Судья Ярошева Н.А. № 33а-5452/21
25RS0001-01-2020-006888-64
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Владивосток 23.06.2021
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.В.
судей Гуцалова И.В., Горпенюк О.В.
при секретаре Перебейносове М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального отдела «Приморский» филиал «Восточный» на решение Ленинского районного суда г.Владивостока Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению ФИО9 к начальнику территориального отдела «Приморский» филиал «Восточный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ, филиалу «Восточный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ о признании незаконным решения и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Гуцалова И.В., объяснения представителя территориального отдела «Приморский» филиала «Восточный» Торкаева Я.Б., поддержавшего доводы жалобы, представителя административного истца Петрова А.С., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец ФИО10 в лице представителя Горшкова обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и необоснованным решение начальника 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учёт его и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма; обязать начальника отдела отменить его в установленном порядке; обязать 1 отдел ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ повторно рассмотреть заявление о принятии его и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, с учётом всех значимых для принятия решения обстоятельств. В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходил военную службу по контракту в № в должности техника боевой части радиотехнической и связи ракетного катера ... в воинском звании мичмана. Приказом командира № от ДД.ММ.ГГГГ № был уволен с военной службы в запас на основании пп.«б» п.1 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» по истечении срока контракта о прохождении военной службы. После предоставления отпуска по личным обстоятельствам и дополнительных суток отдыха, приказами командира в№ от ДД.ММ.ГГГГ №/сч и №/сч ФИО1 исключён из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ. На момент исключения из списков личного состава части его календарная выслуга составляла №. Согласно отпускному билету в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного ему вместе с двумя другими отпускными билетами в указанную дату, он должен был ДД.ММ.ГГГГ явиться к месту службы в №. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в избранном месте жительства <адрес> на состав семьи 5 человек. Решением ФГКУ «Востокрегионжильё» 1 отдел (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 и членам его семьи отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ в связи с несоблюдением порядка и условия для предоставления жилого помещения по договору социального найма, так как документы и заявление были направлены в отдел ФИО1 после увольнения с военной службы и исключения его из списков части. Считает указанное решение административного ответчика незаконным и необоснованным, так как согласно рапорту от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении, листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было указано на то, что он постоянным жильём не обеспечен от МО РФ, имеет служебное жильё по адресу: <адрес>. Полагает, что данным способом он сообщил командованию о наличии у него служебного жилого помещения, об отсутствии постоянного жилья и необеспеченностью жилищной субсидией, сообщив о необходимости реализации его права на обеспечение жилым помещением тем или иным способом.
Административный истец в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал в полном объёме.
Представитель административных ответчиков в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
По решению Ленинского районного суда г.Владивостока Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено, решение 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признано незаконным и на филиал «Восточный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с данным решением, административный ответчик - территориальный отдел «Приморский» филиал «Восточный» в апелляционной жалобе просит об отмене решения в связи с неправильным применением норм материального права и об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца считает, что судом первой инстанции обстоятельства дела определены правильно. Решение суда первой инстанции просит оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и поступившие на неё возражения, приходит к следующему выводу.
На основании ч.1-2 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту, приказом командира ... (кораблей охраны водного района) Приморской флотилии разнородных сил ТОФ № от ДД.ММ.ГГГГ мичман ФИО1 техник боевой части радиотехнической и связи ракетного катера (Р-ДД.ММ.ГГГГ1) дивизиона (ракетных катеров) уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, выслуга в календарном исчислении составила ... в льготном исчислении - ....
Приказом командира в/ч 99333 ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ исключён из списков личного состава части, общая продолжительность военной службы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила ..., направлен на постоянный учёт в отдел военного комиссариата <адрес> по Советскому и <адрес>м <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в адрес ФГКУ "Востокрегионжильё" направлено заявление о принятии его и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Административным ответчиком заявление получено ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения поступившего заявления, решением 1 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с семьёй (№р.) отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании пп.2 п.1 ст.54 ЖК РФ, поскольку заявителем представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренные п.1 Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении военнослужащим вооруженных сил РФ жилых помещений по договору социального найма".
Письмом ФГКУ "Востокрегионжильё" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 разъяснено, что он уволен с военной службы и исключён из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ, документы с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, направлены ДД.ММ.ГГГГ после увольнения с военной службы, следовательно, им не соблюдён порядок и условия для предоставления жилого помещения по договору социального найма, закреплённые Федеральным Законом «О статусе военнослужащих», и представлен не полный пакет документов, в связи с чем основания для признания его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма отсутствуют.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Не согласившись с данным решением № от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абз.1).
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 настоящего Федерального закона (абз.3).
Судом также установлено и следует из материалов дела, что основанием для принятия оспариваемого решения № от ДД.ММ.ГГГГ послужило то, что на момент обращения с заявлением Симонов не являлся военнослужащим.
Вместе с тем, согласно ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации определённым в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу п.2 ст.3 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Судебная коллегия полагает, что факт увольнения ФИО1 с военной службы не являлся основанием для отказа в предоставлении права на жилище, поскольку ФИО1 состоял на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, следовательно, при увольнении данный вопрос должен был быть рассмотрен.
Согласно материалам дела в рапорте от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО1 не обеспечен постоянным жильём от МО РФ, имеет служебное жильё, расположенное по адресу: <адрес>.
В выписке из приказа командира 165 бригады (кораблей охраны водного района) Приморской флотилии разнородных сил ТОФ № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО1 увольняется с военной службы с оставлением на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.15 ЖК РФ необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что Конституционный Суд Российской Федерации также неоднократно указывал в определениях от 25.09.2014 N 2271-О, от 27.10.2015 N 2527-О, от 26.05.2016 N 1046-О на то, что жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.
В силу положений ст.227 ч.2 п.1-2 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу данной нормы закона суд может удовлетворить требования истца только при наличии двух обстоятельств: 1) незаконности решений, действий (бездействия) органа, наделённого государственными или иными публичными полномочиями и 2) нарушение этими решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
На основании положений ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.
Установив вышеуказанные обстоятельства, с учётом представленных сторонами доказательств суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования административного истца и признал решение № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, в связи с чем пришёл к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование признания исковых требований судом первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Постановления Правительства РФ от 29.06.2011 № 512 «Об утверждении правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих», Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 «Об утверждении правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан уволенных с военной службы с запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», а также на правовую позицию Верховного Суда РФ, изложенную в постановлении Пленума от 27.09.2016 № 36, и Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлениях от 09.11.2018 № 39-П и др., установлена незаконность решения № 0861 от 09.07.2020, которое в свою очередь нарушает права и законные интересы истца.
Оснований не соглашаться с данными выводами судебная коллегия не находит, так как у суда первой инстанции имелись достаточные, фактические и правовые основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, само по себе увольнение с военной службы не служит основанием для лишения военнослужащего права на жилище, в связи с чем отказ ответчика по тому основанию, что на момент обращения с заявлением истец был уволен с военной службы, не может быть признан законным.
Доводы жалобы аналогичны доводам возражений на исковое заявление, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
По существу доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности обжалуемого решения сводятся к переоценке обстоятельств, установленных в судебном заседании первой инстанции, что не является основанием для его отмены.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении административного дела по существу судом первой инстанции определены и установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, им дана надлежащая правовая оценка с учётом норм действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, нормы материального и процессуального права применены правильно, в результате чего вынесено законное и обоснованное решение.
В связи с чем оснований для отмены или изменения решения, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Владивостока Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу территориального отдела «Приморский» филиал «Восточный» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи