?Дело №2а-313/2020
УИД: 18RS0016-01-2020-000600-72
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 июля 2020 года
п.Кез Удмуртской Республики
Судья Кезского районного суда УР Сундукова Е.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кезского района УР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кезского района УР, действуя в интересах РФ и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Требования мотивировал следующим.
Прокуратурой Кезского района проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В ходе проверки выявлен Интернет- сайт <данные изъяты> на страницах которого предлагаются к продаже дистанционным способом табачные изделия, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
На основании изложенного прокурор просил суд признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», а именно размещенную по адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Заинтересованным лицом – Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по УР представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица, возражений по иску заинтересованное лицо не имеет.
В соответствии с ч.7 ст.150, п.4 ч.1 ст. 291 КАС РФ, дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в редакции от 28.07.2012г. (далее – Федеральный закон от 27.07.2006г. № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» (далее также – интернет-страница) – часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
Статья 29 Конституции РФ гарантирует право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).
Судом установлено, что прокуратурой Кезского района проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В ходе проверки выявлен Интернет- сайт https://izhevsk-online-snus.site/, на страницах которого размещена информация о продаже табачных изделий, а именно сосательный табак (снюс). Тогда как продажа табачных изделий посредством интернет-пространства способствует возможности приобретения указанных изделий несовершеннолетними, т.к. вход на страницу сайта свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется, ознакомиться с содержанием сайта, в том числе со страницей сайта и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь, ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствует.
Указанные обстоятельства подтверждаются распечаткой с сайта <данные изъяты>
Согласно п. 1, 2 ст. 5 ФЗ Федерального закона от 29.12.2010 года № 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019 года) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Согласно п. 3, 4 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 года №15-ФЗ (ред. от 27.12.2019 года) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.
Частью 8 ст. 19 указанного закона установлен запрет на оптовую и розничную торговлю насваем и табаком сосательным (снюсом).
В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 612, продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли- продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В силу пункта 5 указанных Правил не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного выше, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлены запреты на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье граждан РФ.
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения означает констатацию факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних.
По мнению суда, установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети интернет, запрещенной.
Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
За несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями установлена административная ответственность, в силу частей 1 и 2 ст. 14.53 КоАП РФ предусматривающая ответственность за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями и оптовую или розничную продажу насвая, табака сосательного (снюса).
Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено является основанием для включения страницы сайта <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с п. 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляется Роскомнадзором. Ведение реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме. Процедура взаимодействия Роскомнадзора и оператора реестра с провайдерами хостинга, у которых размещаются сайты с информацией, признанной запрещенной регламентирована.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что распространение информации на странице сайта <данные изъяты> противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайту, где она размещена, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.
Требование прокурора обосновано и подлежит удовлетворению в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
В части 2 статьи 188 КАС РФ указано, что в случае отсутствия в настоящем кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Суд полагает, что поскольку распространение подобной информации в Российской Федерации запрещено, запрет на размещение направлен на защиту конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, имеются все основания для немедленного исполнения решения суда.
Поскольку на момент вынесения решения сведений об ограничении доступа к данной информации представлено не было, то суд считает возможным заявленные требования удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 179, 263 - 265, 291 - 294 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Кезского района УР, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на странице <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации, запрещено.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения названного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд УР через Кезский районный суд УР в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: Е.Н. Сундукова