Решение по делу № 33-400/2024 (33-5134/2023;) от 27.12.2023

Судья Маслова В.В.

    

№ 33-400/2024

УИД 51RS0001-01-2023-001983-15

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 5 февраля 2024 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

31 января 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Киселевой Е.А.

судей

Свиридовой Ж.А.

Старцевой С.А.

при секретаре

Урманчеевой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-2907/2023 по исковому заявлению Амаевой Н. Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе Амаевой Н. Г. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 18 сентября 2023 г.

Заслушав доклад судьи Киселевой Е.А., выслушав объяснения Амаевой Н.Г. и ее представителя Смирновой Ю.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Амаева Н.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области (далее - ОПФР по Мурманской области, пенсионный орган) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указала, что 17 января 2022 г. она обратилась в ОПФР по Мурманской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением пенсионного органа от 18 апреля 2022 г. № 8971/22 ей отказано в установлении досрочной пенсии на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по мотиву отсутствия требуемого стажа осуществления лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения.

Повторно обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии 11 ноября 2022 г., однако решением пенсионного органа № 274759/22 от 20 февраля 2022 г. вновь было отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия требуемого (не менее 30 лет) специального стажа работы.

При этом пенсионным органом не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 07 февраля 2004 г. по 28 мая 2013 г. в ЗАО «Жешартский фанерный комбинат».

Полагала решения пенсионного органа незаконными, поскольку в указанный период осуществляла лечебную деятельность в должности фельдшера здравпункта, что подтверждается трудовой книжкой.

Просила суд признать незаконными решения пенсионного органа от 18 апреля 2022 г. № 8971/22 и от 20 февраля 2022 г. № 274759/22; обязать ответчика включить в специальный стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, вышеуказанный период трудовой деятельности; назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Судом принято решение, которым исковые требования Амаева Н.Г. к ОПФР по Мурманской области, пенсионный орган о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости оставлены без удовлетворения.

В связи с объединением фондов с 01 января 2023 г. и сменой наименования, наименование ответчика Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Мурманской области заменено на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (далее – ОСФР по Мурманской области).

В апелляционной жалобе Амаева Н.Г., ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы со ссылкой на часть 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пункты 5.27-5.28 Свода правил СП 44.13330.2011 «СНиП 2.09.04.-87 Административные и бытовые здания», указывает, что в целях охраны здоровья работников, численность которых превышает 300 человек, работодатели вводят в штат должности медицинских работников и создают подразделения (в частности здравпункт), оказывающие медицинскую помощь работникам организации.

Настаивает, что цели, предмет деятельности и функции структурного подразделения «здравпункт» ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» целям, предмету деятельности, функциям учреждения здравоохранения, а характер ее работы соответствовал перечню структурного подразделения учреждения здравоохранения и должности среднего медицинского персонала

В связи с изложенным, считает, что в период с 07 февраля 2004 г. по 28 мая 2013 г. в течение полного рабочего дня осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в должности среднего медицинского персонала (фельдшера здравпункта) в лечебном учреждении, что дает право на зачет спорного периода работы в специальный страховой стаж.

В письменных возражениях представителя ОСФР по Мурманской области Москалева К.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика ОСФР по Мурманской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в том числе с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, поскольку его неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Аналогичные положения были предусмотрены подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 Постановления № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 3 Постановления № 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 30 лет непосредственно осуществлявшие в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, применяемого к периодам работы после 1 января 2002 г., право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу конкретных наименований, осуществляющих лечебную и иную работу по охране здоровья населения в учреждениях, перечисленных в том же списке в разделе «Наименование учреждений».

Как установлено судом и следует из материалов настоящего дела, 17 января 2022 г. Амаева Н.Г., _ _ года рождения, зарегистрированная в системе обязательного пенсионного страхования 03 декабря 1998 г., обратилась в ОПФР по Мурманской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 08 апреля 2022 г. № 8971/22 в установлении досрочной пенсии Амаевой Н.Г. отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы осуществления лечебной деятельности.

11 ноября 2022 г. Амаева Н.Г. вновь обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 20 февраля 2023 г. № 274759/22 в установлении досрочной пенсии Амаевой Н.Г. отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, предусмотренного пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Документально подтвержденный стаж, учтенный по 10 ноября 2022 г., составил: страховой стаж (в льготном исчислении) – 37 лет 03 месяца 05 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 24 года 11 месяцев 21 день, специальный (медицинский) стаж – 24 года 01 месяц 22 дня (при требуемом не менее 30 лет).

При этом пенсионным органом из подсчета стажа осуществления лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения исключен период работы с 07 февраля 2004 г. по 28 мая 2013 г. в ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» в должности фельдшера здравпункта, так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует код особых условий труда.

Период работы с 23 апреля 2013 г. по 28 мая 2013 г. в ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» в должности фельдшера здравпункта исключен из всех видов стажа, так как отсутствует в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Как следует из трудовой книжки Амаевой (до смены фамилии Графцовой) Н.Г. 07 февраля 2004 г. истец была принята на должность фельдшера в здравпункт в ЗАО «Жешартский фанерный комбинат»; 28 мая 2013 г. уволена по собственному желанию на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (записи № 6-7).

Из архивной справки № 06-13/251 от 20 июня 2023 г., выданной администрацией муниципального района «Усть-Вымский», следует, что в документах архивного фонда ЗАО «Жешартский фанерный комбинат», в книгах приказов по личному составу за 2004-2013 годы, Графцова Н.Г. значится:

- принятой 07 февраля 2004 г. фельдшером в здравпункт с оплатой согласно штатному расписанию переводом с Центральной районной больницы Усть-Вымского района (приказ № 0530 от 09 февраля 2004 г.)

- уволенной 28 мая 2013 г. фельдшером здравпункта по собственному желанию по пункту 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ № 72 от 28 мая 2013 г.).

В соответствии с архивной справкой № 06-13/252 от 20 июня 2023 г., выданной администрацией муниципального района «Усть-Вымский», Графцовй Н.Г. начислялась заработная плата с февраля 2004 года по май 2013 года за работу в должности «фельдшер» подразделения «здравпункт» ЗАО «Жешартский фанерный комбинат».

Согласно должностной инструкции фельдшера здравпункта, утвержденной директором по исполнению заказов ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» 07 февраля 2004 г., фельдшер здравпункта относится к категории специалиста. Назначается на должность и освобождается от должности директором по исполнению заказов ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» по представлению главного врача медицинской службы в соответствии с действующим законодательством о труде, положением о порядке приема персонала на предприятие. Фельдшер здравпункта непосредственно подчиняется старшему фельдшеру, главному врачу медицинской службы (пункты 1.1-1.3).

Пунктом 1.4 должностной инструкции установлено, что в свое работе фельдшер здравпункта руководствуется законодательными и нормативными документами Российской Федерации по вопросам охраны здоровья населения, Уставом предприятия, в структуру которого входит здравпункт, приказами и распоряжениями от должностных лиц, положениями о здравпункте, настоящей инструкцией.

Основной целью деятельности фельдшера является оказание первичной доврачебной помощи рабочим, ИТР, служащим, проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, травматизма и инвалидности (пункт 2).

Согласно информации от 18 августа 2023 г. № 9/54-ЖФК, предоставленной ООО «Жешартский фанерный комбинат», подаваемые в пенсионный фонд сведения не содержали указание на код лечебной деятельности, поскольку трудовая деятельность истца Амаевой Н.Г. осуществлялась в структурном подразделении коммерческой организации, а не в учреждении здравоохранения. Должностные обязанности исполнялись Амаевой Н.Г. в отношении только работников Общества, а не населения, что следует из должностной инструкции.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 20 части 1, частями 1.1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», верно исходил из того, что в спорный период основным местом работы Амаевой Н.Г. являлась ЗАО «Жешартский фанерный комбинат», где она занимала должность фельдшера здравпункта, являющегося структурным подразделением названной коммерческой организации, что не соответствует списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

Кроме того, суд первой инстанции учел, что период работы истца с 23 апреля 2013 г. по 28 мая 2013 г. в ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» в должности фельдшера здравпункта исключен из всех видов стажа, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения о стаже, уплате страховых взносов.

Оснований не согласиться с выводами суда, которые подробно и убедительно мотивированы, подтверждены представленными доказательствами и соответствуют нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям, судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы не усматривает.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, фактически сводящиеся к тому, что в спорный период работы Амаева Н.Г. осуществляла лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в должности среднего медицинского персонала в соответствующем учреждении, что дает право на зачет спорного периода работы в специальный страховой стаж, подлежат отклонению в силу следующего.

В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 18 приведенного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.

Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

В основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.

Так, в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Из положений статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01 сентября 2014 г.) следует, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В пункте 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 сентября 2014 г.) предусмотрено, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с данным кодексом и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) акционерные общества отнесены к коммерческим корпоративным организациям.

Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.

Осуществляемая коммерческими организациями деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим выполняемая профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 03 июня 2004 г. № 11-П, а также в определении от 04 марта 2004 г. № 81-О, закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 03 июня 2004 г. №11-П, действительно указал, что форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям; то обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Однако в названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано на недопустимость ограничения пенсионных прав лиц, работающих в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, в зависимости от формы собственности такого учреждения (государственная, муниципальная или частная), т.е. речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения. Указанная правовая позиция вытекает из положений ранее действовавшей статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой учреждения могут быть созданы гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение), а также из аналогичных положений действующей с 01 сентября 2014 г. статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела, проверяя доводы истца о наличии у нее права на включение спорного периода в лечебный стаж, установлено и подтверждается собранными материалами дела, что Амаева Н.Г. в спорный период осуществляла свою трудовую деятельность в ЗАО «Жешартский фанерный комбинат», являющееся коммерческой организацией, не относящейся по своей организационно-правовой форме к учреждениям здравоохранения.

Указанное подтверждает также ответ ООО «Жешартский фанерный комбинат» от 18 августа 2023 г., согласно которому Общество не относилось к учреждениям здравоохранения, а Амаева Н.Г. являлась работником структурного подразделения коммерческой организации, исполняя должностные обязанности в отношении только сотрудников общества, а не населения (т.1, л.д. 209-236).

Сведения о том, что работодатель относил спорный период работы истца к льготному, в материалах дела отсутствуют.

Ссылка подателя жалобы на пункт 6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в данном деле неприменима, поскольку в нем речь идет о фельдшерских здравпунктах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям. Однако, истец работала в здравпункте, который не относится к категории фельдшерского здравпункта воинской части, а ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» не являлся структурным подразделением государственных или муниципальных организаций (воинских частей), в связи с чем положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», к спорным отношениям не применимы.

При таких обстоятельствах, поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, работавшей в спорные периоды в организации, имеющей иную организационно-правовую форму, которое не относится к учреждению здравоохранения, не возникло права на включение рассматриваемого спорного периода работы в специальный стаж.

В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права и субъективной оценке установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств.

Нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 18 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Амаевой Н. Г. - без удовлетворения.

Председательствующий

    

Судьи    

33-400/2024 (33-5134/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Амаева Наталья Геннадьевна
Ответчики
ОСФР по МО
Другие
ООО "Жешартский ЛПК"
Ведомственный архив ООО «Жешарский ЛПК»
Смирнова Юлия Сергеевна
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Киселева Евгения Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
28.12.2023Передача дела судье
31.01.2024Судебное заседание
12.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2024Передано в экспедицию
31.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее