Дело № 2-843/2020
УИД 80RS0001-01-2020-001393-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Агинское «30» ноября 2020 года
Агинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Власова Д.А.,
при секретаре Дагбаеве Ж.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чистохиной Виктории Викторовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонному) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Чистохина В.В. обратилась в суд с названным иском, указав, что 10.06.2019 года она обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> за назначением страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной работы в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» за лечебную работу, сельской местности и поселках городского типа. Решением начальника межрайонного УПФР в АБО № от ДД.ММ.ГГГГ ей установлен страховой стаж - 26 лет 02 месяца 06 дней, специальный стаж - 23 года 05 месяцев 28 дней. В продолжительность специального стажа не были включены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры фельдшерско-акушерского пункта <адрес>, Акшинской центральной больницы, так как актом проверки №А-14 от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждается работа в льготной должности, так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях детей, в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрены заведующие фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра) фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра) медицинским пунктом - медицинская сестра. Также исключены из продолжительности специального стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период нахождения в командировке ДД.ММ.ГГГГ в период работы должности фельдшера ФАП <адрес>, Акшинской центральной районной больницы. Не согласившись с отказом в назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, с исключением из специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с расчетом ПФР специального стажа, она обратилась за защитой своих пенсионных прав Акшинский районный суд <адрес>. Акшинским районным судом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ включен в ее стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периодов прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в остальной части требований отказано. Не согласившись с указанным решением суда, она обратилась с апелляционной жалобой в <адрес>вой суд с требованием отменить решение суда от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа назначении досрочной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, принять в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований. При этом она ссылалась на неправильный подсчет специального стажа за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исключении из специального стажа периода командировки ДД.ММ.ГГГГ и периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры фельдшерско-акушерского пункта <адрес>, Акшинской центральной больницы. Апелляционным определением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Акшинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изменено, дополнен абзац 2 резолютивной части решения указанием на включение в ее стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периода нахождения в командировке ДД.ММ.ГГГГ, количестве одного дня, в остальной части решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. При этом <адрес>вой суд указал: «доводы апелляционной жалобы о не включении в специальный стаж периода работы Чистохиной В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры фельдшерско-акушерского пункта <адрес> центральной больницы не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку являются новыми, решение по данным требованиям в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ не принималось. Согласно ч. 4 ст. 327.1 ГПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции». Суждения подателя жалобы о неверном подсчете пенсионным органом ее специального стажа признаны <адрес>вым судом не состоятельными. Ее собственный подсчет не указывает на неверность принятого пенсионным органом решения от ДД.ММ.ГГГГ № в этой части. Апелляционной инстанцией ей установлен специальный стаж в количестве 23 года 05 месяцев 28 дней бесспорно принятый пенсионным органом и дополнительно подлежащий включению за периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в командировке ДД.ММ.ГГГГ - 05 месяцев 18 дней, всего 23 года 11 месяцев 16 дней, что недостаточно для назначения досрочной пенсии за лечебную работу в сельской местности. Считает, что период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры ФАП <адрес>, Акшинской центральной районной больницы, должен быть включен в специальный стаж лечебной работы в сельской местности как работу в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом – медицинская сестра. Согласно уточняющей справки о льготном характере ее работы, выданном ГУЗ «Акшинская центрльная районная больница» в период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности медицинской сестры ФАП <адрес>, Акшинской центральной районной больницы, имел место: отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №в от ДД.ММ.ГГГГ). Так как отпуск по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж только до ДД.ММ.ГГГГ, дополнительно подлежит включению в ее специальный стаж за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (07 месяцев 21 день в календарном исчислении), в льготном исчислении 09 месяцев 19 дней. На дату обращения за пенсией ДД.ММ.ГГГГ ее специальный стаж составляет 23 года 11 месяцев 16 дней, установленных апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ и 09 месяцев 19 дней, дополнительно подлежащих включению, всего 24 года 9 месяцев 03 дня лечебной работы в сельской местности при необходимом 25 летнем специальном стаже. Дата возникновения ее права на досрочную пенсию возникла только ДД.ММ.ГГГГ при условии продолжения работы в льготной должности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Граждане, которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приобрели необходимый стаж, могут получать страховую пенсию по старости на 6 месяцев раньше достижения событий, предусмотренных приложением 7 п. 3 ст. 10 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ. Считает, что при выполнении льготной работы по ДД.ММ.ГГГГ, досрочная страховая пенсия по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» должна была быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
Просит обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в исчислении как 1 год работы за 1 го<адрес> месяца стажа, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении. Установить дату возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена ГУЗ «Акшинская центральная районная больница».
Истец Чистохина В.В. будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, не явилась. Ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика – Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонного), будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, не явился.
Представитель третьего лица – ГУЗ «Акшинская центральная районная больница», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, не явился. Представитель ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Чистохина В.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) за назначением досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением руководителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № Чистохиной В.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. При этом не засчитаны в специальный стаж период работы в должности медсестры ФП <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с указанным решением в части не включения периода работы в указанной должности обратилась в суд с требованием о включении периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 го<адрес> месяца стажа.
Суд приходит к выводу, что решение об исключении указанного периода при начислении специального стажа для определения права на пенсию Чистохиной В.В. является необоснованным по следующим основаниям.
Исходя из решения пенсионного органа об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорный период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с учетом требований истца) не включен в специальный стаж работы, так как должность медсестры ФП с не дополнена наименованием специальности, предусмотренной Номенклатурой должностей и, соответственно, Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781.
Включение в специальный стаж периодов работы медицинского персонала (врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности) в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований (поликлиники, медсанчасти, медицинские кабинеты и пункты и т.д.) предусматривалось действовавшим в спорный период Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и Правила исчисления этого стажа. Указанные Списки также состоят из двух разделов, предусматривающие конкретные наименования должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в льготный стаж.
Как следует из копии трудовой книжки Чистохиной В.В. серии АТ-V №, истец Чистохина В.В. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность участковой медицинской сестры ФАП <адрес>ной больницы, ДД.ММ.ГГГГ уволена с указанной должности.
В соответствии со справкой, уточняющей занятость в соответствующей должности, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховой пенсии» ГУЗ «Акшинская центральная районная больница», Чистохина В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла деятельность в должности медицинской сестры ФАМ <адрес>, на указанной должности работала полный рабочий день, полную рабочую неделю на 1 ставку.
Суд, проанализировав представленные истцом доказательства, учитывая, что в трудовой книжке имеются записи о работе в указанные периоды, отсутствие вины работника в неполном или неверном отражении характера ее работы в трудовой книжке, пришел к обоснованному выводу о том, что истец в рассматриваемые спорные периоды фактически работала медицинской сестрой в фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшером.
В п. 18 Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" от ДД.ММ.ГГГГ N 30, разъяснено, что исходя из п. 6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил, в том числе врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций, не поименованных в Списке.
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781).
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее - Список N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Пунктом 3 указанного выше Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в частности, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781).
В соответствии со Списком N 781 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено заведующему фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра).
При этом в соответствии с пп. "а" п. 5 Правил N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).
В Списке N 464, действовавшим в указанный выше спорный период, поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 2 Постановления Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464 было предусмотрено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений считается один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и три месяца.
В соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 377, заведующие фельдшерско-акушерским пунктом отнесены к среднему медперсоналу.
До ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Постановлением Совета Министров СССР N 1397 от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет указанным работникам (далее - Положение N 1397).
Перечень N 1397 включал лечебно-профилактические учреждения, фельдшерско-акушерские пункты, а также должности фельдшера и медсестры. При этом, п. 3 Положения N 1397 предусматривал, что в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывается работа на руководящих должностях независимо от их наименований. Работа заведующей фельдшерско-акушерским пунктом относится к руководящей, поэтому в соответствии с Перечнем N 1397 подлежит включению в специальный стаж.
В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 566 (действовавшим до 2003 года) на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки, заведующий ведет амбулаторный прием, ведет больных на дому, оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях.
Таким образом, поскольку Списком N 781 предусмотрена должность и наименование структурного подразделения организации "заведующая фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер", то необходимо включить в специальный стаж период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, как один год за один год и три месяца.
Разрешая требования истца в части установления даты возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
Положения ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ устанавливают, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Вместе с тем в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и ДД.ММ.ГГГГ (вопрос 29), суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Из материалов дела следует, что на день обращения за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений внесенных на основании апелляционного определения <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ) исчисленный ответчиком специальный стаж истца без учета спорных периодов составил: 23 года 11 месяцев 16 дней. Соответственно, с учетом включенных судом в специальный стаж истца спорных периодов трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 1 год работы за 1 го<адрес> месяца стаж истца составил 9 месяцев 9 дней (в календарном исчислении 7 месяцев 23 дня), всего 24 года 9 месяцев 3 дня лечебной работы в сельской местности, т.е. до необходимой продолжительности специального стажа в 25 лет истцу на дату обращения в пенсионный орган не хватало лишь 2 месяца 23 дня.
Поскольку истец на момент обращения в Управление с заявлением о назначении пенсии работала и продолжает работать на момент разрешения спора в должности фельдшера в учреждении, предусмотренных Списками, дающими право на назначение досрочной пенсии по старости, то суд, приходит к необходимости включить в специальный стаж истца период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 11 дней), соответственно она приобрела право на назначение страховой пенсии по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, с целью своевременной реализации права истца на пенсию и надлежащего определения даты возникновения права на пенсию суд при разрешении спора, с учетом позиции изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года (вопрос N 29), вправе был произвести оценку пенсионных прав с учетом трудовой деятельности на момент рассмотрения заявленных исковых требований, и, установив факт наличия стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии, признать за лицом, обратившимся в суд, право на назначение пенсии с даты возникновения такого права.
Само по себе, то обстоятельство, что истец, обратившись в суд, просила включить в ее специальный стаж период работы после подачи заявления о назначении пенсии, который ответчиком не оценивался, не может являться безусловным основанием к отказу во включении этого периода в специальный стаж при доказанности работы в такой период.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чистохиной Виктории Викторовны удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) включить в специальный стаж Чистохиной В.В, дающий право на досрочной назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в исчислении как 1 года работы за 1 го<адрес> месяца стажа, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.
Установить с ДД.ММ.ГГГГ дату возникновения права Чистохиной В.В.на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) назначить Чистохиной В.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> в пользу Чистохиной В.В. расходы по оплате государственной пошлине в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Агинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.А. Власов