РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2015 года г.Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Улановой О.К.,
при секретаре Герасименко Н.В.
рассмотрев с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЕнисейТрансФлот» на постановление начальника Дудинского линейного отдела Енисейского УГМРН Ространснадзора Котлованова В.Г. от 03 июля 2015 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ЕнисейТрансФлот» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №5-20 начальника Дудинского линейного отдела Енисейского УГМРН Ространснадзора Котлованова В.Г. от 03 июля 2015 года Общество с ограниченной ответственностью «ЕнисейТрансФлот» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законождательством Российской Федерации.
Не согласившись с данным постановлением ООО «ЕнисейТрансФлот» обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и производство по делу прекратить, мотивируя следующим.
Выданный по итогам проверки соблюдения установленных требований в области безопасности эксплуатации портовых гидротехнических сооружений акт №097 от 02.07.2015 года не обоснован, и свидетельствует о том, что начальник Дудинского линейного отдела Енисейского УГМРН Ростехнадзора Котлаванов В.Г. чинит препятствия предпринимательской деятельности ООО «ЕТФ», владельцу причала, так как половина документов, предоставленных на проверку согласно описи, рассмотрены не были; не указано, по каким формам должны заполняться: мероприятия, журналы, приказы и т.д. При перечислении нарушений ссылка на пункты ГОСТа Р 54523-2011 не правомерны, поскольку положения государственных стандартов, не включенные в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ от 27.12.2002 года №184 «О техническом регулировании», не могут носить обязательный характер. Указанный ГОСТ в перечень не включен, составлен на основании нормативных документов морского транспорта и учитывает особенности эксплуатации морских портов. Для портовых сооружений внутреннего водного транспорта существуют другие нормативные документы: ГОСТ Р55561-2013» Внутренний водный транспорт. Портовые гидросооружения. Требования безопасности, ГОСТ Р 56241-2014 «Внутренний водный транспорт. Техническая эксплуатация. Требования безопасности» (утв.Приказом Госстандарта от 19.11.2014, введен с 01.09.2015). Кроме этого, с 12.10.2012 года причал не эксплуатировался, так как река Дудинка была перекрыта баржами ОАО «Норильский никель». По решению суда причал был закрыт с 2010 года. Введен причал в эксплуатацию 26.06.2015 года, в связи с чем, по мнению заявителя, необоснованна ссылка на нарушение требований к обеспечению безопасности в части отсутствия документации по мониторингу технического состояния сооружения; отсутствия актов освидетельствования сооружения; отсутствие отчетов о проведении обследования сооружения и отсутствие декларации безопасности гидротехнического сооружения. Кроме этого нагрузок на причале не было, работающего кранового оборудования не было, подкрановых путей нет; в соответствии с заключением ОАО «Гипоречтранс» на причалах такой ширины и высоты наблюдения за уровнем грунтовых вод не ведется; поскольку напряжение на причал не подавалось, то и токов там нет. Промеры глубин (водолазное обследование и траление перед началом эксплуатации) выполнены. Декларация соответствия сооружения требованиям Технического регламента имеется, необходимость ее регистрации в Росакредитации, согласно письму начальника управления морского и речного надзора от 04.03.2015 г. отсутствует. Ежегодные акты освидетельствования не были составлены, так как причал был закрыт.
В дополнениях к жалобе, поступивших 13 августа, 14 сентября и 18 сентября 2015 года, представитель ООО «ЕнисейТрансФлот» считает производство по делу об административном правонарушении подлежащим прекращение за отсутствием события правонарушения, ссылаясь на то, что общество является владельцем сооружения, именуемого «причал на реке Дудинка», который в постановлении административного органа указан как гидротехническое сооружение. Согласно статьям 3 и 7 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническое сооружение, это плотины, здания ГЭС, туннели, каналы, насосные станции, сооружения, дамбы и т.д. Причалы на реке в понятие гидротехнического сооружения не входят. Гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений, в котором сведения о причале на реке Дудинка отсутствуют. Следовательно, причал общества не является гидротехническим сооружением и требования по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством РФ, к нему не относятся, что подтверждено решением Дудинского районного суда от 15 декабря 2011 года. Приказом Ространснадзора Минтранса РФ от 26 декабря 2012 года №АК-878-фс «Об утверждении положения о Енисейском управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» определено, что данный надзорный орган осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ: о торговом мореплавании и о внутреннем водном транспорте РФ, контроль и надзор за деятельностью юридических и физических лиц, связанной с судоходством и обеспечением безопасности на море и ВВП РФ, а также эксплуатацией портовых и судоходных гидротехнических сооружений. ООО «ЕнисейТрансФлот» не имеет объектов транспортной инфраструктуры, не является технологическим комплексом, относящимся к объектам транспортной инфраструктуры, не внесен в установленном порядке в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры с присвоением реестрового номера и не является субъектом транспортной инфраструктуры. Кроме этого, согласно ст.1 КВВТ РФ, он регулирует отношения, возникшие между организациями внутреннего водного транспорта РФ, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях РФ. Положения кодекса распространяются на внутренние водные пути РФ и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения: порты, суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях РФ. В соответствии с перечнем внутренних водных путей РФ, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 г. №1800-р, речка Дудинка не относится к внутреннему водному пути РФ. Согласно техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Правительством РФ от 12.08.2010 г. №623, настоящий регламент применяется к объектам инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включающим: судовые ходы, обозначенные навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом; средства навигационного оборудования; перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные гидротехнические сооружения портов, причалы и портовые причальные сооружения. Сооружение ООО «ЕТФ» на берегу речки Дудинка не является объектом внутреннего водного транспорта, в силу того, что данная речка не относится к внутренним водным путям, а также в связи с тем, что названное сооружение не является объектом инфраструктуры внутреннего водного транспорта. В связи с чем, по мнению заявителя, административный орган незаконно провел проверку в отношении общества и привлек общество к административной ответственности.
В судебном заседании представитель ООО «ЕнисейТрансФлот», адвокат Чахвадзе К.С., действующая на основании ордера, жалобу и доводы, изложенные в жалобах, поддержала.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.; на должностных лиц – от 2 000 руб. до 3 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 2000 руб. до 3000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток; на юридических лиц – от 20 000 руб. до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Как установлено, на основании распоряжения и.о. начальника Енисейского Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 02 июня 2015 года №102-р уполномоченным должностным лицом – начальником Дудинского линейного отдела Енисейского УГМРН Ространснадзора Котловановым В.Г., в период с 01 июля по 02 июля 2015 года была проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «ЕнисейТрансФлот» требований в области безопасности эксплуатации портовых гидротехнических сооружений.
Из акта проверки от 02 июля 2015 года, протокола об административном правонарушении №5-20 от 03 июля 2015 года и постановления от 03 июля 2015 года о привлечении ООО «ЕнисейТрансФлот» к административной ответственности по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в ходе проверки соблюдения ООО «ЕнисейТраснФлот» требований в области безопасности эксплуатации портовых гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации, а именно: на сооружении, именуемом «причал на реке Дудинка», общей площадью 748 кв.м, расположенном в г.Дудинка, на правом берегу р.Дудинка в 5 км от устья вверх по течению, кадастровый номер №, выявлены следующие нарушения:
-отсутствует документация по мониторингу технического состояния сооружения (план и программа выполнения мониторинга технического состояния сооружения и режима его эксплуатации, акты периодических технических осмотров сооружения) - пункты 480, 481,482, 484 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ №623 от 12.08.2010 г.;
-отсутствуют акты освидетельствования сооружения – п.п.453,455,456 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ №623 от 12.08.2010 г.; Приложение В ГОСТ Р 54523-2011 Национальный стандарт РФ «Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, утвержденные Приказом Росстандарта №600-СТ от 25.11.2011;
-отсутствуют отчеты о проведенных обследованиях сооружения – п.п.453,455,456 регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ №623 от 12.08.2010 г.; и пункт 7.1.1. ГОСТ Р 54523-2011 Национальный стандарт РФ «Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, утвержденные Приказом Росстандарта №600-СТ от 25.11.2011;
-отсутствует декларация безопасности гидротехнического сооружения, зарегистрированная в электронной форме в Едином реестре деклараций о соответствии на сайте РОСАККРЕДИТАЦИИ, согласно п.6 ст.24 Федерального закона №184-ФЗ «О техническом регулировании» - п.п.518, 455 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ №623 от 12.08.2010 г.; Приложение Б.5, Приложение Ж к ГОСТ Р 54523-2011 Национальный стандарт РФ «Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, утвержденные Приказом Росстандарта №600-СТ от 25.11.2011; пункт 9.8 ГОСТ Р 55561-2013 Национальный стандарт РФ «Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности».
Вместе с тем, в силу статьи 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.
Положения настоящего Кодекса распространяются на внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения; порты, расположенные на внутренних водных путях Российской Федерации; суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года №623 в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ "О техническом регулировании" утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.
В статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации раскрыты понятия "внутреннего водного транспорта", "внутренних водных путей", «причала» и "инфраструктуры внутренних водных путей".
Так, внутренние водные пути Российской Федерации – это естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иными способами и используемые в целях судоходства.
Внутренний водный транспорт Российской Федерации - один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации.
Причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.
Инфраструктура внутренних водных путей - совокупность объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, сети связи и сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы и системы управления движением судов, суда технического флота (суда, предназначенные для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других, связанных с содержанием внутренних водных путей, работ), и иных обеспечивающих их функционирование объектов.
Перечень внутренних водных путей, согласно пункту 1 статьи 7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 года №1800-р, и является исчерпывающим.
Согласно данному Перечню сеть внутренних водных путей России включает естественные водные пути – свободные реки и озера, а также искусственные водные пути – реки с частично зарегулированным стоком, шлюзовые реки, каналы и водохранилища.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что требования Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта распространяются на объекты внутреннего водного транспорта, расположенные на внутренних водных путях Российской Федерации, которые включены в Перечень внутренних водных путей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации №1800-р от 19 декабря 2002 года.
Река Дудинка в указанный Перечень не включена, следовательно, не открыта в установленном порядке для судоходства и не является внутренним водным путем, в силу чего, положения Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, требования Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта на данный водоем и расположенные на нем объекты не распространяются.
Исходя из преамбулы и пункта 1.5 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55561-2013 «Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности», утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2013 года №1091-ст, применение настоящего стандарта обеспечивает выполнение требований Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта в части обеспечения безопасности объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта – портовых гидротехнических сооружений, и применяется юридическими и физическими лицами, осуществляющими проектирование, строительство, приемку в эксплуатацию, ремонт, реконструкцию, вывод из эксплуатации и ликвидацию портовых гидротехнических сооружений в составе портов, портовых районов и участков, а также отдельных причалов и причальных сооружений на внутренних водных путях Российской Федерации.
Национальный стандарт ГОСТ Р 54523-2011 «Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденный и введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2011 года №600-ст, согласно пункту 1 предназначен для применения в строительстве и эксплуатации при проведении обследований и мониторинга технического состояния портовых гидротехнических сооружений, расположенных на акватории портов и судоремонтных заводов, при разработке зданий на проектирование, обследование и мониторинг сооружений в процессе их эксплуатации.
Учитывая, что река Дудинка не включена в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, причал ООО «ЕнисейТрансФлот» не расположен в акватории порта и судоремонтного завода, суд приходит к выводу, что требования ГОСТа Р 55561-2013 и ГОСТа Р 54523-2011 на данный объект также не распространяются.
Кроме того, Федеральный закон "О техническом регулировании" №184-ФЗ от 27.12.2002 в понятие "техническое регулирование" включает установление обязательных требований, так и требований, предназначенных для добровольного применения (рекомендательного характера). Обязательные требования устанавливаются в технических регламентах, а требования, предназначенные для применения на добровольной основе - в национальных стандартах, стандартах организаций, а также актах рекомендательного характера, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона могут издаваться Федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ целями стандартизации являются повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений.
Одним из принципов осуществления стандартизации является принцип добровольного применения стандартов (ст.12 Закона №184-ФЗ, абз. 1 Раздела 4 ГОСТ Р 1.0-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения").
В силу части 4 статьи 16.1 Закона №184-ФЗ применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Таким образом, правовой статус стандартов в Российской Федерации определяется как документы, которые не имеют обязательного характера и применяются на добровольной основе, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Доказательства, свидетельствующие обязательный характер национальных стандартов ГОСТа Р 55561-2013 и ГОСТа Р 54523-2011, представленные материалы не содержат.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что постановление №5-20 от 03 июля 2015 года является незаконным, поскольку причал ООО «ЕнисейТрансФлот» расположен на реке Дудинка, которая не включена в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации; место расположения причала не относится к акватории порта, поэтому данный причал не является объектом, на который распространяются требования Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Технического регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта и национальных стандартов ГОСТа Р 55561-2013, ГОСТа Р 54523-2011, что свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЕнисейТрансФлот» удовлетворить.
Постановление начальника Дудинского линейного отдела Енисейского УГМРН Ространснадзора Котлованова В.Г. от 03 июля 2015 года №5-20 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЕнисейТрансФлот» прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения с подачей жалобы через Дудинский районный суд.
Судья О.К.Уланова