Дело № 2-785/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2024 г. г. Смоленск
Ленинский районный суд города Смоленска
в составе:
председательствующего: Михлик Н.Н.
при секретаре: Лабазовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Смоленска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Смоленска о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества сети теплоснабжения,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Смоленска обратился в суд с иском к Администрации г. Смоленска о возложении обязанности в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сети теплоснабжения по адресу: <адрес> (административное здание с нежилыми помещениями), в обосновании иска указав, что данный участок теплосети является бесхозяйным объектом, в реестре муниципальной собственности не числится, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, ввиду чего непринятие органом местного самоуправления соответствующих мер создает угрозу возникновения аварийных ситуаций и причинения материального ущерба.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены АО «Квадра», Министерство имущественных и земельных отношений <адрес>, МУП «Смоленсктеплосеть».
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Смоленска Новикова О.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Администрации г.Смоленска Письмененко В.С. в судебном заседании, возражала против удовлетворения иска, по основаниям указанным в возражениях, суду пояснила, что спорный объект недвижимого имущества не относится к бесхозяйным объектам, поскольку является частью инженерного обеспечения административного здания, предназначен для его обслуживания и эксплуатации, то есть не имеет самостоятельного функционального назначения, так как создан застройщиком исключительно для его обслуживания. В случае удовлетворения исковых требований просила суд установить срок исполнения не менее шести месяцев.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования АО «Квадра», Министерство имущественных и земельных отношений Смоленской области, МУП «Смоленсктеплосеть», извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в суд не направили.
В порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как предусмотрено ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно п.4 ч.1 ст.16, п.1 ч.1 ст.50, ч.1 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, муниципальных округов, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Часть 6 ст. 15 вышеназванного Федерального закона определено, что в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченного органа исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
По делу установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Смоленска проверки выявлено, что на территории Ленинского района г. Смоленска имеется функционирующий участок внутренний системы отопления, расположенная по адресу: <адрес> (административное здание с нежилыми помещениями), который в реестре муниципальной собственности не числится, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Из письменного отношения АО «Квадра» следует, что объект недвижимого имущества – тепловая сеть по адресу: <адрес> (административное здание с нежилыми помещениями) – относится к объектам инженерной инфраструктуры и предназначен для обеспечения коммунальными услугами(теплоснабжение) потребителей. Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по тепловой сети, а также какие-либо документы на данный объект в распоряжении Филиала отсутствуют, Сведениями об организациях, обслуживающей в настоящее время названный участок тепловой сети Филиал не располагает.
Из анализа п.3 ст.225 ГК РФ можно сделать вывод, что постановка объектов на учет в качестве бесхозяйных с последующим признанием права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, включая обращение с соответствующими заявлениями в территориальный орган Росреестра, является обязанностью органа местного самоуправления, который является единственным органом, обладающим правом подачи соответствующего заявления в названный территориальный орган в силу возложенных на него законом полномочий.
Техническое обслуживание указанной выше сети теплоснабжения не осуществляется, а отсутствие собственника последней нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья, поскольку создает угрозу возникновения аварийных ситуаций и причинения материального ущерба.
Исходя из отсутствия у спорного объекта, обладающего признаками недвижимого имущества, титульного собственника и наличия у него признаков бесхозяйной вещи, бездействие Администрации <адрес> по непринятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества названной сети, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенной на нее законодательством обязанности.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах, суд находит иск прокурора Ленинского района г. Смоленска подлежащим удовлетворению с возложением на Администрацию г. Смоленска обязанности по постановке в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи сети теплоснабжения, расположенной по адресу: <адрес> (административное здание с нежилыми помещениями.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Смоленска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации г. Смоленска о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества сети теплоснабжения удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Смоленска в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на постановку на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи сети теплоснабжения, расположенной по адресу: <адрес> (административное здание с нежилыми помещениями).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Михлик
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
«<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |