Решение по делу № 33-799/2023 от 27.02.2023

УИД: 19RS0001-02-2022-009463-37

Председательствующий: Лемперт И.Н.

№ 33-799/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.,

судей Прониной А.В., Хлыстак Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Ахпашевым Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 марта 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе истца Овсянникова Владимира Владимировича на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 28 декабря 2022 года, которым отказано в удовлетворении его исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Хакасия о перерасчете размера страховой пенсии по старости, взыскании задолженности по выплате страховой пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения истца Овсянникова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Овсянников В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации в               по Республике Хакасия, переименованному в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Хакасия, о перерасчете размера страховой пенсии по старости, взыскании задолженности по выплате страховой пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда. Требования мотивировал тем, что с 11.10.2018 ему назначена страховая пенсия по старости в размере           8683 руб. 85 коп. С размером назначенной ему страховой пенсии по старости он не согласен, поскольку она должна исчисляться по части 9 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ), а не по части 3 названной статьи как произведено пенсионным органом. В связи с тем, что на 31.12.2001 его специальный стаж по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (ред. от 02.10.1991) «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 1 от 26.01.1991) составляет более 11 лет, пенсионный орган при расчете размера страховой пенсии обязан его учесть. Просил обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Хакасия произвести перерасчет размера его страховой пенсии по старости, взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Хакасия в свою пользу невыплаченную страховую пенсию в размере 2920 руб. 29 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 7133 руб. 62 коп., компенсацию морального вреда в размере 20000 руб., а также возместить судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 10000 руб., почтовые расходы.

В судебном заседании истец Овсянников В.В. и его представитель Кулдыркаева И.В. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Хакасия.

Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований, с чем не согласен истец Овсянников В.В.

В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц может осуществляться по их выбору с применением стажа на соответствующих видах работ вместо общего трудового стажа. Полагает, что те лица, кто проработал в тяжелых условиях по Списку № 1 от 26.01.1991 имеют право на расчет размера пенсии по тем же правилам, которые прописаны в пункте 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, но при подсчете стажевого коэффициента они могут исходить не от необходимого полного трудового стажа, а от необходимого льготного стажа. Полагает, что суд безосновательно не принял во внимание представленные им расчеты размера страховой пенсии, при том, что представитель ответчика их не оспаривал, возражений на них не предоставлял, в судебном заседании не участвовал.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель ответчика Цацорина С.Д. выражает согласие с решением суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Овсянников В.В. с 11.10.2018 является получателем страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Обращаясь в суд с настоящим иском, Овсянников В.В. ссылался на то, что при расчете размера пенсии ответчиком неправильно определен стажевый коэффициент, а именно не учтена продолжительность специального стажа по Списку № 1 от 26.01.1991.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы истца проверил представленные им расчеты размера страховой пенсии, оценил их на соответствие нормам действующего пенсионного законодательства, и пришел к выводу о необоснованности заявленных исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, находя доводы апелляционной жалобы истца о возможности при подсчете стажевого коэффициента в предусмотренном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ порядке учитывать не общий страховой, а специальный, стаж, основанными на неправильном толковании норм материального права.

С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом № 400-ФЗ.

На основании пункта 3 статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон № 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до его вступления в силу, предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа (абзац 8 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.

Согласно требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Аналогичная норма содержится в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Из приведенных норм следует, что конвертация пенсионных прав может быть произведена либо из общего стажа, либо из специального стажа, при этом конвертация из специального стажа возможна при выполнении условий наличия по состоянию на 01.01.2002 специального стажа и общего стажа продолжительности, установленной пунктом 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ (для Списка № 1 - не менее 10 и 20 лет, соответственно). В случае если по состоянию на 01.01.2002 продолжительность стажа, установленного пунктом 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, менее необходимой для досрочного назначения пенсии, конвертация пенсионных прав производится из общего стажа.

Как следует из ответа государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонное) от 12.02.2021, Овсянников В.В. на момент введения в действие Федерального закона № 173-ФЗ - 01.01.2002 страхового стажа необходимой продолжительности не имел, его общий страховой стаж составлял 14 лет 8 месяцев 3 дня, при требуемых 20 годах.

В силу пункта 9 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Как разъяснено в подпункте 7 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии», право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 01.01.2002 у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ).

Таким образом, законодатель при определении порядка пенсионных прав застрахованных лиц и предоставлении гражданам права выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии, связал его со стажем, требуемым для назначения пенсии.

Так как на 01.01.2002 у истца отсутствовала необходимая продолжительность страхового стажа 20 лет, правильным является вывод суда об отсутствии у истца права на конвертацию пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением стажа на соответствующих видах работ.

При этом судом первой инстанции проверены представленные истцом расчеты и выявлены ошибки при применении положений статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, о чем подробно описано в решении. Также судом произведен подробный расчет размера начисленной истцу пенсии, который в полной мере соответствует статье 30 Федерального закона            № 173-ФЗ.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от                   28 декабря 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Овсянникова Владимира Владимировича без удовлетворения.

Председательствующий             А.С.Топоев

Судьи                     А.В.Пронина

                                        Е.В.Хлыстак

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.03.2023

33-799/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Овсянников Владимир Владимирович
Ответчики
Отделение фонда Пенсионного и Социального Страхования РФ по РХ
Другие
Кулдыркаева Ирина Владимировна
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
27.02.2023Передача дела судье
21.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2023Передано в экспедицию
21.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее