Решение по делу № 12-45/2018 от 23.01.2018

Дело № 12-45/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Гулькевичи                                                                         16 февраля 2018 года

Судья Гулькевичского районного суда Краснодарского края Логачева Е.Д.,

при секретаре - Саркисян К.А.,

с участием представителя заявителя – Каламбет О.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Администрации Новоукраинского сельского поселения на постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Кривошей И.О. от 22 ноября 2017 года от 22 ноября 2017 года о назначении наказания по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

        установил:

Администрация Новоукраинского сельского поселения обратилась в суд с жалобой и просит отменить постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Кривошей И.О. от 22 ноября 2017 года о назначении административного наказания, которым администрация Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района признана виновной по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа размере 20000 рублей за несвоевременное предоставление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Заявитель указывает на то, что обосновывая вину администрации поселения административный орган указывает, что администрацией совершено сокрытие и искажение экологической информации, однако не прописывает, в чем конкретно выразилось данное административное правонарушение, фактов сокрытия и искажения экологической информации не приводит, данные выводы никакими доказательствами не обосновывает, не указывает дату совершения административного правонарушения. При этом указывает в постановлении, что в нарушение пункта 35 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»), части 5 статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год предоставлена позже 10 марта 2017 года. Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В силу статьи 16 данного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Законодательство не предусматривает взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки этих объектов на государственный учет. В результате деятельности администрации образуются исключительно бытовые отходы (юридическое лицо не осуществляет деятельность по размещению отходов самостоятельно), при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в критериях (п. 6 Критериев), в связи с чем, администрация не подлежит постановке на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и как юридическое лицо не обязано осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно части 5 статьи 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» лица, обязанные вносить плату (указанные в пункте 1 статьи 16.1 данного закона) за негативное воздействие на окружающую среду, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют в уполномоченный орган декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года № 255 утвержден Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за виды вредного воздействия на окружающую природную среду. Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее представления утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 9 января 2017 года № 3. Форма декларации содержит сведения о размере платы и не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду, в связи с чем ее непредставление не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные обстоятельства были предметом рассмотрения постановления Верховного Суда РФ от 9 января 2017 года № 189-АД16-170 и от 8 июня 2017 года № 15-АД 17-2. Административный орган, ссылаясь на нарушение сроков предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, не приводит доказательств того, что администрация поселения обязана предоставлять декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год. С учетом изложенного, вывод административного органа о совершении администрацией поселения административного правонарушения является необоснованным, не доказанным.

В судебном заседании представитель заявителя Каламбет О.В. доводы жалобы поддержала,указав, что срок пропущен на несколько дней,если не на день..

Представитель административного органа в направленном в суд отзыве возражал против доводов жалобы,указав, что довод о том, что не предоставление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ не соответствует действительности. В ст. 8.5 КоАП РФ прописано, что несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения. В постановлениях Верховного Суда РФ от 09.01.2017 № 189-АД16-170 и от 08.06.2017 № 15-АД 17-2 рассматривался вопрос привлечения к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ за несвоевременное предоставление расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Аналогичная правовая позиция изложена в ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. В своей жалобе Администрация указывает, что в результате их деятельности образуются исключительно бытовые отходы, тем самым подтверждается факт образования бытовых отходов. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П указано, что с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.     Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена у Администрации только лишь в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению ТБО и возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, которым соответствующие денежные средства природопользователем (загрязнителем) для цели их уплаты в качестве соответствующего платежа за размещение отходов не передавались. Административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.5 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.Суд с согласия представителя истца определил возможным рассмотреть жалобу в отсутствие заинтересованного лица.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Из материалов дела видно, что постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Кривошей И.О. от 22 ноября 2017 года Администрация Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района» привлечена к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в рамках Постановления Правительства от 03 марта 2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую природную среду» Отделом ГЭЭ и РД Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведен анализ лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, представивших декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год позднее 10 марта 2017 года, в ходе которого установлено, что Администрацией Новоукраинского сельского поселения Гулькевичского района декларация о плате за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2016 год представлена позже 10 марта 2017 года (24 марта 2017 года).

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу требований ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с п.5 ст. 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма в соответствии с п. 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 года № 3 «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».

В силу ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Согласно разъяснениям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, содержащимся в письме от 14 декабря 2017 года № 09-47/34954 «Об исполнении обязанности по внесению платы за НВОС», исключение из лиц, обязанных вносить плату, составляют только лица, осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории и имеющее соответствующее свидетельство о постановке на государственный учет как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, относящегося к IV категории. Такие лица не обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и представлять декларацию о плате.

Указанными нормативными актами предусмотрены обязательные требования к лицам, обязанным сообщать информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Заявителем не представлено доказательств постановки его на государственный учет как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, относящегося к IV категории, в связи с чем его довод о том, что он не обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, а, следовательно, и сдавать декларацию, необоснован. Кроме того, сама Администрация, заявляя об отсутствии у нее такой обязанности, представила декларацию в уполномоченный орган.

Суд приходит к выводу, что совершенное Администрацией Новоукраинского сельского поселения деяние правильно квалифицировано по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом от 16 ноября 2017 года об административном правонарушении, составленным в присутствии представителя Администрации поселения; декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год с отметкой о принятии ее 24 марта 2017 года; распоряжением об исполнении обязанностей главы поселения; поручением руководителя Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о проведении мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения деклараций о плате.

В ходе производства по данному делу об административном правонарушении на основании всестороннего и полного анализа собранных по делу доказательств административным органом установлены все юридически значимые обстоятельства совершения Администрацией поселения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе событие данного административного правонарушения.

Судом установлено, что нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола и рассмотрении административного материала в отношении Администрации поселения не имеется. Дело рассматривалось в присутствии представителя администрации, который был ознакомлен с протоколом, постановлением об административном правонарушении, о чем имеется его подпись. Административным органом правильно согласно материалам административного производства, сделан вывод о виновности Администрации поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи назначено минимальное наказание.

Ссылку представителя администрации поселения на постановление Верховного Суда РФ от 9 января 2017 года № 189-АД16-170 и от 8 июня 2017 года № 15-АД17-2 суд считает несостоятельной, поскольку указанным постановлением разрешено дело о несвоевременном предоставлении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, в то время как в настоящем деле речь идет о несвоевременном предоставлении декларации, что прямо предусмотрено диспозицией ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод о том, что у администрации образуются исключительно бытовые отходы, несостоятелен, поскольку Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» такой вид отходов как «бытовые отходы» не выделяется. Кроме того, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П по делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.

Поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена у Администрации только лишь в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению ТБО и возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, которым соответствующие денежные средства природопользователем (загрязнителем) для цели их уплаты в качестве соответствующего платежа за размещение отходов не передавались. Иной подход противоречит принципам охраны окружающей среды и природопользования, в том числе, принципу платности природопользования и необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленным статьями 3 и 16 Закона об охране окружающей среды, и не будет обеспечивать должную защиту окружающей среды от негативного на нее воздействия, компенсацию причиненного ей вреда, а, следовательно, право граждан на благоприятную окружающую среду.

Вместе с тем, разрешая вопрос о наказании, суд принимает во внимание положения главы 4 «Назначение административного наказания» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предполагают назначение административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 Постановления от 02.06.2004 года № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Принимая во внимание, что Администрация поселения представило декларацию с незначительным нарушением срока, отсутствие причиненного вреда и наступивших негативных последствий правонарушения, которое не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, личности, обществу и государству, суд полагает возможным признать правонарушение малозначительным, освободить Администрацию Новоукраинского сельского поселения от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Освободить Администрацию Новоукраинского сельского поселения от административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынести ей устное замечание. Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжалованию в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Гулькевичский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья

Гулькевичского районного суда

Краснодарского края                                                                          Е.Д.Логачева

12-45/2018

Категория:
Административные
Другие
администрация Новоукраинского сельского поселения
Суд
Гулькевичский районный суд Краснодарского края
Судья
Логачева Елена Дмитриевна
Статьи

8.5

Дело на странице суда
gulkevichi.krd.sudrf.ru
23.01.2018Материалы переданы в производство судье
16.02.2018Судебное заседание
16.02.2018Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2018Вступило в законную силу
30.03.2018Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее