламовой А.П. и её представителя по доверенности – Адестова Н.Б., возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Варламова А.П. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Комсомольском районе г. Тольятти об оспаривании отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа и зачете в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, исключенных периодов трудовой деятельности.

Решением комиссии по пенсионным вопросам ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Комсомольском районе г. Тольятти от 23.10.2017 г. Варламовой А.П. отказано в назначении пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. В специальный стаж для назначения пенсии не были включены периоды ее трудовой деятельности: с 15.09.1985 г. по 30.09.1993 г. – в должности старшей пионерской вожатой в Русскокандызской средней школе, с 18.02.2008 г. по 22.02.2008 г., с 12.05.2008 г. по 16.05.2008 г. – обучение на курсах повышения квалификации в период работы в должности воспитателя в МДОУ детский сад комбинированного вида № 138 «Дубравушка».

Полагая данное решение территориального пенсионного органа нарушающим ее право на пенсионное обеспечение, истец просила суд обязать ответчика включить в стаж работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, спорные периоды и назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за назначением пенсии, т.е. с 21.07.2017 г.

Судом постановлено указанное выше решение, законность которого просит проверить ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене правильного судебного решения.

Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы по выбору застрахованных может осуществляться с применением законодательства, действовавшего в период работы.

Из материалов дела следует, что 21.07.2017 г. Варламова А.П. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Комсомольском районе г. Тольятти с заявлением о назначении пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (л.д. 14).

Решением комиссии по пенсионным вопросам ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Комсомольском районе г. Тольятти № 755 от 23.10.2017 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия необходимого специального стажа (л.д. 6).

Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 23.10.2017 г. в специальный стаж Варламовой А.П. не учтены периоды работы: с 15.09.1985 г. по 30.09.1993 г. – в должности старшей пионерской вожатой в Русскокандызской средней школе, т.к. отсутствует работа в должностях по Перечню до 01.10.1993 г.; с 18.02.2008 г. по 22.02.2008 г., с 12.05.2008 г. по 16.05.2008 г. – обучение на курсах повышения квалификации в период работы в должности воспитателя в МДОУ детский сад комбинированного вида № 138 «Дубравушка» согласно п. 5 Правил от 11.07.2002 г. № 516.

Продолжительность специального стажа Варламовой А.П. на 21.07.2017 г. составляет 19 лет 8 месяцев 5 дней.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж истца периодов работы с 15.09.1985 г. по 30.09.1993 г. в должности старшей пионерской вожатой, суд исходил из того, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.

В спорные периоды работы Варламовой А.П. действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397.

В соответствии с пунктом 2 данного Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, а также в библиотеках в должности библиотекаря.

Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.

В силу п. 4 данного Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

О возможности зачета периода работы пионервожатой и старшей вожатой, если в период работы действовало Положение N 1397 и если работником было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, указано и в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01 августа 2007 года.

Верховный суд РФ обратил внимание на правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, согласно которой статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности "пионервожатая".

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В период с 15.09.1985 г. по 30.09.1993 г. Варламова А.П. работала в должности старшей пионерской вожатой в Русскокандызской средней школе.

Положением о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина, утвержденным Бюро ЦК ВЛКСМ 17 марта 1967 года, предусматривались должности старшего и отрядного пионерского вожатого, указано, что деятельность вожатых определяется "Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом".

Приказом Минпроса СССР от 20 февраля 1978 года N 24 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения" утверждена квалификационная характеристика старшего пионервожатого и вожатого, который организует пионерскую работу с детьми в школе.

Таким образом, учитывая, что понятие "пионервожатый" включает в себя старшего пионервожатого, отрядного пионервожатого и вожатого, соответственно, работа в должностях старшей пионервожатой и вожатой в школе подлежала зачету в специальный стаж, но при условии, если работником было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Согласно пп. «м», п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются, в частности:

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

В соответствии с пп «в» п. 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665, при исчислении периодов работы, указанных в пп «м» п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665, имевшей место до 01.10.1993г., применяется Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённое постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Стаж работы в должности старшей пионервожатой составляет 7 лет 11 мес. На момент обращения в пенсионный орган за назначением пенсии, педагогический стаж, включенный пенсионным органом в специальный стаж Варламовой А.П., составил 19 лет 8 мес., что более 2/3 необходимого 25-летнего педагогического стажа, поэтому судебная коллегия с читает, что суд первой инстанции обоснованно включил в специальный педагогический стаж Варламовой А.П. период работы в должности старшей пионерской вожатой с 15.09.1985 г. по 30.09.1993 г. в Русскокандызской средней школе.

Из материалов дела видно, что в указанный период работы истец находилась в отпуске по уходу за ребенком с 20.07.1988 г. по 10.11.1989 г., с 09.08.1990 г. по 30.12.1991 г.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992 г., то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о включении указанных периодов в специальный стаж Варламовой А.П.

Разрешая вопрос о включении в специальный стаж Варламовой А.П. периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 18.02.2008 г. по 22.02.2008 г., с 12.05.2008 г. по 16.05.2008 г. в период работы в должности воспитателя в МДОУ детский сад комбинированного вида № 138 «Дубравушка», суд исходил из того, что в спорные периоды Варламова А.П. выполняла работу, которая была возложена на нее работодателем приказами 15-к от 18.02.2008 г. и 37-к от 12.05.2008 г., и получала за ее выполнение заработную плату.

Трудовым законодательством (ст. 187 ТК РФ, ст. 112 КЗоТ РСФСР) предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, в связи с че, м работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием работы.

При учете указанной правовой позиции действующего законодательства отказ включить в специальный стаж периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение его пенсионных прав.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о возложении обязанности на Управление Пенсионного фонда назначить Варламовой А.П. досрочную страховую пенсию с момента обращения – с 21.07.2017 г., поскольку с учетом периодов работы, обоснованно включенных судом в педагогический стаж, Варламова А.П. имеет необходимый 25 – летний стаж для назначения досрочной страховой пенсии.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене правильного определения с учётом изложенной выше позиции в соответствии с нормами материального права, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, и толкованием норм права Верховным Судом РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 9 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г. Тольятти оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4397/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Варламова А.П.
Ответчики
Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г.Тольятти
Другие
Адестов Н.Б.
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sam.sudrf.ru
10.04.2018Судебное заседание
23.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее