Дело № 2а-1455/2019,
№ 88а-7893/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 18 ноября 2020 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 декабря 2020 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А., Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гурьев А.Н. на решение Свободненского городского суда Амурской области от 7 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 октября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Губернатора Амурской области Орлова В.А. к депутату Думы закрытого административно-территориального образования Циолковский Гурьев А.Н. , Думе закрытого административно-территориального образования Циолковский о досрочном прекращении полномочий депутата.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав возражения на доводы кассационной жалобы начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шиловой Я.В., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Губернатор Амурской области Орлов В.А. обратился в Свободненский городской суд Амурской области с административным исковым заявлением к депутату Думы закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области (далее – Дума ЗАТО Циолковский) Гурьеву А.Н. о досрочном прекращении его полномочий.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии с решением избирательной комиссии муниципального образования ЗАТО Циолковский от 10 сентября 2018 года № 30/106-6 «О результатах выборов депутатов Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва», Гурьев А.Н. является депутатом Думы ЗАТО Циолковский.
Согласно статье 2, части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ) депутат, член выборного органа местного самоуправления является лицом, замещающим муниципальную должность, которое должно соблюдать ограничения, запреты, а также исполнять обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3) и другими федеральными законами.
Гурьевым А.Н. в соответствии с частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации были представлены сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги за 2018 год.
Вместе с тем в ходе проведённой проверки было установлено, что представленные им сведения были неполные и недостоверные.
Так, Гурьевым А.Н. не были указаны сведения о двух его счетах и трёх счетах его супруги – <данные изъяты> открытых в публичном акционерном обществе «Сбербанк России» (далее – ПАО «Сбербанк»), кроме того административный ответчик не отразил в справке доход своей супруги, полученный ею в 2018 году в виде процентов в размере 2 171 рубля 92 копеек.
Со ссылкой на положения части 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-Ф3, части 4.5 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3, части 10 статьи 4.4 Закона Амурской области от 8 апреля 2009 года № 191-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области» (далее – Закон Амурской области от 8 апреля 2009 года № 191-ОЗ) административный истец просил суд прекратить досрочно полномочия депутата представительного органа муниципального образования ЗАТО Циолковский Гурьева А.Н. в связи с неисполнением им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3.
Определением Свободненского городского суда Амурской области от 5 августа 2019 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Дума ЗАТО Циолковский. Кроме того, этим же определением прокуратура космодрома «Восточный» Амурской области привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 7 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 октября 2019 года, административное исковое заявление Губернатора Амурской области Орлова В.А. удовлетворено: досрочно прекращены полномочия депутата Думы ЗАТО Циолковский Гурьева А.Н. в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2018 года № 273-ФЗ. Данное решение обращено судом к немедленному исполнению.
25 сентября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Гурьева А.Н., поданная им 1 сентября 2020 года через Свободненский городской суд Амурской области, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Свободненского городского суда Амурской области от 7 августа 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 октября 2019 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом не усматривается.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, в сентябре 2018 года Гурьев А.Н. был избран депутатом Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2.
До 1 апреля 2019 года административным ответчиком были представлены сведения за 2018 год о его доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении его супруги – Гурьевой В.В.
На основании информации руководителя аппарата Думы ЗАТО Циолковский от 1 июля 2019 года № и представления прокурора космодрома «Восточный» об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции при предоставлении депутатами Думы ЗАТО Циолковский сведений о доходах и имуществе от 27 июня 2019 года №, распоряжением Губернатора Амурской области от 2 июля 2019 года № 40-к управлению государственной гражданской службы и профилактики коррупционных и иных правонарушений Амурской области поручалось провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных административным ответчиком за 2018 года.
В результате проведённой проверки было установлено, что Гурьев А.Н. в соответствующих справках за 2018 год не указал сведения о двух своих счетах и трёх счетах своей супруги (<данные изъяты> открытых в ПАО «Сбербанк», а также не отразил доход своей супруги за указанный период в размере 2 171 рубля 92 копеек, полученный ею по вкладам в ПАО «Сбербанк».
Разрешая заявленные административные исковые требования о досрочном прекращении полномочий депутата Думы ЗАТО Циолковский Гурьева А.Н., суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями части 4.2 статьи 12.1, пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, частей 7.1 – 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, частей 3 и 4 статьи 4 Закона Амурской области от 8 апреля 2009 года № 191-ОЗ, установив факт предоставления Гурьевым А.Н. неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и свою супругу за отчётный период 2018 года, объём которых нельзя признать несущественными, пришли к выводу о наличии оснований для применения к Гурьеву А.Н. юридической ответственности за допущенные нарушения в виде досрочного прекращения его полномочий в качестве депутата Думы ЗАТО Циолковский.
Данные выводы судов мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оценёнными в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, оснований для признания таких выводов неправильными или необоснованными у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Согласно частям 4 и 5 статьи 12.1 Федерального закона 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации; лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 статьи 12.1 Федерального закона 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из содержания частей 7.2 и 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ следует, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При выявлении в результате проверки фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ и другими федеральными законами, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления.
В силу положений части 5 статьи 10 Устава (Основного закона) Амурской области, принятого Амурским областным Собранием 16 ноября 1995 года, Губернатор Амурской области является высшим должностным лицом области и возглавляет Правительство области.
Порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатами представительного органа муниципального образования, регулируется Законом Амурской области от 8 апреля 2009 года № 191-ОЗ.
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 4.4 Закона Амурской области от 8 апреля 2009 года № 191-ОЗ проверку достоверности и полноты сведений о доходах, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, проводится по решению Губернатора Амурской области; такая проверка осуществляется государственным органом (подразделением государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), уполномоченным Губернатором Амурской области; основанием для принятия решения об осуществлении проверки является, в том числе, достаточная информация, представленная в письменной форме правоохранительными и налоговыми органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
При выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральными законами «О противодействии коррупции», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», Губернатор Амурской области обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении него иной меры ответственности в соответствии с частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в представительный орган соответствующего муниципального образования или в суд (действующая редакция части 10 статьи 4.4 Закона Амурской области от 8 апреля 2009 года № 191-ОЗ).
По мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции, нижестоящими судами дана надлежащая оценка объёму и характеру представленных депутатом Думы ЗАТО Циолковский Гурьевым А.Н. недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги. По результатам этой оценки судебные инстанции пришли к верному выводу о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий указанного депутата представительного органа муниципального образования.
Вопреки доводам кассационной жалобы, принятие Амурским областным судом 22 июля 2019 года решения по административному делу № 3а-95/2019, которым было удовлетворено административное исковое заявление главы Администрации ЗАТО Циолковский Левицкого С.В. о признании неправомочным состава Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва, избранного на муниципальных выборах 9 сентября 2018 года, не исключало возможности принятия Свободненским городским судом Амурской области 7 августа 2019 года решения об удовлетворении административного искового заявления Губернатора Амурской области Орлова В.А. о досрочном прекращении полномочий депутата Думы ЗАТО Циолковский Гурьева А.Н.
Согласно частям 1 и 2 статьи 186 КАС РФ, решение суда вступает в законную силу по истечении срока, установленного КАС РФ для его апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано; в случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено; в случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно.
Применительно к настоящему делу, на момент принятия Свободненским городским судом Амурской области решения от 7 августа 2019 года по административному иску Губернатора Амурской области срок апелляционного обжалования решения Амурского областного суда от 22 июля 2019 года ещё не истёк, следовательно решение областного суда о признании состава Думы ЗАТО Циолковский неправомочным на момент вынесения городским судом решения о досрочном прекращении полномочий депутата Думы ЗАТО Циолковский Гурьева А.Н. не вступило в законную силу.
Таким образом, при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, этим обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка с учётом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем принятые по делу решение Свободненского городского суда Амурской области от 7 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 октября 2019 года следует признать законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░