Решение по делу № 2-4985/2023 от 19.07.2023

Дело № 2-4985/2023

УИД 39RS0002-01-2023-004449-42

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 октября 2023 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Крутик Ю.А.,

при секретаре Моздыган М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серикова С.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области о признании незаконным решения, включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Сериков С.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области (далее – ОСФР по Калининградской области) о включении периодов работы, военной службы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости.

В обоснование требований указал, что 16.11.2021 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставив все необходимые документы, однако решением ответчика в установлении пенсии ему было отказано по причине отсутствия требуемой величины ИПК, которая при необходимой 21,0 составила 12,627. При подсчете страхового стажа и величины ИПК ответчиком были исключены периоды его работы на территории Республики Казахстан. Такое решение обосновано тем, что представленные истцом справки, подтверждающие трудовую деятельность в иностранном государстве, подлежали обязательной проверке путем направления в компетентный орган Республики Казахстан соответствующих запросов, ответы на которые, однако, не поступили, то есть стаж не считается подтвержденным.

С таким решением ответчика истец не согласен, поскольку трудовая деятельность на территории Республики Казахстан подтверждена документально. Исключенные безосновательно периоды работы, не учтенные и при расчете величины ИПК, лишают его права на получение страховой пенсии по старости.

Просил суд признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении ему страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность включить в его страховой стаж период военной службы в ВС СССР с 10.11.1978 по 23.10.1980, а также периоды работы с 13.03.1992 по 25.10.1994 в Павлодарской автоколонне в должности шофера; с 02.11.1994 по 15.06.1995 в Частном МП «Иван» в должности водителя; с 22.06.1995 по 01.11.1995 в Таможенном управлении Павлодарской области в должности инспектора отдела таможенных постов и переходов; с 05.11.1995 по 05.11.1999 в Автоснаб ЛТД в должности водителя; с 10.11.1999 по 05.02.2002 в Автоснаб Сервис в должности водителя, с 23.07.2003 по 30.11.2005 в ПФ ТОО «Кастинг» в должности водителя, с 01.12.2005 по 28.03.2007 в ПФ ТОО «БКВ-Групп» в должности водителя, с 05.04.2007 по 27.11.2012 в фермерском хозяйстве с. Покровка в должности водителя и назначить страховую пенсию по старости с 16.11.2021.

В судебном заседании истец Сериков С.А. требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить. Указал, что на включении в страховой стаж периода военной службы не настаивает, поскольку данный период учтен ответчиком добровольно.

Представитель ответчика Дисковская Т.В. возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что трудовой стаж Серикова С.А. не подтвержден АО «ЕНПФ» Республики Казахстан посредством формуляра «О стаже работы». Добавила, что период военной службы учтен в страховой стаж истца и с учетом данного периода величина ИПК составила 16,67, продолжительность страхового стажа – 16 лет 3 месяца 9 дней.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона, начиная с 01.01.2016, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона.

С учетом переходных положений, закрепленных в ст. 35 названного Федерального закона, право на назначение страховой пенсии по старости у мужчин, рожденных в 1 полугодии 1960 года, возникает по достижении ими возраста 61 года 6 месяцев при наличии страхового стажа не менее 12 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 21,0.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 16.11.2021 Сериков С.А., < Дата > года рождения, то есть в возрасте 61 года 5 месяцев, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика в установлении пенсии было отказано по причине отсутствия требуемой величины ИПК.

Так, на дату подачи заявления страховой стаж истца составил 14 лет 03 месяца 25 дней, величина ИПК – 12,63, при необходимой не менее 21,0.

Впоследствии Департаментом по делам обороны Павлодарской области Республики Казахстан направлен ответ о подтверждении периода прохождения истцом военной службы по призыву, в связи с чем в его страховой стаж был учтен период военной службы с 10.11.1978 по 23.10.1980; ИПК составил 16,67.

Согласно данным о стаже в страховой стаж Серикова С.А. наряду с периодом военной службы были включены периоды его работы с 23.12.1975 по 31.10.1978 в совхозе «Октябрьский» в должностях рабочего, тракториста-машиниста отдела № 5, с 18.11.1980 по 20.12.1983 в Автоколонне № 2566 г. Павлодара в качестве шофера 3 класса, с 17.01.1984 по 23.04.1984 в должности водителя в ОСКОМ комсомола, с 07.05.1984 по 12.03.1992 в Павлодарской автоколонне 2566 в должности водителя 3 класса и период получения пособия по безработице с 06.07.2020 по 05.10.2020.

При этом из трудовой книжки истца применительно к спорным периодам работы следует, что в Павлодарской автоколонне Сериков С.А. работал водителем в период с 07.05.1984 по 25.10.1994.

Далее, в период с 02.11.1994 по 15.06.1995 осуществлял свою трудовую деятельность в Частном МП «Иван» в должности водителя; с 22.06.1995 по 01.11.1995 - в Таможенном управлении Павлодарской области в должности инспектора отдела таможенных постов и переходов; с 05.11.1995 по 05.11.1999 - в Автоснаб ЛТД в должности водителя; с 10.11.1999 по 05.02.2002 - в Автоснаб Сервис в должности водителя, с 23.07.2003 по 30.11.2005 - в ПФ ТОО «Кастинг» в должности водителя, с 01.12.2005 по 28.03.2007 - в ПФ ТОО «БКВ-Групп» в должности водителя, с 05.04.2007 по 27.11.2012 - в фермерском хозяйстве с. Покровка.

Отказывая во включении в страховой стаж в целях назначения страховой пенсии по старости периодов работы истца после 13.03.1992, ответчик исходил из того, что трудовая деятельность Серикова С.А. протекала на территории Республики Казахстан и, руководствуясь положениями Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов ЕАЭС от 20.12.2019, указал, что периоды работы после указанной даты могут быть включены в страховой стаж только при обязательном подтверждении их компетентными органами государства-участника (в настоящем деле – АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан). Однако в ответ на направленный формуляр о стаже АО «ЕНПФ» трудовую деятельность истца не подтвердило.

Разрешая требования истца в части включения данных периодов в страховой стаж, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч. 2).

На основании ст. 14 названного Федерального закона правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

С 01.01.2015 вступили в силу Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015.

В соответствии с указанными Правилами основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. До регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно; при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

При назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

С 01.01.2021 вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (п. 1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (п. 2).

В целях реализации Соглашения решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 № 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств – членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения.

В соответствии с названным Порядком для определения права на пенсию с применением п. 2 ст. 7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы (ч. 9). Компетентный орган государства-члена, получивший запрос, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства-члена, направившего запрос (ч. 10).

Компетентным органом в Республике Казахстан, на который возложена реализация законодательства в области пенсионного обеспечения, определено АО «Единый накопительный пенсионный фонд».

По сведениям ОСФР по Калининградской области компетентным органом Республики Казахстан формуляр «О стаже работы» на запрос ПФР не представлен, таким образом, стаж работы истца не подтвержден.

Вместе с тем в силу ст. 12 Соглашения от 20.12.2019 назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы,

за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13.03.1992).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от 13.03.1992).

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии по старости периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В любом случае документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, является, прежде всего, трудовая книжка установленного образца, а при отсутствии трудовой книжки, либо в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992.

Записи о спорных периодах работы истца имеются в трудовой книжке, выполнены последовательно и без исправлений, скреплены печатями организаций и ответчиком не оспорены.

Кроме того, как следует из представленной истцом справки ПФ ТОО «Кастинг» от < Дата >, он в период с 23.07.2003 по 30.11.2005 работал полный рабочий день водителем МАЗ транспортного отдела. За указанный период ему начислялась и выплачивалась заработная плата в указанном в справке от < Дата > размере. Каких-либо отвлечений не усматривается.

На запрос суда Республиканским государственным учреждением «Департамент государственных доходов по Павлодарской области Комитета государственных доходов Министерства финансов республики Казахстан» 20.09.2023 представлены сведения о работе Серикова С.А. в Таможенном управлении Павлодарской области в период с 22.06.1995 по 01.11.1995, в том числе приказ -л от < Дата > о приеме его на работу в должности инспектора отдела таможенных постов и переходов с 22.06.1995; приказ -л от < Дата > об освобождении от должности с 01.11.1995.

Также, КГУ «Павлодарский городской архив по личному составу» суду представлена архивная справка от < Дата > , в которой сообщено, что в приказах по личному составу ПФ ТОО «БКВ-групп» за 2005-2007 годы значится Сериков С.А.: с 01.12.2005 на основании приказа к принят на работу водителем в транспортную службу; уволен на основании приказа л/с с 28.03.2007; за весь период работы выплачена заработная плата в указанном размере.

Таким образом, факт осуществления истцом трудовой деятельности в периоды, отраженные в трудовой книжке и не учтенные ответчиком, частично нашел свое подтверждение иными документами, что исключает основания у суда ставить под сомнение выполненные в трудовой книжке записи о работе истца.

Вместе с тем правовые основания для включения в страховой стаж Серикова С.А. всех спорных периодов работы отсутствуют, поскольку периоды работы, имевшие место после 01.01.2002, могут быть зачтены в страховой стаж только при условии уплаты страховых взносов, данные о которых в части заявленных периодов с 01.01.2002 по 27.11.2012 в материалах дела отсутствуют и истцом не представлены.

В указанной связи периоды работы истца с 01.01.2002 по 05.02.2002 в Автоснаб Сервис в должности водителя, с 23.07.2003 по 30.11.2005 в ПФ ТОО «Кастинг» в должности водителя, с 01.12.2005 по 28.03.2007 в ПФ ТОО «БКВ-Групп» в должности водителя и с 05.04.2007 по 27.11.2012 в фермерском хозяйстве с. Покровка в должности водителя включению в страховой стаж истца не подлежат.

При этом следует отметить, что в рассматриваемом случае данные периоды работы к увеличению ИПК не приведут и, кроме того, не повлияют на размер страховой пенсии, поскольку при определении величины ИПК и размера пенсии гражданина правовое значение имеет стаж, приобретенный только до 01.01.2002. Наличие страхового стажа после указанной даты к увеличению размера страховой пенсии не приведет, так как после 01.01.2002 учитываются лишь страховые взносы, уплаченные в ПФР. В настоящем случае взносы в ПФР в исключенные судом периоды не уплачивались.

Между тем, в силу вышеприведенных норм права и разъяснений по их применению оснований для исключения из страхового стажа истца периодов его работы с 13.03.1992 по 26.10.1994 в Павлодарской автоколонне в должности шофера; с 02.11.1994 по 15.06.1995 в Частном МП «Иван» в должности водителя; с 22.06.1995 по 01.11.1995 в Таможенном управлении Павлодарской области в должности инспектора отдела таможенных постов и переходов; с 05.11.1995 по 05.11.1999 в Автоснаб ЛТД в должности водителя и с 10.11.1999 по 31.12.2001 в Автоснаб Сервис в должности водителя у суда не имеется, в связи с чем они подлежат включению в страховой стаж Серикова С.А.

Несмотря на отсутствие дополнительных подтверждающих трудовой стаж документов (справок работодателя, архивных данных), суд полагает возможным зачесть их в страховой стаж истца, поскольку записи о них выполнены в трудовой книжке, а непредставление работодателем документов по личному составу в государственный архив не может лишать работника права на достойное социальное обеспечение.

В частности, Государственным архивом Павлодарской области, КГУ «Павлодарский городской архив по личному составу» суду сообщено об отсутствии запрашиваемых сведений о работе истца в периоды работы в Автоснаб ЛТД в Автоснаб Сервис в Частном МП «Иван».

Принимая такое решение, суд учитывает и то, что Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ, вступившим в силу с 30.06.2022, Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное в городе Москве 13.03.1992, с 01.01.2023, действительно, денонсировано.

Прекращение действия данного Соглашения от 13.03.1992 с другими участниками с 01.01.2023 подтверждено и официальным сообщением МИД РФ.

Вместе с тем в п. 2 ст. 13 Соглашения от 13.03.1992 указано, что пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями данного Соглашения, не теряют своей силы и в случае выхода из Соглашения государства-участника, на территории которого они проживают.

По смыслу ст. 38 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение международного договора Российской Федерации не освобождает сторону договора от выполнения обязательств, возникших в результате выполнения договора до его денонсации.

Сериков С.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в период действия Соглашения от 13.03.1992, оспариваемое решение принято ответчиком также в период действия данного Соглашения, в связи с чем суд при определении стажа, приобретенного до 01.01.2021, и при разрешении настоящего спора по существу, полагает необходимым руководствоваться именно Соглашением от 13.03.1992.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку на дату обращения Серикова С.А. за страховой пенсией ему исполнился 61 год 5 месяцев, с учетом включенных судом периодов работы страховой стаж истца составит более 12 лет, величина ИПК более 21,0, что следует из ответа ответчика от 25.09.2023, суд приходит к выводу о наличии у истца права на установление страховой пенсии по старости, предусмотренной ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», с 30.11.2021 (когда истцу исполнился 61 год 6 месяцев).

Между тем, учитывая, что спорные периоды работы истца нашли свое подтверждение только в ходе рассмотрения настоящего дела в суде, оснований для удовлетворения требований истца в части признания незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении ему страховой пенсии по старости не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Серикова С.А. удовлетворить частично.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области (ОГРН 1023900775580) обязанность включить в страховой стаж Серикова С.А., < Дата > года рождения, уроженца < адрес > (СНИЛС ) следующие периоды его работы:

- с 13.03.1992 по 26.10.1994 в Павлодарской автоколонне в должности шофера;

- с 02.11.1994 по 15.06.1995 в Частном МП «Иван» в должности водителя;

- с 22.06.1995 по 01.11.1995 в Таможенном управлении Павлодарской области в должности инспектора отдела таможенных постов и переходов;

- с 05.11.1995 по 05.11.1999 в Автоснаб ЛТД в должности водителя;

- с 10.11.1999 по 31.12.2001 в Автоснаб Сервис в должности водителя.

Возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области (ОГРН 1023900775580) обязанность назначить Серикова С.А. страховую пенсию по старости, предусмотренную ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», начиная с 30.11.2021.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 24 октября 2023 года.

Судья: подпись Ю.А. Крутик

Дело № 2-4985/2023

УИД 39RS0002-01-2023-004449-42

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 октября 2023 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Крутик Ю.А.,

при секретаре Моздыган М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серикова С.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области о признании незаконным решения, включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Сериков С.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области (далее – ОСФР по Калининградской области) о включении периодов работы, военной службы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости.

В обоснование требований указал, что 16.11.2021 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставив все необходимые документы, однако решением ответчика в установлении пенсии ему было отказано по причине отсутствия требуемой величины ИПК, которая при необходимой 21,0 составила 12,627. При подсчете страхового стажа и величины ИПК ответчиком были исключены периоды его работы на территории Республики Казахстан. Такое решение обосновано тем, что представленные истцом справки, подтверждающие трудовую деятельность в иностранном государстве, подлежали обязательной проверке путем направления в компетентный орган Республики Казахстан соответствующих запросов, ответы на которые, однако, не поступили, то есть стаж не считается подтвержденным.

С таким решением ответчика истец не согласен, поскольку трудовая деятельность на территории Республики Казахстан подтверждена документально. Исключенные безосновательно периоды работы, не учтенные и при расчете величины ИПК, лишают его права на получение страховой пенсии по старости.

Просил суд признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении ему страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность включить в его страховой стаж период военной службы в ВС СССР с 10.11.1978 по 23.10.1980, а также периоды работы с 13.03.1992 по 25.10.1994 в Павлодарской автоколонне в должности шофера; с 02.11.1994 по 15.06.1995 в Частном МП «Иван» в должности водителя; с 22.06.1995 по 01.11.1995 в Таможенном управлении Павлодарской области в должности инспектора отдела таможенных постов и переходов; с 05.11.1995 по 05.11.1999 в Автоснаб ЛТД в должности водителя; с 10.11.1999 по 05.02.2002 в Автоснаб Сервис в должности водителя, с 23.07.2003 по 30.11.2005 в ПФ ТОО «Кастинг» в должности водителя, с 01.12.2005 по 28.03.2007 в ПФ ТОО «БКВ-Групп» в должности водителя, с 05.04.2007 по 27.11.2012 в фермерском хозяйстве с. Покровка в должности водителя и назначить страховую пенсию по старости с 16.11.2021.

В судебном заседании истец Сериков С.А. требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить. Указал, что на включении в страховой стаж периода военной службы не настаивает, поскольку данный период учтен ответчиком добровольно.

Представитель ответчика Дисковская Т.В. возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что трудовой стаж Серикова С.А. не подтвержден АО «ЕНПФ» Республики Казахстан посредством формуляра «О стаже работы». Добавила, что период военной службы учтен в страховой стаж истца и с учетом данного периода величина ИПК составила 16,67, продолжительность страхового стажа – 16 лет 3 месяца 9 дней.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона, начиная с 01.01.2016, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона.

С учетом переходных положений, закрепленных в ст. 35 названного Федерального закона, право на назначение страховой пенсии по старости у мужчин, рожденных в 1 полугодии 1960 года, возникает по достижении ими возраста 61 года 6 месяцев при наличии страхового стажа не менее 12 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 21,0.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 16.11.2021 Сериков С.А., < Дата > года рождения, то есть в возрасте 61 года 5 месяцев, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика в установлении пенсии было отказано по причине отсутствия требуемой величины ИПК.

Так, на дату подачи заявления страховой стаж истца составил 14 лет 03 месяца 25 дней, величина ИПК – 12,63, при необходимой не менее 21,0.

Впоследствии Департаментом по делам обороны Павлодарской области Республики Казахстан направлен ответ о подтверждении периода прохождения истцом военной службы по призыву, в связи с чем в его страховой стаж был учтен период военной службы с 10.11.1978 по 23.10.1980; ИПК составил 16,67.

Согласно данным о стаже в страховой стаж Серикова С.А. наряду с периодом военной службы были включены периоды его работы с 23.12.1975 по 31.10.1978 в совхозе «Октябрьский» в должностях рабочего, тракториста-машиниста отдела № 5, с 18.11.1980 по 20.12.1983 в Автоколонне № 2566 г. Павлодара в качестве шофера 3 класса, с 17.01.1984 по 23.04.1984 в должности водителя в ОСКОМ комсомола, с 07.05.1984 по 12.03.1992 в Павлодарской автоколонне 2566 в должности водителя 3 класса и период получения пособия по безработице с 06.07.2020 по 05.10.2020.

При этом из трудовой книжки истца применительно к спорным периодам работы следует, что в Павлодарской автоколонне Сериков С.А. работал водителем в период с 07.05.1984 по 25.10.1994.

Далее, в период с 02.11.1994 по 15.06.1995 осуществлял свою трудовую деятельность в Частном МП «Иван» в должности водителя; с 22.06.1995 по 01.11.1995 - в Таможенном управлении Павлодарской области в должности инспектора отдела таможенных постов и переходов; с 05.11.1995 по 05.11.1999 - в Автоснаб ЛТД в должности водителя; с 10.11.1999 по 05.02.2002 - в Автоснаб Сервис в должности водителя, с 23.07.2003 по 30.11.2005 - в ПФ ТОО «Кастинг» в должности водителя, с 01.12.2005 по 28.03.2007 - в ПФ ТОО «БКВ-Групп» в должности водителя, с 05.04.2007 по 27.11.2012 - в фермерском хозяйстве с. Покровка.

Отказывая во включении в страховой стаж в целях назначения страховой пенсии по старости периодов работы истца после 13.03.1992, ответчик исходил из того, что трудовая деятельность Серикова С.А. протекала на территории Республики Казахстан и, руководствуясь положениями Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов ЕАЭС от 20.12.2019, указал, что периоды работы после указанной даты могут быть включены в страховой стаж только при обязательном подтверждении их компетентными органами государства-участника (в настоящем деле – АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан). Однако в ответ на направленный формуляр о стаже АО «ЕНПФ» трудовую деятельность истца не подтвердило.

Разрешая требования истца в части включения данных периодов в страховой стаж, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч. 2).

На основании ст. 14 названного Федерального закона правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

С 01.01.2015 вступили в силу Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015.

В соответствии с указанными Правилами основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. До регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно; при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

При назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

С 01.01.2021 вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (п. 1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (п. 2).

В целях реализации Соглашения решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 № 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств – членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения.

В соответствии с названным Порядком для определения права на пенсию с применением п. 2 ст. 7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы (ч. 9). Компетентный орган государства-члена, получивший запрос, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства-члена, направившего запрос (ч. 10).

Компетентным органом в Республике Казахстан, на который возложена реализация законодательства в области пенсионного обеспечения, определено АО «Единый накопительный пенсионный фонд».

По сведениям ОСФР по Калининградской области компетентным органом Республики Казахстан формуляр «О стаже работы» на запрос ПФР не представлен, таким образом, стаж работы истца не подтвержден.

Вместе с тем в силу ст. 12 Соглашения от 20.12.2019 назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы,

за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13.03.1992).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от 13.03.1992).

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии по старости периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В любом случае документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, является, прежде всего, трудовая книжка установленного образца, а при отсутствии трудовой книжки, либо в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992.

Записи о спорных периодах работы истца имеются в трудовой книжке, выполнены последовательно и без исправлений, скреплены печатями организаций и ответчиком не оспорены.

Кроме того, как следует из представленной истцом справки ПФ ТОО «Кастинг» от < Дата >, он в период с 23.07.2003 по 30.11.2005 работал полный рабочий день водителем МАЗ транспортного отдела. За указанный период ему начислялась и выплачивалась заработная плата в указанном в справке от < Дата > размере. Каких-либо отвлечений не усматривается.

На запрос суда Республиканским государственным учреждением «Департамент государственных доходов по Павлодарской области Комитета государственных доходов Министерства финансов республики Казахстан» 20.09.2023 представлены сведения о работе Серикова С.А. в Таможенном управлении Павлодарской области в период с 22.06.1995 по 01.11.1995, в том числе приказ -л от < Дата > о приеме его на работу в должности инспектора отдела таможенных постов и переходов с 22.06.1995; приказ -л от < Дата > об освобождении от должности с 01.11.1995.

Также, КГУ «Павлодарский городской архив по личному составу» суду представлена архивная справка от < Дата > , в которой сообщено, что в приказах по личному составу ПФ ТОО «БКВ-групп» за 2005-2007 годы значится Сериков С.А.: с 01.12.2005 на основании приказа к принят на работу водителем в транспортную службу; уволен на основании приказа л/с с 28.03.2007; за весь период работы выплачена заработная плата в указанном размере.

Таким образом, факт осуществления истцом трудовой деятельности в периоды, отраженные в трудовой книжке и не учтенные ответчиком, частично нашел свое подтверждение иными документами, что исключает основания у суда ставить под сомнение выполненные в трудовой книжке записи о работе истца.

Вместе с тем правовые основания для включения в страховой стаж Серикова С.А. всех спорных периодов работы отсутствуют, поскольку периоды работы, имевшие место после 01.01.2002, могут быть зачтены в страховой стаж только при условии уплаты страховых взносов, данные о которых в части заявленных периодов с 01.01.2002 по 27.11.2012 в материалах дела отсутствуют и истцом не представлены.

В указанной связи периоды работы истца с 01.01.2002 по 05.02.2002 в Автоснаб Сервис в должности водителя, с 23.07.2003 по 30.11.2005 в ПФ ТОО «Кастинг» в должности водителя, с 01.12.2005 по 28.03.2007 в ПФ ТОО «БКВ-Групп» в должности водителя и с 05.04.2007 по 27.11.2012 в фермерском хозяйстве с. Покровка в должности водителя включению в страховой стаж истца не подлежат.

При этом следует отметить, что в рассматриваемом случае данные периоды работы к увеличению ИПК не приведут и, кроме того, не повлияют на размер страховой пенсии, поскольку при определении величины ИПК и размера пенсии гражданина правовое значение имеет стаж, приобретенный только до 01.01.2002. Наличие страхового стажа после указанной даты к увеличению размера страховой пенсии не приведет, так как после 01.01.2002 учитываются лишь страховые взносы, уплаченные в ПФР. В настоящем случае взносы в ПФР в исключенные судом периоды не уплачивались.

Между тем, в силу вышеприведенных норм права и разъяснений по их применению оснований для исключения из страхового стажа истца периодов его работы с 13.03.1992 по 26.10.1994 в Павлодарской автоколонне в должности шофера; с 02.11.1994 по 15.06.1995 в Частном МП «Иван» в должности водителя; с 22.06.1995 по 01.11.1995 в Таможенном управлении Павлодарской области в должности инспектора отдела таможенных постов и переходов; с 05.11.1995 по 05.11.1999 в Автоснаб ЛТД в должности водителя и с 10.11.1999 по 31.12.2001 в Автоснаб Сервис в должности водителя у суда не имеется, в связи с чем они подлежат включению в страховой стаж Серикова С.А.

Несмотря на отсутствие дополнительных подтверждающих трудовой стаж документов (справок работодателя, архивных данных), суд полагает возможным зачесть их в страховой стаж истца, поскольку записи о них выполнены в трудовой книжке, а непредставление работодателем документов по личному составу в государственный архив не может лишать работника права на достойное социальное обеспечение.

В частности, Государственным архивом Павлодарской области, КГУ «Павлодарский городской архив по личному составу» суду сообщено об отсутствии запрашиваемых сведений о работе истца в периоды работы в Автоснаб ЛТД в Автоснаб Сервис в Частном МП «Иван».

Принимая такое решение, суд учитывает и то, что Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ, вступившим в силу с 30.06.2022, Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное в городе Москве 13.03.1992, с 01.01.2023, действительно, денонсировано.

Прекращение действия данного Соглашения от 13.03.1992 с другими участниками с 01.01.2023 подтверждено и официальным сообщением МИД РФ.

Вместе с тем в п. 2 ст. 13 Соглашения от 13.03.1992 указано, что пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями данного Соглашения, не теряют своей силы и в случае выхода из Соглашения государства-участника, на территории которого они проживают.

По смыслу ст. 38 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение международного договора Российской Федерации не освобождает сторону договора от выполнения обязательств, возникших в результате выполнения договора до его денонсации.

Сериков С.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в период действия Соглашения от 13.03.1992, оспариваемое решение принято ответчиком также в период действия данного Соглашения, в связи с чем суд при определении стажа, приобретенного до 01.01.2021, и при разрешении настоящего спора по существу, полагает необходимым руководствоваться именно Соглашением от 13.03.1992.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку на дату обращения Серикова С.А. за страховой пенсией ему исполнился 61 год 5 месяцев, с учетом включенных судом периодов работы страховой стаж истца составит более 12 лет, величина ИПК более 21,0, что следует из ответа ответчика от 25.09.2023, суд приходит к выводу о наличии у истца права на установление страховой пенсии по старости, предусмотренной ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», с 30.11.2021 (когда истцу исполнился 61 год 6 месяцев).

Между тем, учитывая, что спорные периоды работы истца нашли свое подтверждение только в ходе рассмотрения настоящего дела в суде, оснований для удовлетворения требований истца в части признания незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении ему страховой пенсии по старости не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Серикова С.А. удовлетворить частично.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области (ОГРН 1023900775580) обязанность включить в страховой стаж Серикова С.А., < Дата > года рождения, уроженца < адрес > (СНИЛС ) следующие периоды его работы:

- с 13.03.1992 по 26.10.1994 в Павлодарской автоколонне в должности шофера;

- с 02.11.1994 по 15.06.1995 в Частном МП «Иван» в должности водителя;

- с 22.06.1995 по 01.11.1995 в Таможенном управлении Павлодарской области в должности инспектора отдела таможенных постов и переходов;

- с 05.11.1995 по 05.11.1999 в Автоснаб ЛТД в должности водителя;

- с 10.11.1999 по 31.12.2001 в Автоснаб Сервис в должности водителя.

Возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области (ОГРН 1023900775580) обязанность назначить Серикова С.А. страховую пенсию по старости, предусмотренную ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», начиная с 30.11.2021.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 24 октября 2023 года.

Судья: подпись Ю.А. Крутик

2-4985/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Сериков Сергей Александрович
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Калининградской области
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Крутик Юлия Александровна
Дело на странице суда
centralny.kln.sudrf.ru
19.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2023Передача материалов судье
26.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.08.2023Предварительное судебное заседание
17.10.2023Судебное заседание
24.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее