Решение по делу № 33-3713/2024 от 25.06.2024

Судья Цветкова А.В. Дело № 2-1706/2024

УИД 35RS0010-01-2023-015910-61

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 июля 2024 года № 33-3713/2024

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Белозеровой Л.В.,

судей Образцова О.В., Вахониной А.М.,

при секретаре Рябининой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Вытегорского района Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 26.04.2024 по иску и.о. прокурора Вытегорского района Вологодской области в защиту неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства», Федеральному дорожному агентству о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Казначеевой Я.А., судебная коллегия

установила:

и.о. прокурора Вытегорского района Вологодской области обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» (далее - ФКУ «Упрдор Холмогоры») о возложении обязанности.

В обоснование требований указано, что в прокуратуру района поступил акт (справка) о результатах изучения эффективности системы мер по антитеррористической защите моста через <адрес>, в соответствии с которым выявлены нарушения требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2201. Ответственным за обеспечение транспортной безопасности данного моста является ФКУ «Упрдор Холмогоры». По настоящее время ФКУ «Упрдор Холмогоры» выявленные недостатки в обеспечении транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности моста не устранило, в связи с чем нарушаются права граждан в сфере безопасности дорожного движения, а также создана опасная ситуация на данном участке автодороги. Неисполнение требований федерального законодательства в части обеспечения транспортной безопасности может привести к актам незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры, при этом, несоблюдение требований транспортной безопасности при наступлении тяжких последствий создают непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу не только граждан, но и обществу, государству в целом.

Просил обязать ФКУ «Упрдор Холмогоры» в срок до 01.01.2025 устранить нарушения антитеррористической защищенности моста через <адрес>: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности; обеспечить информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: видеообнаружение объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частей, технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; передачу данных с систем видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих для этого необходимые конструктивные возможности, в течение 10 суток; выявление нарушителя в заданное время в заданном месте на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры.

В ходе рассмотрения дела по существу к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное дорожное агентство (далее также Росавтодор), в качестве третьих лиц Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 26.04.2024 в удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Вытегорского района Вологодской области в защиту неопределенного круга лиц к ФКУ «Упрдор Холмогоры» о возложении обязанности отказано.

В апелляционном представлении прокурор Вытегорского района Вологодской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование указывает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, перед судом не ставился вопрос об определении значимости автодороги для участников дорожного движения. Полагает, что выбранный способ защиты нарушенного права является наиболее целесообразным и эффективным, оснований для предъявления иного искового требования к ФКУ «Упрдор Холмогоры» не имеется. Финансирование деятельности ФКУ «Упрдор Холмогоры» осуществляется Федеральными дорожным агентством, соответственно данный вопрос относится к его исключительной компетенции.

В возражениях на апелляционное представление ФКУ «Упрдор Холмогоры» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор прокуратуры Вологодской области Казначеева Я.А. доводы, изложенные в апелляционном представлении, поддержала.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении и возражениях на него, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

В силу требований статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон о транспортной безопасности) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов.

Согласно статье 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Статьей 9 Закона о транспортной безопасности определено, что субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (часть 1.1); паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта (часть 1.3); два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства и его электронная копия в течение семи дней направляются субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (часть 1.4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2201 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (далее - Требования).

Подпунктом 3 пункта 7 названных Требований установлена обязанность Субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для зашиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности.

Подпунктом 14 пункта 7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны информировать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры (за исключением эстакад), а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете:

допуска в зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры вне контрольно-пропускных пунктов и (или) постов объекта транспортной инфраструктуры;

допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным и (или) удостоверяющим личность документам и пропускам, а также перевозки грузов по поддельным (подложным) и (или) недействительным перевозочным документам;

перемещения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;

действий на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к повреждению устройств и оборудования объекта транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному назначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или способствующих наступлению таких последствий.

В соответствии с пунктом 14 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры III категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 7 настоящего документа, обязаны:

1) оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:

видеообнаружение объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частей, технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры;

передачу данных с систем видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных;

хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих для этого необходимые конструктивные возможности, в течение 10 суток;

выявление нарушителя в заданное время в заданном месте на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры;

2) выявлять нарушителей, а также подготовку к совершению или совершение актов незаконного вмешательства путем непрерывного контроля работником (работниками) сил обеспечения транспортной безопасности данных (информации), эксплуатационных и функциональных показателей технических средств обеспечения транспортной безопасности;

3) обеспечить реагирование на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства, в том числе силами группы (групп) быстрого реагирования.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.06.2023 сотрудниками УФСБ России по Вологодской области и старшим государственным инспектором УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора по результатам изучения эффективности системы мер по антитеррористической защите моста через <адрес> составлен акт (справка), согласно которой выявлены следующие нарушения: 1. В нарушение пп. 3 п. 7 Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2201 не образовано (не сформировано) и (или) не привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение (-ия) транспортной безопасности. 2. В нарушение пп. 14 п. 7 Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2201 отсутствует информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете: допуска в зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным и (или) удостоверяющим личность документам и пропускам, а также перевозки грузов по поддельным (подложным) и (или) недействительным перевозочным документам; перемещения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; действий на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к повреждению устройств и оборудования объекта транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному назначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или способствующих наступлению таких последствий. 3. В нарушение абз. «а» пп. 1 п. 14 Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2201, объект транспортной инфраструктуры не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеообнаружение объектов видеонаблюдения на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры. 4. В нарушение абз. «в» пп. 1 п. 14 Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2201 объект транспортной инфраструктуры не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих этого необходимые конструктивные возможности, в течение 10 суток. 5. В нарушение абз. «г» пп. 1 п. 14 Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2201 объект транспортной инфраструктуры не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими выявление нарушителя в заданное время в заданном месте на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры. 6. В нарушение пп. 2 п. 14 Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2201 не обеспечено реагирование на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства, в том числе силами группы (групп) быстрого реагирования.

15.08.2023 по результатам проверки в адрес ФКУ Упрдор «Холмогоры» вынесено представление об устранении нарушений законодательства, причин и условий им способствующих.

25.09.2023 ФКУ Упрдор «Холмогоры» в ответ на представление сообщило, что соответствующие бюджетные ассигнования не поступили, при этом информация о планируемых сроках доведения лимитов бюджетных обязательств до получателя бюджетных средств находится в исключительном ведении главного распорядителя Федерального дорожного агентства и в подведомственные учреждения не направляется.

Принимая во внимание, что мост через <адрес> не входит в перечень объектов, требующих в первоочередном порядке реализации положений законодательства о транспортной безопасности, а также не входит в перечень объектов, задействованных в интересах СВО, вывод из строя которых при совершении диверсионно-террористического акта может привести к существенному осложнению воинских перевозок, финансовое обеспечение в целях реализации соответствующих мероприятий в отношении спорного объекта в федеральном бюджете не было предусмотрено, дополнительное финансирование не предоставлено, в настоящее время Минтрансом России только прорабатывается вопрос выделения дополнительного финансирования в 2024 году и плановом периоде 2025-2027 годов в целях реализации мероприятий по обеспечению минимального уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры, имеющих ключевое значение для функционирования транспортного комплекса, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности об устранении нарушений антитеррористической защищенности спорного объекта в срок до 01.01.2025.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, при этом исходит из следующего.

В силу части 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредителем ФКУ Упрдор «Холмогоры» и собственником его имущества является Российская Федерация.

Федеральным органом исполнительной власти, находящимся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, и осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

Согласно подпункту 5.13 пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 374, Федеральное дорожное агентство осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.

В соответствии с пунктом 1.3 Устава, ФКУ Упрдор «Холмогоры», Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является учредителем ФКУ Упрдор «Холмогоры», а также главным распорядителем бюджетных средств.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случае их недостаточности субсидиарную ответственность несет Федеральное дорожное агентство, осуществляющее функции и полномочия учредителя (пункт 2.6 Устава).

Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абзац тридцать шестой статьи 6) понимается, в частности орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом.

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является, в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац 38 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В статье 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, в соответствии с которым получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (абзац 2 пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом данного пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.

На основании пункта 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

На основании положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В установленной в настоящем деле сфере деятельности именно Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), осуществляющая полномочия собственника федерального имущества, переданного учреждению, как главный распорядитель средств федерального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности этого учреждения.

В целях исполнения положений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, а также поэтапной реализации утвержденных планов обеспечения транспортной безопасности, в письмах от 18.03.2020 №..., от 29.08.2023 №... ФКУ Упрдор «Холмогоры» просит Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) рассмотреть вопрос о выделении в 2020, 2023 годах денежных средств на следующие мероприятия: 137 641 тыс. руб. для выполнения работ по разработке проектно-сметной документации по оснащению 53 объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, 9 721, 250 тыс. руб. для выполнения работ по корректировке устаревшей проектно-сметной документации по оснащению 5 объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, 5964, 525 тыс. руб. для выполнения работ по разработке проектно-сметной документации по дооснащению 7 объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной (л.д. 30, 38).

Управление транспортной безопасности Федерального дорожного агентства (Росавтодор) рассмотрело письма от 04.02.2020 №..., от 18.03.2020 №..., №... о выделении лимитов бюджетных обязательств на реализацию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, находящихся в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Холмогоры» и сообщает следующее. В 2019 году Федеральным дорожным агентством проведена работа по формированию программы деятельности, направленной на исполнение требований нормативных правовых актов в сфере обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с которой предполагалось завершить оснащение категорированных ОТИ ДХ, находящихся в оперативном управлении подведомственных Росавтодору Федеральных казенных учреждений, техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности (далее - ИТС ОТБ) до конца 2022 года. Реализация мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ ДХ, находящихся в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Холмогоры» была включена в указанную программу. В этой связи в проект федерального закона о федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов заявлена потребность в бюджетных ассигнованиях на реализацию указанных мероприятий, в том числе на разработку проектной документации на оснащение ОТИ ДХ и выполнение работ по оснащению ОТИ ДХ ИТС ОТБ. Федеральным законом от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» заявленная Росавтодором потребность в бюджетных ассигнованиях на мероприятия по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ ДХ федерального значения удовлетворена не в полном объеме. В связи с вышесказанным в условиях недостаточного бюджетного финансирования на мероприятия по оснащению ОТИ ДХ ИТС ОТБ выполнение указанных работ в первоочередном порядке будет проводиться на ОТИ ДХ 1 и 2 категорий, а также в соответствии с приоритетными задачами, установленными Правительством Российской Федерации. В настоящее время Минтрансом России разрабатывается нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, определяющий этапы и сроки оснащения ОТИ ДХ, расположенных на федеральных автомобильных дорогах техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Дополнительно сообщено, что Минтрансом России совместно с Минюстом России ведется работа по внесению предложений в новую редакцию КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении федеральных казенных учреждений в случае, если лимиты бюджетных ассигнований на указанные цели не выделялись (л.д. 36).

В соответствии с информацией Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 19.04.2024, предоставленной суду первой инстанции, в настоящее время реализация мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, находящихся в оперативном управлении подведомственных?Росавтодору федеральных казенных учреждений, осуществляется в условиях значительного дефицита бюджетных ассигнований, выделяемых Минфином России на транспортную безопасность. Росавтодором ежегодно при подготовке предложений в федеральное законодательство о бюджете заявляется дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ. Однако выделение дополнительных бюджетных ассигнований не поддерживается Министерством финансов Российской Федерации. При формировании предложений в проект федерального закона о федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов Росавтодором заявлялась дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на реализацию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности ОТИ. В соответствии с Уставом ФКУ Упрдор «Холмогоры» является юридическим лицом, наделенным имуществом на праве оперативного управления, находящимся в федеральной собственности и обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетного финансирования. Письмом Минтранса России от 08.12.2022 №... представлен перечень объектов транспортной инфраструктуры, требующих реализации положений законодательства о транспортной безопасности в первоочередном порядке, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых может повлечь приостановку перевозок пассажиров и (или) грузов в соответствующем регионе Российской Федерации, а также письмом Минтранса России от 24.01.2024 №... представлен перечень объектов (мосты, тоннели, отдельные участки автомобильных дорог) задействованных в интересах СВО, вывод из строя которых при совершении диверсионно-террористического акта может привести к существенному осложнению воинских перевозок и потребует длительного времени для восстановления. Данные перечни включают в себя ОТИ, расположенные на территории субъектов Российской Федерации, граничащих с Украиной, реализация мер по обеспечению транспортной безопасности которых является первоочередным. Учитывая изложенное, выполнение ФКУ Упрдор «Холмогоры» указанных в Запросе мероприятий по обеспечению транспортной безопасности Объекта, возможно только после выделения Росавтодору дополнительного финансирования, а также финансового обеспечения реализации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ, определенных Минтрансом России в качестве приоритетных (л.д. 57-58).

Как следует из ответа Министерства транспорта Российской Федерации (далее в том числе Минстрнс России) от 26.04.2024 на запрос суда первой инстанции, Минтрансом России поддерживается подход в части необходимости обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных законодательством о транспортной безопасности. Отмечается, что в целях оказания содействия субъектам транспортной инфраструктуры, в рамках финансового обеспечения реализации мероприятий по транспортной безопасности, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 № 1285-р утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.07.2019 № 1460-р), предусматривающая финансирование за счет средств федерального бюджета в объеме 97,9 млрд. рублей, в том числе более 50 млрд. рублей в целях реализации мероприятий в сфере дорожного хозяйства. Также в рамках формирования Федерального закона «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» было поддержано Минтрансом России и согласовано Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Х. выделение дополнительных бюджетных ассигнований на обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, находящихся в оперативном управлении подведомственных Росавтодору федеральных казенных учреждений в объеме 22,5 млрд. рублей.? Вместе с тем финансовое обеспечение в целях реализации соответствующих мероприятий в федеральном бюджете не было предусмотрено. В рамках продолжающейся работы Минтрансом России прорабатывается вопрос выделения дополнительных финансовых средств в 2024 году и плановом периоде 2025-2027 годов в целях реализации мероприятий по обеспечению минимального уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры, имеющих ключевое значение для функционирования транспортного комплекса, в том числе в сфере дорожного хозяйства (л.д. 78-79).

Проанализировав вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что ФКУ «Упрдор Холмогоры» не отказывается от выполнения обязанности по реализации мероприятий, предусмотренных законодательством о транспортной безопасности, предпринимает для этого меры, однако в силу сложившихся геополитических обстоятельств приоритет по финансовому обеспечению вышеуказанных мероприятий отдан объектам, задействованных в ходе СВО, в то время как объекту транспортной инфраструктуры - Мост через <адрес>, с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, присвоена 3 категория.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что понуждение Федерального дорожного агентства к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

ФКУ «Упрдор Холмогоры» по настоящему делу указывало, что мероприятия по обеспечению требований транспортной безопасности могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы, согласованной главным распорядителем бюджетных средств.

Таким образом, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом допущено не было, следовательно, оснований для отмены решения суда не имеется.

Доводы апелляционного представления не опровергают правильность выводов суда, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям, в решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 26.04.2024 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Вытегорского района Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий    Л.В. Белозерова

Судьи        О.В. Образцов

    А.М. Вахонина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.08.2024.

33-3713/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Вытегорского района Вологодской области
Ответчики
ФКУ Упрдор "Холмогоры"
Федеральное дорожное агентство
Другие
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации
Суд
Вологодский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
26.06.2024Передача дела судье
30.07.2024Судебное заседание
12.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2024Передано в экспедицию
30.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее