Решение
Именем Российской Федерации
13 июня 2024 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Ахриевой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белокиевой Н. Т., Кориговой Л. Х. и Гариева Ш. Д. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решений о снижении размера страховой пенсии незаконными, возобновлении пенсии в прежнем размере,
установил:
Истцы обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, в котором просят признать решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о снижении размера страховой пенсии Кориговой Л.Х., Гариеву Ш.Д., Белокиевой Н.Т. незаконными.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> возобновить им выплату страховой пенсии в прежнем размере, установленном до ее уменьшения, с последующей ежегодной индексацией с даты уменьшения, то есть с декабря 2022 года. Обязать ответчиков зачесть в трудовой стаж периоды работы и заработную плату по выпискам из ИЛС и документам, учтенным при назначении пенсии до ее уменьшения и обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований указала, что в связи с достижением пенсионного возраста мы обратились в ГУ-ОПФР по РИ с заявлениями о назначении трудовой пенсии, приложив к заявлению документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы; паспорта, СНИЛСы, трудовые книжки, справки о заработной плате и другие необходимые документы. Решениями ГУ-ОПФР в РИ им была назначена пенсия в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Были учтены периоды работы в соответствии с трудовыми книжками, также учтена заработная плата по представленным справкам о заработной плате. В декабря 2022 г. размер страховых пенсии пересчитан в сторону уменьшения. В уведомлениях ОСФР по РИ указано, что в ходе проведенной проверки в декабре 2022 года, размер страховой пенсии пересчитан в сторону уменьшения без учета сведений о заработной плате. С указанными решениями пенсионного фонда об уменьшении размера страховой пенсии не согласны, считают их незаконными и нарушающими их право на получение пенсии.
Истцы, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания не явились. В суд направили заявление, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие.
ОСФР по <адрес> и ОСФР по <адрес>, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явились, своих представителей не направили.
На запрос суда ответчиков - ОСФР по <адрес> пенсионные дела истцов суду не представлены.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Статьей 56 ГПК РФ установлена обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда России от ДД.ММ.ГГГГ определённые полномочия, в том числе по осуществлению функций назначения, перерасчета, выплаты и прекращения пенсий переданы Экспертному центру, созданному при ОПФР по <адрес>.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Главой 5 "Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии" (ст. 21-29) Федерального закона "О страховых пенсиях" №400-ФЗ (далее - ФЗ №) определены в том числе условия и порядок назначения и выплаты страховых пенсий, а также основания и порядок приостановления и прекращения выплаты страховых пенсий.
Положениями ч. 9 ст. 21 ФЗ № предусмотрено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. Исчерпывающий перечень оснований для прекращения и приостановления пенсии определён ст. ст. 24, 25 ФЗ №.
Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле, приведённой в части 1 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчёте размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет. призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению.
Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учёт интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П)
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе, на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения."
В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии. - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учётом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвёртый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг.№-П).
Как установлено судом и следует из материалов дела, решениями ГУ-ОПФР в РИ истцам назначены страховые пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из уведомления ОСФР по РИ следует, что в ходе проведенной проверки в декабре 2022 года, размер страховой пенсии пересчитан в сторону уменьшения без учета сведений о заработной плате.
Между тем, ответчиком доказательств правомерности осуществленных им действий не приведено. Доводы ответчика никакими официальными документами (заключение эксперта, решение суда и т.д.) не подтверждены.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В ходе судебного разбирательства доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, ответчиком суду не представлены. При этом суд отмечает, что при принятии оспариваемого решения, уполномоченными должностными лицами запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), для проверки факта обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, не направлялись.
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П).
Исходя из изложенного выплата страховой пенсии, которая была назначена гражданину на основании соответствующего решения, может быть прекращена, либо снижена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке недействительными соответствующих документов, представленных гражданином для назначения страховой пенсии.
Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о снижении выплаты страховой пенсии.
Согласно пункту 1.9 приказа Социального фонда России от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании работы отделений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации» в настоящее время осуществляет в отношении Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и граждан, проживающих на территории Республики Ингушетия, функции по принятию решений в рамках полномочий Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, осуществляемых в беззаявительном порядке о возобновлении, продлении выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат и перерасчете размера пенсий.
При таких обстоятельствах, требования истцов о возложении обязанности как Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, так и отделение Социального фонда России по <адрес> производить выплату пенсии в прежнем размере, с последующей ежегодной индексацией, являются обоснованными, поскольку согласно пункту 1 части 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ размер страховой пенсии ежегодно корректируется с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год.
В силу части 6 статьи 16 Закона N 400-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии также подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
Суд принимает во внимание срок, в течение которого данные ошибки не были выявлены и устранены пенсионным органом, возраст истцов, длительность получения им пенсии, его материальное положение и право на пенсионное обеспечение в соответствии с принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
При таких обстоятельствах, учитывая правовые позиции, изложенные в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, и уклонение ответчика от доказывания в рамках гражданского дела, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истцов о признании незаконным решений о снижении страховой пенсии, принятых отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> в 2022-м году (до реорганизации) и об обязании нового юридического лица - Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> - возобновить истцам выплату страховой пенсии в прежнем размере с даты снижения.
Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по ходатайству истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Рассматривая ходатайство истцов об обращении решения по настоящему делу к немедленному исполнению, суд находит его подлежащим удовлетворению, поскольку необоснованное уменьшение выплаты пенсии фактически лишило истцов средств к существованию.
Таким образом, оценивая приведенные выше доказательства в совокупности, с учетом положений приведенных выше нормативно-правовых актов, суд находит решение ответчика не соответствующим нормам действующего законодательства, в связи с чем, полагает требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199, 212 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Белокиевой Н. Т., Кориговой Л. Х. и Гариева Ш. Д. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решений о снижении размера страховой пенсии незаконными, возобновлении пенсии в прежнем размере, удовлетворить в полном объеме.
Признать решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о снижении размера страховой пенсии Кориговой Л. Х., Гариеву Ш. Д., Белокиевой Н. Т. незаконными.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> возобновить Кориговой Л. Х., Гариеву Ш. Д., Белокиевой Н. Т. выплату страховой пенсии в прежнем размере, установленном до ее уменьшения, с последующей ежегодной индексацией с даты уменьшения, то есть с декабря 2022 года.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> зачесть в трудовой стаж Кориговой Л. Х. периоды работы и заработную плату по выписке из ИЛС и документам, учтенным при назначении пенсии до ее уменьшения.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> зачесть в трудовой стаж Гариева Ш. Д. периоды работы и заработную плату по выписке из ИЛС и документам, учтенным при назначении пенсии до ее уменьшения.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> зачесть в трудовой стаж Белокиевой Н. Т. периоды работы и заработную плату по выписке из ИЛС и документам, учтенным при назначении пенсии до ее уменьшения.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна. Судья